Исторической преемственности
Тема античности, устойчивости мировой культуры,
Архитектурная тема
ПОЭЗИЯ О.Э. МАНДЕЛЬШТАМА
Тема любви
Тема России
Тема поэта и поэзии
ПОЭЗИЯ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Высокое предназначение поэта – главная тема М.И. Цветаевой. Поэтическое творчество – бурный порыв, захватывающий художника. Поэт и дело поэта воплощаются у Цветаевой в образах «лёгкого огня» и несгорающей птицы Феникс. Но поэзия – это не только свободная стихия творчества, но и ремесло, упорный труд. Поэтому возникает у Цветаевой еще один образ – стол и человек, уже не отрывные друг от друга. Искусство для Цветаевой было святым ремеслом.
Божественным, непререкаемым авторитетом для Цветаевой является А.С. Пушкин. И себя она считала достойной его ученицей.
Часто обращалась Цветаева к своим современникам – поэтам А. Блоку, М. Волошину, А. Ахматовой, Б. Пастернаку и др.
«Моим стихам, написанным так рано»
«Кто создан из камня, кто создан из глины»
«Поэт»
«Вдохновение»
Цикл «Стол»
Цикл «Стихи к Пушкину»
Цикл «Стихи к Блоку»
Любовь к России, к русской истории, к русскому слову Цветаева пронесла через всю свою жизнь, через все скитания, беды и несчастья. Пережив две революции, гражданскую войну, военный коммунизм, Цветаева была твёрдо уверена, что новая власть была ей не по нраву.
Расставание с Родиной было очень тяжёлым для Цветаевой. В стихотворениях эмигрантского периода – тоска по России, щемящая боль и одиночество.
Позже о Советском Союзе Цветаева будет говорить как о новом мире новых людей, идущих вперёд, в будущее.
Цикл «Стихи о Москве»
«Простите меня, мои горы»
«Родина»
«Рассвет на рельсах»
«Тоска по Родине! Давно…»
«Стихи к сыну»
Тема любви – святая тема лирики Цветаевой. Лирическая героиня Цветаевой немыслима без любования, восхищения любимым. Она убеждена, что чувства обладают огромной силой, над ними не властны расстояние и время. Героине свойственно стремление преодолеть все преграды, стоящие на пути любви.
«Я с гордостью ношу его кольцо»
«Сергею Эфрону»
«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»
«Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе»
ЛЕКЦИЯ № 16.
Основной образ Мандельштама – это образ камня, символизирующий реальность бытия.
«Notre Dame»
«Айя-София»
«Адмиралтейство»
Античность воспринимается Мандельштамом как колыбель человеческой истории и культуры. Поэт стремится оживить древние корни культуры. Связь эпох, по его мнению, осуществляется через искусство, поэзию, через память о предшественниках.
«Золотистого мёда струя из бутылки текла»
«Ласточка» («Я слово позабыл, что я хотел сказать»)
«Tristia» («Я изучил науку расставанья»)
«Когда Психея-жизнь спускается к теням»
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса»