Система образов в романе
Композиция романа
Жанр романа
Темы, идеи и проблематика романа
Роман «Мастер и Маргарита» раскрывает тему непрерывности борьбы за совершенствование жизни, тему ответственности человека за добро, за особую ответственность таланта перед историей и всего человечества за свою судьбу.
Главная идея романа выражена в философском вопросе: что есть добро и что есть зло? Роман утверждает бессмертие добра и право человека бороться со злом. Добро в осуществлении своих целей не может опираться на насилие. Добро – величайшая доброжелательность, желание одного человека понять другого. Добро – это нравственная стойкость, свобода творчества, воля, твёрдость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность.
Проблематика романа:
§ проблема веры и безверия;
§ неотвратимость воздаяния по заслугам (символом воздаяния в романе является Воланд);
§ положение судьбы творческого человека в современном советском обществе.
Жанр романа можно определить как роман-миф, роман-мистерия, философский и лирический роман.
Роман состоит из 26 глав, 4 из которых посвящены библейской истории. В романе представлены 3 основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский.
Ершалаимский мир – это роман в романе, который живёт в воображении одновременно и Воланда-дьявола, и затравленного критиками писателя-Мастера. Это роман о Понтии Пилате и философе Иешуа Га-Ноцри.
Московский мир – это мир «красной Москвы» 30-х годов.
Три сюжетные линии описываются тремя различными стилистическими приёмами. Изображая «красную Москву», Булгаков использует фельетонный слог, ершалаимский мир представлен высоким, строгим реализмом, развитие отношений Мастера и Маргариты показано при использовании лирического начала.
Общая развязка всех сюжетных линий происходит в едином финале в Вечности.
Трём мирам романа соответствуют триады героев:
Древний ершалаимский мир | Потусторонний мир | Современный московский мир | |
«Носители истины» | Иешуа | Мастер | |
Правители | Прокуратор Понтий Пилат | «Князь тьмы» Воланд | Директор психиатрической лечебницы Стравинский |
Первые помощники | Афраний | Коровьев-Фагот | Врач Фёдор Васильевич |
«Палачи» | Кентурион Марк Крысобой | Демон Азазелло | Директор ресторана Арчибальд Арчибальдович |
Животные | Собака Банга | Кот Бегемот | Пёс Тузбубен |
Служанки | Низа | Гелла | Наташа |
Единственное и уникальное положение в романе занимает Маргарита, символ любви, милосердия и вечной женственности. Она действует во всех трёх мирах.