Деятельность Европейского союза в области стандартизации

Деятельность Европейского Союза (ЕС) в области стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957г. о создании единого европейского рынка. Договор предписывает сближение законодательных, распорядительных и административных решений стран-членов. Для начала работ по сближению национальных стандартов в рамках устранения технических барьеров в торговле была характерна попытка их гармонизации. Однако еще в 1985г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетнего поиска и создания единых стандартов оказались незначительными. Существенный разрыв между тем, что было, и тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к разработке программы «Зеленая книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенте. Основное в «Зеленой книге» - евростандарты,которые должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы- содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.

Нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство. Рассмотрим его подробнее, так как стоит задача создать в России систему стандартизации, эквивалентную ЕС.

Техническое законодательство ЕС представлено:

- постановлениями Совета,

- директивами Совета,

- гармонизированными европейскими стандартами.

Постановления Совета имеют прямое действие для стран-членов ЕС.

Директива Совета вводится через законодательные акты государств-членов ЕС.

В применении постановлений и директив существует старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции.

Например: в директиве № 76/ 768, принятой по косметике в 1976г., содержится 15 статей и 8 предложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов, перечни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению и т.д. К директиве имеются 23 поправки.

Новый подход введен в 1985г. В новыхдирективах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким Европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину «европейский стандарт» добавляется определение «гармонизированный».

Таким образом, гармонизированный европейский стандарт - это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в таком случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС дает задание европейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется знаком – СЕ.

Необходимо отметить, что на один вид продукции может распространяться несколько директив. Тогда знак соответствия СЕ проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак СЕ - не для потребителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продукция, маркированная знаком СЕ, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.

Особенность и сила большинства евростандартов заключается в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран.

Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров в перспективе будут положены в основу единого стандарта ЕС.

Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заключается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.