Система образов в романе

Композиция романа

Жанр романа

Темы, идеи и проблематика романа

 

Роман «Мастер и Маргарита» раскрывает тему непрерывности борьбы за совершенствование жизни, тему ответственности человека за добро, за особую ответственность таланта перед историей и всего человечества за свою судьбу.

Главная идея романа выражена в философском вопросе: что есть добро и что есть зло? Роман утверждает бессмертие добра и право человека бороться со злом. Добро в осуществлении своих целей не может опираться на насилие. Добро – величайшая доброжелательность, желание одного человека понять другого. Добро – это нравственная стойкость, свобода творчества, воля, твёрдость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность.

 

Проблематика романа:

§ проблема веры и безверия;

§ неотвратимость воздаяния по заслугам (символом воздаяния в романе является Воланд);

§ положение судьбы творческого человека в современном советском обществе.

 

 

Жанр романа можно определить как роман-миф, роман-мистерия, философский и лирический роман.

 

 

Роман состоит из 26 глав, 4 из которых посвящены библейской истории. В романе представлены 3 основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский.

Ершалаимский мир – это роман в романе, который живёт в воображении одновременно и Воланда-дьявола, и затравленного критиками писателя-Мастера. Это роман о Понтии Пилате и философе Иешуа Га-Ноцри.

Московский мир – это мир «красной Москвы» 30-х годов.

Три сюжетные линии описываются тремя различными стилистическими приёмами. Изображая «красную Москву», Булгаков использует фельетонный слог, ершалаимский мир представлен высоким, строгим реализмом, развитие отношений Мастера и Маргариты показано при использовании лирического начала.

Общая развязка всех сюжетных линий происходит в едином финале в Вечности.

 

 

Трём мирам романа соответствуют триады героев:

 

  Древний ершалаимский мир Потусторонний мир Современный московский мир
«Носители истины»   Иешуа   Мастер
Правители Прокуратор Понтий Пилат «Князь тьмы» Воланд Директор психиатрической лечебницы Стравинский  
Первые помощники Афраний Коровьев-Фагот Врач Фёдор Васильевич  
«Палачи» Кентурион Марк Крысобой Демон Азазелло Директор ресторана Арчибальд Арчибальдович  
Животные Собака Банга Кот Бегемот Пёс Тузбубен  
Служанки Низа Гелла Наташа  

 

Единственное и уникальное положение в романе занимает Маргарита, символ любви, милосердия и вечной женственности. Она действует во всех трёх мирах.