Недостатки — с 60-х

Этапы

Основная идея

Базовым принципом метода является то, что группа независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге), лучше оценивает и предсказывает результат, чем неструктурированная группа отдельных личностей.

Субъекты:

· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.

· организационная группа — сводит мнения экспертов в 1.

 

Предварительный:

· подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.

Основной:

· постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется 1 общий вопрос.

· этот 1 вопрос рассылается экспертам. Их просят — можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли Информации; есть ли дополнительная Информация по вопросу. В итоге — 20 ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос Информации, предоставленная Информация.

· рассылается улучшенный опросник — надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует проблеме.

· итерации повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами, или не будет установлено отсутствие единого мнения по проблеме.

Аналитический:

· проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка рекомендаций для ЛПР

· беззащитность эксперта перед организационной группой — слишком большие полномочия.

· мнение большинства — не обязательно правильное; креативное решение — меньшинства, наиболее эффективные решения — отбрасываются.

· анализ — много времени. Минимум на каждый этап — сутки. Не подходит для оперативного анализа.

· возрастает конформизм экспертов, стремление попасть в большинство.

· возможность манипуляции экспертами организационной группой.

Противодействия:

· подбор организационной группы из различных структур, научных и социальных школ.

· ту же проблему прогнать через другую группу

· самые оригинальные решения можно включать в качестве дополнений

Это метод не оперативного, а стратегического планирования.

Применяется в стратегическом планировании в

· технике

· футурологии

· бизнесе

4. Недостатки в России:

В России применяется мало так как:

· долгое время аналитика была централизована — высок конформизм экспертов

· нужны независимые аналитические структуры — в России их нет

· стратегический анализ мало востребован — все авторы знают свои цели.

· нет традиции проведения таких исследований — нет профессионалов, все эксперты знают друг друга и их очень мало.