Общие сведения о цифровых и электронных картах
Вычерчивание оригиналов топографических планов и фотопланов
Топографические планы получают в результате проведения съемок и создания съемочных оригиналов.
В настоящее время для создания съемочных оригиналов применяются преимущественно данные тахеометрической съемки, а также аэросъемки и космические спутниковые данные, доступ к которым возможен даже посредством Интернет. Аэросъемка и другие виды наземных съемок (мензульная, теодолитная) в связи с высокими затратами применяются редко.
Тахеометрическая съемка применяется в масштабах 1 : 500 – 1 : 5 000 для небольших участков местности. Во время съемки для каждой станции составляется абрис, представляющий собой план местности, на котором записываются и зарисовываются данные, относящиеся не только к ситуации, но и к рельефу.
Данные съемки обрабатываются с помощью программных средств, по абрису и таблицам условных знаков выполняется составление топографических планов.
Составление съемочных оригиналов выполняется в следующей последовательности:
1) опорные пункты и ориентиры;
2) гидрография;
3) населенные пункты и промышленные объекты;
4) пути сообщения;
5) линии связи: нефтепроводы, ЛЭП и др.;
6) контуры почвенно-растительных покровов;
7) рельеф;
8) зарамочное оформление.
Оформление фрагмента начинают с выполнения внутренней рамки, по которой ориентируют условные знаки. Затем последовательно наносят условные знаки опорных пунктов, гидрографии, населенных пунктов, дорожной сети и их сооружений, границ и ограждений, растительного покрова и рельефа. Далее выполняются внешняя рамка с надписями и зарамочное оформление.
Электронная карта. Векторная или растровая карта, сформированная на машинном носителе (например, на оптическом диске) с использованием программных и технических средств в принятой картографической проекции, системе координат и высот, условных знаках, передающих требуемое содержание, и предназначенная для отображения совместно со специальной (статистической) информацией, анализа и моделирования, а также решения информационных и расчетных задач.
Цифровая карта. Цифровая модель земной поверхности, сформированная с учетом законов картографической генерализации в принятых для карт проекции, разграфке, системе координат и высот (ГОСТ 28441-90).
Различные виды картографической продукции в виде электронных и цифровых карт широко используются при оперативном управлении промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, анализе социальных процессов, планировании использования материальных и природных ресурсов, поиске полезных ископаемых, мониторинге экологической обстановки, принятии решений в чрезвычайных ситуациях. Эти средства картографического обеспечения позволяют получать новые знания о земной поверхности, местности, характеристики ее элементов и объектов (например, плотность населения, густота дорожной или речной сети, количество объектов определенных классов, данные о расстояниях и площадях).
По существу различные карты (картографические модели) являются образно - знаковым, математически определенным и генерализованным отражением реальной трехмерной местности. Изображение динамики происходящих событий (обстановки), привязанное к карте или другой картографической модели, имеет и четвертое измерение - время. Таким образом, важнейшим преимуществом карт, особенно электронных карт, является их способность передавать информацию об обстановке в режиме реального времени.
|
|
|
|
|
Одним из основных требований является обеспечение системы картографической информацией для изучения страны и ее регионов. Картографическая информация должна характеризовать важнейшие объекты. Полная и достоверная картографическая информация должна передаваться в простой и наглядной форме. Объем картографической информации, циркулирующей в системе, определяется характером решаемых задач. Поскольку в современных условиях местность изучается преимущественно с использованием различной картографической продукции, все эти средства картографического обеспечения должны позволять получать наглядное, доходчивое и обобщенное отображение местности с наименьшими затратами времени для уяснения необходимых сведений и их оценки. Картографический способ передачи информации о местности должен обеспечивать не только изучение территории страны и ее регионов, но и выполнение расчетов и моделирование ситуаций.
Картографические проекции, применяемые при создании карт, должны обеспечивать сплошное (без разрывов) картографирование отдельных регионов и значительных по протяженности территорий, а также максимально возможной для отображения на плоскости части земной поверхности с минимальными искажениями углов, линий и площадей.
Масштабный ряд карт должен обеспечить отображение местности с детализацией и точностью, необходимой для решения задач всеми пользователями. В соответствии с масштабом карты должны достоверно и полно отображать современное состояние местности, ее типичные черты и характерные особенности, а также обеспечивать нанесение элементов оперативной информации и определение координат объектов. Они должны наглядно выделять главные элементы и объекты, позволять быстро оценивать местность и ее свойства. В целях упрощения обмена информацией между различными пользователями, унификации средств передачи информации, система карт должна быть максимально возможно согласована по содержанию и унифицирована по математической основе, условным знакам и форматам листов.
