История возникновения и развития неориторики

Современный риторический текст

Неориторика как новая ступень в развитии риторики.

Лекции № 3-4

План

1. Понятие «неориторика».

2. История возникновения и развития неориторики.

3. Риторика и лингвистическая прагматика.

4. Неориторика и коммуникативное сотрудничество

5. Современный риторический текст

Литература

(Обратите внимание на следующие источники в списке лит-ры:)

1. Синельникова Л.Н., Лапотько А.Г. Риторика как научная и учебная дисциплина. — Луганск, 1996.

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: : успешность речевого взаимодействия. — М.: Рипол классик, 2002. – С. 112.

3. Бацевич Ф.С. Основи комунікативної лінгвістики: підручник. — К.: Видавничий центр «Академія», 2004. — 344 с.

4. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики – М., 1991.

5. Неориторика: проблемы и перспективы // Семиотика. Коммуникация. Стиль. – М., 1984.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. Риторика в узком смысле – это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен бельгийским профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Неориторика – область современных междисциплинарных исследований, изучающая законы речевой коммуникации, принципы построения и интерпретации художественного выразительного и убеждающего текста. Неориторика – понятие, которое введено в научную парадигму с целью определения содержания и функциональных задач риторики в современных условиях – в условиях новой языковой и общественной ситуации. Неориторика ориентируется на потребности сегодняшнего дня. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых языковедческих наук – лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии; опирается на данные нейролингвистики, социолингвистики и семиотики.

Во второй половине 20 в. на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации.

Фокус неориторики по сравнению с традиционной университетской риторикой сместился в целом ряде ключевых областей. В анализе аргументации вместо прежнего изучения ее рационально-логического устройства неориторика перешла на исследование роли языка в аргументации. Место ранее стоявшего в центре внимания практической риторики изобретения речи заняла проблематика рецепции или декодирования речи адресатом. Преодолев биографический подход (в литературоведении), новые риторы сосредоточились на самом литературном тексте, отделив его от внешних условий его создания. В анализе институциональной коммуникации отдель­ные тексты уступили место корпусам текстов и дискурсивным практикам в целом.

В неориторике радикально изменилось самосознание риторики. Она перестала воспринимать себя как практику создания и произнесения устной речи. Из представления об искусстве «о всякой данной материи красно говорить, и тем приклонять других к своему об оной мнению», по М. В. Ломоносову, исчезло понятие данной, т. е. заданной извне, внериторически, материи. В неориторике риторика преобразовалась во всеобъемлющую творческую символическую деятельность. В ходе этой деятельности люди создают себе и другим символические миры, в которых затем и живут.

К «отцам» неориторики причисляют прежде всего К. Берка, Р. Маккеона, X. Перельмана и Ричардса. Влияние К. Берка остается большим и по сей день, особенно в США. Он утверждал: «Везде, где есть значение, есть убеждение, а где есть убеждение, там есть и риторика». Р. Маккеон полагал, что проблематика риторики должна быть расширена за пределы теории и практики убеждения.

Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х. Перельмана и Л. Ольбрехт-Тытеки. X. Перельман, автор, совместно с Л. Ольбрехт-Тытекой, трактата «Новая риторика – трактат об аргументации» (1958), основное внимание уделял противопоставлению демонстрации (как имеющей дело с очевидным) и аргументации (как обращенной к вероятному), указывая, что предметом интереса риторики является последняя. Ему принадлежит приоритет в возрождении на современном научном уровне диалектики – античного искусства ведения спора.

Теории основателей неориторики были в тех или иных аспектах приняты научными школами в различных странах. В связи с этим по­явилась возможность говорить о следующих направлениях, или школах неориторики:

Общим для ряда направлений неориторики является восходящее, видимо, к К. Берку представление о том, что, любое высказывание может получать риторическую интерпрета­цию, будучи рассмотрено в терминах ситуации высказывания и в отношении к любому читателю или слушателю – как если бы это был спор с ними.

Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации. Новая риторика оторвалась от схоластических наднациональных предписаний и не только тонко учитывает возможности национальных языков, но и оперирует такими понятиями, как языковая и понятийная картина мира, отражающими национальный менталитет, закрепленный в языке.

Активно расширяется проблематика неориторики, имеющей в качестве своего предмета описание принципов построения любых словесных произведений; проблемы устной интерпретации литературы, нацеленной на понимание художественного произведения, речевой педагогики, дебатирования (Н.А. Безменова Очерки по теории и истории риторики – М., 1991, Неориторика: проблемы и перспективы // Семиотика. Коммуникация. Стиль. – М., 1984; В.А. Радченко; Поль Л. Сопер Основы искусства речи. – М., 1992; R. Bryant, P. Morier, P. Ross, J. Sarett). Явственно отмечается вторжение в неориторику новой терминологии из теории коммуникации, психологии, социологии, семантики. Неориторика ставит и проблему речевого существования человека и народа; изучает эффективность речи в контексте подготовки современного речедеятеля; дает рекомендации пользования словарем речедеятелям, принадлежащим к разным профессиям. Современные функции риторики, которые могут быть поняты и как ее задачи, мыслятся как общественное управление, формирование морали, нравственности и этики, формирование стиля, исследование психологии речетворчества.

Неориторикой положено начало важным наблюдениям над функционированием слова в социальном контексте, над суммой опыта рецепции предметных представлений, речевых произведений и топосов-смыслов, который, как известно, и составляет языковую личность. Языковая личность оценивается по тому, каким искусствам речи и с какой полнотой она обучена и каким опытом и навыками она владеет в разных родах, видах и формах словесности.

Интересны связи неориторики с современными науками коммуникативного цикла, теорией массовой коммуникации, новыми информационными технологиями. В современной риторической науке и практике занимает видное место проблема соотношения слова и дела. Неориторика, основательно представленная, например, в книге Н.А. Безменовой, не только охватывает все самые современные направления ораторского искусства, но и утверждает, что все они восходят к классике. Неориторика претендует не без основания на роль всеобщей методологии гуманитарного знания.

Неориторика включает классические признаки риторики, устанавливая правила и нормы формирования текста с учетом отношений между мыслью (содержанием) и речью (способом языкового выражения мысли). Ориентируясь на развивающуюся практику употребления языка в новых исторических условиях, неориторика получает достаточно свободное, не скованное традиционными канонами развитие. Содержание неориторики определяется с учетом реальных коммуникативных задач современного человека, потребностей сегодняшнего дня. В этом случае неориторика, не порывая с классической риторикой, имеет ярко выраженный прикладной характер. Неориторика учит умению осуществлять целенаправленный выбор языковых средств, управлять своим речевым поведением, и все это сквозь призму реальных коммуникативных задач современного человека.

Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи (сторонники риторики как науки о художественно-выразительной речи: в некоторой степени авторы «Общей риторики», В.Н.Топоров и др.). Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.

В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современной семиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики – насколько исходя из возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.