Живопись Высокого Возрождения.

Период Высокого Возрождения длился около 30 лет – с 1500 по 1530 гг.Если Раннее Возрождение отражает стремление к анализу, раскрывает находки и соотносится с юношеским мироощущением, то Высокое Возрождение синтезирует полученный опыт и подводит итог работе. Мировоззрение этого времени соотносится с умудренной зрелостью. Присутствует сосредоточенность на главном. Появляются обобщенные образы.

Главные фигуры Возрождения – Леонардо, Рафаэль и Микеланджело – сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом, пап, терпя милости и капризы заказчиков. Их пути часто пересекались, и они выступали как соперники. По прошествии веков в сознании потомков их творчество соединилось, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом, физиологом, ботаником. Известно мало произведений Леонардо не столько потому, что они погибли, сколько потому, что он их не завершал. Переполненный замыслами, мастер ограничивался тем, что намечал в эскизе, в наброске, в записи примерных путей решения той или иной задачи. Он был великий экспериментатор, его больше интересовал принцип, чем само осуществление. Если он задавался целью осуществить замысел до конца, ему хотелось добиться такого совершенства, что конец отодвигался все дальше и дальше. Он работал над одним произведением долгие годы. Как ученика Вероккио, Леонардо не сразу признали. В то время большой популярностью пользовался Боттичелли. Мастер работал в Риме, Милане, Флоренции, в конце жизни переселился во Францию. Он считал себя гражданином мира, был чужд политическим интригам и ехал туда, где предоставляли возможность творить. Леонардо отбросил яркую окраску. Он писал бесконечно тонкими тональными переходами. Леонардо да Винчи умел писать туманность и влажность воздуха, тонко передавать эффект воздушной дымки, мягко вводить свет и тени и сглаживать контуры предметов, чтобы соединить их с окружающим пейзажем. На рисунках Леонардо да Винчи сохранились исследования в области гидравлики, военных машин, крепостных укреплений, поворотных кранов, здесь встречаются предложения об устройстве пешеходного движения в разных уровнях. В 1513-1514 гг. при папе Льве X он составил проект осушения Понтийских болот, расположенных к югу от Рима. Его известные работы: «Портрет Моны Лизы» («Джоконда»), «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря» и другие.

Рафаэль Санти (1483-1520) на 30 лет моложе Леонардо, прожил 37 лет. Ушедший из жизни молодым, он почти все свои произведения завершил, начинания осуществил. Незавершенность не вяжется с характером его искусства – воплощением ясной соразмерности, строгой уравновешенности, чистоты стиля. Он развивался последовательно, плавно. В его жизни не было жестоких кризисов. Учился художник у Перунджино. Он также был очень разносторонним человеком: архитектором, монументалистом, мастером портрета и декора. Его знают как создателя дивных мадонн. «Мадонна Конестабиле» (1504) была написана в юности. Круглый формат – «тондо» – Рафаэль любил и к нему не раз обращался. Мастер обобщает дробность форм натуры, у мадонн всегда гладкие волосы, ниспадающее покрывало охватывает фигуру единым контуром. «Сикстинская мадонна» (1515-1519) - небесная странница, закутанная в плащ. Одухотворенность и покоряющая глубина исходят от этой картины. Его известные работы: «Автопортрет», «Мадонна со щегленком», «Афинская школа» и другие.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – ваятель, архитектор, живописец, поэт. Он прожил 89 лет. К 15-ти годам Микеланджело – отличный рисовальщик у учителя Доменико Гирландайо. Медичи просят прислать несколько талантливых учеников, среди них оказывается Микеланджело. Во Флоренции он мастерски вылепил «Спящего Амура», умело загрязнил его и продал в Риме посреднику за 30 дукатов. Посредник перепродал фигурку кардиналу Риарио уже за 200 дукатов, выдав ее за античную редкость. Но кардинал отправил своего агента во Флоренцию, нашел Микеланджело и предложил получить причитающуюся ему разницу в цене. Молодой 24-х летний скульптор по протекции банкира выполняет несколько статуй. Мастер изваял из единой мраморной глыбы, ранее уже испорченной Леонардо, прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта «Давида». Согласно мифу, пастух Давид победил великана Голиафа. Микеланджело высвобождал образ, отсекая все лишнее. Ваятель говорил, что хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отвалится ни одной части. Отсюда – монолитность его работ. Движения созданных им образов сильны, страстны. Он много лет работает над гробницей папы Юлия II. Роспись Сикстинской капеллы занимает площадь 600 м2. Эта роспись является энциклопедией пластики. Могучие телом и духом пророки, сивиллы, другие библейские персонажи предстают в сложных ракурсах и поворотах («Сотворение Адама»). После окончания росписи Сикстинской капеллы, папа отметил: «Что-то бедновато». На что художник ответил: «Так ведь все святые люди презирали богатство». Как архитектор, он проявил себя в здании капеллы Медичи. Позднее Микеланджело расписывает алтарную часть Сикстинской капеллы - «Страшный суд». Ему уже 66 лет. Затем он сдает заказчику гробницу Юлия II. От прежнего великого замысла здесь осталась лишь фигура Моисея. Папа Павел II поручает Микеланджело завершить строительство собора Святого Петра в Риме.