С позиций теории познания, электронная или цифровая карта должна рассматриваться как пространственная, математически определенная и генерализованная образно-знаковая модель действительности. В качестве модели она должна служить средством познания структуры изображаемых на ней явлений и процессов, их взаимной связи, динамики во времени и пространстве.
Содержание карт должно быть полным, достоверным, современным, точным и обеспечивать решение задач в интересах многих пользователей.
|
|
Достоверность (правильность сведений, изображенных на карте на определенное время) и современность (соответствие современному состоянию отображаемых объектов) карты означают, что содержание карты должно соответствовать местности на момент ее использования.
|
|
|
Электронные карты (ЭК) классифицируются:
1)по видам использующих их автоматизированных систем:
- для использования в автоматизированных системах управления (АСУ);
- для использования в автоматизированных системах навигации (АСН): наземной, воздушной, космической;
- в автоматизированных системах народнохозяйственного значения.
2) по назначению:
- для решения расчетных задач отображения и моделирования оперативной информации и местности;
- для задач отображения обстановки и местности на экранах коллективного и индивидуального пользования.
3) по видам и масштабам:
- электронные планы городов масштабов 1:10 000,1:25 000;
- электронные топографические карты масштабов 1:25 000, 1:50000, 1:100 000, 1:200 000, 1:500 000, 1:1 000 000;
- электронные авиационные карты масштабов 1:500 000, 1:1 000 000, 1:2000 000, 1:4 000 000;
-электронные тематические карты.
4) по способам представления (изображения) информации:
-двухмерные модели (х,у);
-трехмерные модели (х,у,Н);
-четырехмерные или пространственно-временные модели (x,y,H,t).
5)по формам представления:
-векторные;
-растровые.
В народнохозяйственных системах электронные карты должны обеспечить оперативное управление народнохозяйственным комплексом в целом по отраслям, планирование использования материальных и природных ресурсов страны, анализ социальных процессов, моделирование управления ресурсами и принятия решений при действиях в экстремальных ситуациях, мониторинг экологической обстановки, создание и ведение кадастров.
В автоматических системах управления электронные карты должны позволять в реальном времени оценивать обстановку и принимать решение, ставить задачи и организовывать взаимодействие, изучать географические особенности регионов, территорий и местность, а также выполнять необходимые расчеты при оценке обстановки, планировании, моделировании действий, определении свойств местности, прогнозировании изменений местности, определении координат объектов на местности.
В автоматических системах навигации электронные карты должны обеспечивать наземную, воздушную и космическую навигацию.
Вопросы использования электронных карт в системах народнохозяйственного назначения в общем случае решаются разработчиками этих систем в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, в том числе в части определения содержания и структур картографических баз данных этих систем, способов совместного использования информации о местности со специальной информацией (обстановкой), решения расчетных задач.
Форма цифрового представления электронных карт - векторная и растровая.
Под векторной формой понимается способ представления метрической картографической информации в виде набора векторов заданной длины и ориентации.
Под растровой формой понимается способ представления картографической информации в виде матрицы, элементами которой являются значения кодов цвета карты.
Процесс создания электронных карт включает следующие основные этапы:
1) автоматизированное преобразование исходной картографической информации в цифровую форму;
2) символизация цифровой картографической информации и автоматизированное составление электронных карт;
3) разработка пользовательской системы управления базами данных для работы с электронными картами.
На первом этапе решается задача получения на основе имеющихся исходных картографических материалов (аэрокосмических снимков, расчлененных оригиналов и цветных тиражных оттисков карт) векторной цифровой модели карты - основы электронной карты.
Эта задача решается следующими основными методами:
1) методом цифрования исходных картографических материалов на планшете (цифрователе) путем отслеживания контуров объектов, подготовки и ввода семантики, структуризации цифровой информации;
2) методом сканирования исходных картографических материалов с последующей автоматической или интерактивной векторизацией и распознаванием растрового изображения на экране дисплея, ввода требуемой семантики и структуризации цифровой информации.
При этом для автоматизации распознавания и векторизации растрового изображения целесообразно использовать аппарат картографической экспертной системы для настройки и обучения программного обеспечения на заданные параметры распознаваемых элементов и объектов местности и карты. Реализуемые в настоящее время сканерные технологии автоматизированного получения векторной цифровой информации обеспечивают автоматизацию распознавания порядка 90% по рельефу, 50-60% по гидрографии и растительному покрову при использовании издательских оригиналов карт. Ориентировочная производительность - 70-100 часов на один номенклатурный лист.
