Сюжет повести
Постмодернистская пьеса
Авангардистская пьеса
Реалистическая пьеса
Драматургия в годы гласности
Постмодернизм
Модернизм
Критический реализм
Проза в годы гласности
Поэзия в годы гласности
Поэзия этого периода очень политизирована. Авторы стремятся пробудить гражданскую активность, преодолеть апатию, привлечь на сторону перестройки.
Е. Евтушенко. «Личное письмо генералиссимуса», «Прелестный сон», «Красное и чёрное», «Вандея»
А. Вознесенский. Поэма «Ров»
Б. Окуджава. «В земные страсти вовлечённый»
В. Астафьев. «Печальный детектив»
С. Каледин. «Сельское кладбище» (жестокий реализм)
А. Зиновьев. «Катастройка» (гротескно-фантастическая реальность)
Антиутопии:
В. Маканин. Повесть «Лаз»
А. Курчаткин. «Записки экстремиста»
А. Кабаков. «Невозвращенец»
В. Маканин. Сюрреалистический цикл «Сюр в Пролетарском районе»
В. Сорокин. «Месяц в Дахау»
Д. Галковский. «Бесконечный тупик»
А. Казанцев. «Великий Будда, помоги им»
Н. Коляда. «Барак»
В. Розов. «Кабанчик»
О. Дарк. «Распашонка
В. Коркия. «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили»
В. Сорокин. «Дисморфомания»
ЛЕКЦИЯ № 24
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
В основе сюжета – события всего лишь одного дня из жизни заключённого Ивана Денисовича Шухова. Действие происходит в один из январских дней 1951 года в каторжном лагере в Казахстане. Воспоминания героя позволяют представить его предлагерную биографию. Иван Шухов родился в 1911 году и провёл довоенные годы в деревне Темгенево. Он – русский крестьянин, обыкновенный мужик. В его семье – две дочери (единственный сын умер рано). На войне Шухов – с её первых дней. Был ранен. Попал в плен, откуда сумел бежать. Был осуждён в 1943 году по сфабрикованному делу «за измену Родине». На момент сюжетного действия отсидел 8 лет. Главное в Шухове - неистребимое внутреннее достоинство. Народный характер Шухова – в неумении и нежелании жаловаться на тяготы, в способности «обустроиться» даже в заведомо неблагоприятной обстановке.
годы испытаний сформировали особенную систему нравственных ценностей. Шухов, как и все русские в лагере, «и какой рукой креститься забыл». Но был уверен, от мелочей до главного человек должен оставаться человеком.
Труд – это жизнь для Шухова. В работе он ощущает вдохновение, прилив энергии, радость мастера.
Отношения персонажей подчинены строжайшей лагерной иерархии. Между заключёнными и лагерной администрацией - непроходимая пропасть.
Весь сюжет повести – это противостояние живого – неживому, Человека – Лагерю. И кто же кого победит: Лагерь Человека? Или Человек – Лагерь?