Исторической преемственности

Тема античности, устойчивости мировой культуры,

Архитектурная тема

ПОЭЗИЯ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА

Тема любви

Тема России

Тема поэта и поэзии

ПОЭЗИЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

 

 

Высокое предназначение поэта – главная тема М.И. Цветаевой. Поэтическое творчество – бурный порыв, захватывающий художника. Поэт и дело поэта воплощаются у Цветаевой в образах «лёгкого огня» и несгорающей птицы Феникс. Но поэзия – это не только свободная стихия творчества, но и ремесло, упорный труд. Поэтому возникает у Цветаевой еще один образ – стол и человек, уже не отрывные друг от друга. Искусство для Цветаевой было святым ремеслом.

Божественным, непререкаемым авторитетом для Цветаевой является А.С. Пушкин. И себя она считала достойной его ученицей.

Часто обращалась Цветаева к своим современникам – поэтам А. Блоку, М. Волошину, А. Ахматовой, Б. Пастернаку и др.

«Моим стихам, написанным так рано»

«Кто создан из камня, кто создан из глины»

«Поэт»

«Вдохновение»

Цикл «Стол»

Цикл «Стихи к Пушкину»

Цикл «Стихи к Блоку»

 

 

Любовь к России, к русской истории, к русскому слову Цветаева пронесла через всю свою жизнь, через все скитания, беды и несчастья. Пережив две революции, гражданскую войну, военный коммунизм, Цветаева была твёрдо уверена, что новая власть была ей не по нраву.

Расставание с Родиной было очень тяжёлым для Цветаевой. В стихотворениях эмигрантского периода – тоска по России, щемящая боль и одиночество.

Позже о Советском Союзе Цветаева будет говорить как о новом мире новых людей, идущих вперёд, в будущее.

Цикл «Стихи о Москве»

«Простите меня, мои горы»

«Родина»

«Рассвет на рельсах»

«Тоска по Родине! Давно…»

«Стихи к сыну»

 

 

Тема любви – святая тема лирики Цветаевой. Лирическая героиня Цветаевой немыслима без любования, восхищения любимым. Она убеждена, что чувства обладают огромной силой, над ними не властны расстояние и время. Героине свойственно стремление преодолеть все преграды, стоящие на пути любви.

«Я с гордостью ношу его кольцо»

«Сергею Эфрону»

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»

«Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе»

 


ЛЕКЦИЯ № 16.

 

 

Основной образ Мандельштама – это образ камня, символизирующий реальность бытия.

«Notre Dame»

«Айя-София»

«Адмиралтейство»

 

 

Античность воспринимается Мандельштамом как колыбель человеческой истории и культуры. Поэт стремится оживить древние корни культуры. Связь эпох, по его мнению, осуществляется через искусство, поэзию, через память о предшественниках.

«Золотистого мёда струя из бутылки текла»

«Ласточка» («Я слово позабыл, что я хотел сказать»)

«Tristia» («Я изучил науку расставанья»)

«Когда Психея-жизнь спускается к теням»

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса»