Недостатки — с 60-х
Этапы
Основная идея
Базовым принципом метода является то, что группа независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге), лучше оценивает и предсказывает результат, чем неструктурированная группа отдельных личностей.
Субъекты:
· группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
· организационная группа — сводит мнения экспертов в 1.
Предварительный:
· подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.
Основной:
· постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется 1 общий вопрос.
· этот 1 вопрос рассылается экспертам. Их просят — можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли Информации; есть ли дополнительная Информация по вопросу. В итоге — 20 ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос Информации, предоставленная Информация.
· рассылается улучшенный опросник — надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует проблеме.
· итерации повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами, или не будет установлено отсутствие единого мнения по проблеме.
Аналитический:
· проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка рекомендаций для ЛПР
· беззащитность эксперта перед организационной группой — слишком большие полномочия.
· мнение большинства — не обязательно правильное; креативное решение — меньшинства, наиболее эффективные решения — отбрасываются.
· анализ — много времени. Минимум на каждый этап — сутки. Не подходит для оперативного анализа.
· возрастает конформизм экспертов, стремление попасть в большинство.
· возможность манипуляции экспертами организационной группой.
Противодействия:
· подбор организационной группы из различных структур, научных и социальных школ.
· ту же проблему прогнать через другую группу
· самые оригинальные решения можно включать в качестве дополнений
Это метод не оперативного, а стратегического планирования.
Применяется в стратегическом планировании в
· технике
· футурологии
· бизнесе
4. Недостатки в России:
В России применяется мало так как:
· долгое время аналитика была централизована — высок конформизм экспертов
· нужны независимые аналитические структуры — в России их нет
· стратегический анализ мало востребован — все авторы знают свои цели.
· нет традиции проведения таких исследований — нет профессионалов, все эксперты знают друг друга и их очень мало.