На втором этапе решаются задачи:
- символизации векторной модели;
- составления электронной карты по уровням нагрузки;
- контроля и редактирования символизированных электронных карт;
- получения архивной графической символизированной копии электронной карты.
Сущность процесса символизации состоит в присвоении каждому объекту кода (N) соответствующего условного знака из библиотеки условных знаков по классификационному коду, характеристикам объектов и их значений. Этот процесс выполняется автоматически в зависимости от масштаба и вида электронных карт. При этом создается унифицированная библиотека условных знаков и шрифтов. Каждый условный знак имеет свое цифровое описание - векторное или (и) растровое. Кроме этого для последующей визуализации готовится массив последовательности вывода картографического изображения.
Одной из существенных характеристик ЭК является уровень нагрузки. Исходное изображение, например, для электронной карты масштаба 1:50000 принимается за базовое. Далее каждому объекту в зависимости от его значимости присваивается один из уровней нагрузки (1,2,3,4). Такой подход обеспечивает читаемость картографического изображения на экране дисплея практически при любом его территориальном охвате (окне) в пределах всего номенклатурного листа.
Составление электронной карты по уровням нагрузки реализуется на экране дисплея в интерактивном режиме по окнам, начиная от наименьшего окна, в пределах которого читаются все объекты, с последующим увеличением размеров окон по методу квадродерева. При этом обеспечивается согласование нагрузки и сводка объектов между окнами как в пределах одного номенклатурного листа, так и между соседними номенклатурными листами для каждого уровня нагрузки. Для решения этой задачи целесообразно использовать аппарат экспертных систем для принятия решения по оптимизации отбора объектов по уровням нагрузки с учетом целого ряда факторов. При этом требуется аппарат установления пространственно - логических связей.
В процессе составления электронных карт по уровням нагрузки осуществляется программный и визуальный контроль и редактирование информации, которое, в основном, сводится к размещению подписей объектов. Процесс создания электронных карт завершается получением символизированной графической копии последовательно для каждого уровня нагрузки, начиная с первого (с наиболее значимыми объектами).
Формирование электронных карт осуществляется в универсальной структуре данных, обеспечивающей возможность записи векторной информации как в последовательном, так и в цепочно-узловом представлении, в растровом виде, справочной информации, а также формирование сегментов данных пользователей. Технология реализуется на комплексе автоматизированных рабочих мест, объединенных в локальную вычислительную сеть.
Информационное обеспечение технологии создания системы электронных карт включает:
- систему классификации и кодирования картографической информации;
- правила цифрового описания картографической информации;
- систему (библиотеки) условных знаков электронных карт;
- формат данных электронных карт.
К основным методам создания электронных карт относятся:
- методы автоматического распознавания образов (растровых изображений, получаемых при сканировании);
- методы картографической генерализации с использованием теории графов и логико-процедурного подхода, аппарата экспертных систем;
- методы многосредного (multimedia) программного обеспечения;
- методы экспертных систем;
- методы установления пространственно-логических связей.
Все основные качества и преимущества электронных карт проявляются при их использовании. Поэтому наряду с собственно электронными картами потребителю может выдаваться системы управления базами данных электронной карты, которая реализует следующие основные задачи:
1) создание и ведение базы данных электронной карты;
2) работа с картографическим изображением:
- отображение, масштабирование, перемещение картографического изображения в произвольном направлении;
- управление динамическим окном, уровнями нагрузки визуализируемого изображения;
- получение справок об объектах местности;
- редактирование изображения;
- ведение классификатора и библиотеки условных знаков;
- формирование, хранение, нанесение на электронных картах пользовательских слоев и их редактирование;
- ведение пользовательских классификаторов о библиотеке условных знаков (например, библиотеки специальных условных знаков);
- вывод картографического изображения совместно со спецнагрузкой на графопостроители и другие устройства.
3)связь со стандартными базами данных;
4)пользовательский интерфейс по решению прикладных информационных и расчетных задач (расчет матрицы высот рельефа, построение профилей местности, зон видимости, определение координат и высот в точке, расстояний, азимутов).
Следует отметить, что технология создания электронной карты и пользовательской системы управления базами данных реализуется на одних и тех же программных модулях, что позволяет унифицировать программное и информационное обеспечение в целом.