 

Маньеризм. Художники второй половины XVI в. продолжали чтить своих предшественников – великие фигуры Высокого Возрождения. Они считали, что следуют их традициям. На самом деле они усваивали обрывки внешних форм, доводя их до карикатуры. Школа маньеристов культивировала «змеевидные повороты», якобы заимствованные у Микеланджело. Они заимствовали у Леонардо указующие жесты, таинственные улыбки, превратив их в двухсмысленность и жеманность. Пустая изысканность, нарочитые позы свойственны Пармиджанино («Мадонна с длинной шеей», «Мадонна с розой»). Среди маньеристов были сильные мастера многого достигшие в портрете: Понтормо, Брунзино. Известность пришла к чеканщику и скульптору Б. Челлини.

Созданная в противовес маньеризму Болонская Академия оказалась еще более плодотворной в своих попытках создать «большой стиль», следуя Рафаэлю. Один из основателей этой школы живописи - Аннибале Каррачино. Картины, созданные Гвидо Рени, безжизненные и слащавые, отражают состояние болонского направления.

 

Возрождение в Венеции (Позднее Возрождение) XVI в.

В XV-XVI вв. Венеция, город-республика, была символом силы, богатства, роскоши, воплощением особого вида искусства превращать жизнь в праздник. Венецианское правительство, «отцы города», всегда давали людям кусок хлеба, т. е. работу, и заботились о их развлечениях. Народ занимался на строительстве прекрасных зданий, и хотя официально здесь только один дворец – Палаццо дожей, а остальные – дома, Венеция – город дворцов. Красоту и сложность кружев, созданных на острове Бурано в эпоху Ренессанса, сравнивали с хитросплетениями венецианских дипломатов. «Плести венецианские кружева» означало тонкую политическую интригу. Венеция мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками древности – ее Ренессанс имел другие истоки. Она поддерживала тесные торговые отношения с Византией, арабским Востоком, Индией. Отсюда византийская красочность и золотой блеск. Каменное кружево архитектуры (собор святого Марка, Дворец Дожей) напоминают мавританскую Альгамбру. Дворец Дожей – объект венецианской готики – сочетание стрельчатой аркады с арабским узором стен.

Раннее Возрождение в Венеции связано с именами Джентиле Беллини, Чим да Конельяно, В. Карпаччо, Антонелло да Мессина. С именем Джованни Беллини соотносится переход от Раннего к Высокому Возрождению.

Джорджоне (1477-1510) – ученик Беллини, считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Произведения Джорджоне ясны, уравновешенны. Здесь проявлена любовь венецианцев к чувственной красоте цвета. Материальность изображения достигается не градацией света и тени, а цветом («Спящая Венера»). Мужественная величавость и тонкая поэтичность видна в картине «Юдифь».

Тициан (1477?-1576) родился в семье военного, учился как и Джорджоне у Джанбеллино. Слава к нему пришла в 1516 г. и не оставляла до конца жизни. Дух античности был постигнут им после поездки в Рим в 1545 г. Пишутся картины «Венера Урбинская», «Введение Марии во храм», первый вариант полотна.«Даная». На протяжении всей жизни художник занимается портретом, в котором передает напряжение внутреннего состояния человека («Портрет молодого человека с перчаткой»). В его более зрелых работах меняется техника живописи и колорит. Светлый золотистый колорит и мягкие лессировки уступают место пастозной, бурной, мощной живописи. Здесь часто используется темный, теплый колорит с обилием оттенков коричневого цвета, переходящего в глубоко черные оттенки («Бичевание Христа», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян», «Оплакивание»).

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528-1588) был родом из Вероны. Слава пришла к нему, когда он начал работать в 1553 г. над росписями для Дворца Дожей. Он достиг высокого мастерства при написании многофигурных композиций. В картине «Брак в Кане Галилейской» показаны 138 фигур, она имеет размеры 6.6×9.9 м. Огромные декоративные картины праздничной Венеции («Пир в доме Левия»), где одетая в праздничные костюмы толпа изображается на фоне архитектурных сооружений, передают чувство радости жизни («Триумф Венеции»). Иногда персонажи картин одеты в восточные одежды – чалмы, халаты и т.д. Паоло Карьяри Веронезе на упреки в чрезмерной напыщенности и роскоши в ущерб библейской простоте, Веронезе взывает к творческой вольности: «Мы, художники, поступаем также свободно, как поэты и безумцы». Пользуясь этой свободой, он изображает Иисуса в окружении людей своего времени, одетых в венецианские или турецкие одежды, помещает и на полотне шутов и псов.

 

Якобо Робусти по прозвищу Тинторетто (1518-1594) был сыном красильщика шелка, учился живописи у Веронезе, осваивал опыт Микеланджело и Тициана. Многочисленные произведения Тинторетто, написанные в основном на сюжеты мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения («Чудо святого Марка», «Введение Марии во храм»). В картине «Тайная вечеря» нет спокойно стоящих фигур. Художнику хочется закрутить их в вихревом полете. Чувствуется неограниченность пространства. Для Тинторетто характерно объединение реальных массивных тел и потоков призрачного света («Происхождение Млечного пути»).