Заполнение схемы и одновременное рассуждение.

1. Предмет или явление реального мира человек воспринимает посредством чувственных ощущений. Отдельные органы чувств (рецепторы) реагируют на раздражители внешнего мира. Через нервные пути сигналы попадают в кору головного мозга. Таким образом, в сознании происходит отражение соответствующих свойств материи. В ощущении проявляется превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Ощущения, соответствуют объективно существующим свойствам внешнего мира, составляют, таким образом, основу нашего познания.

Показать студентам яблоко и спросить:

1. Что это такое? – яблоко, цвет, форма, вкус, запах, плод, сочный плод.

2. Каков путь процесса познания и связанных с ним логических операций?

Поэтому при изучении с учащимися плодов нужно начинать с демонстрации плода, например, яблока. При помощи органов чувств они узнают: форму, размер, цвет, вкус, запах. Ощущение – это чувственная форма отражения объективного мира. (Написать). Но отдельные ощущения отражают отдельные свойства материи. Поскольку в действительности эти свойства не изолированы одно от другого, то и человеческое сознание не отражает их в виде обособленных ощущений, а отражает комплексно, в форме дву- или многосторонних связей. Следовательно, восприятие – это целостное отображение предмета, фрагмента действительности, возникающего на основе ощущений, благодаря синтезирующей деятельности мозга. Восприятие – начало процесса осмысления ощущений. (Написать).

Вопрос: А если яблоко убрать, смогут ли ученики воспроизвести яблоко?– Смогут. Т.е. они уже представляют его.

На доске записать: «представление».

Воспроизведенный образ предмета или явления, которое мы в данный момент не воспринимаем, называется представлением, т.е. это образ, хранимый в нашей памяти. Представление – наиболее сложная форма чувственного познания.

Вопрос: Как вы думаете, представления субъективны или объективны. Представьте и опишите, пожалуйста, данное яблоко (два человека).

Представления часто бывают субъективны. Таким образом, человек может запомнить те или иные признаки предмета или явления, а из запомнившихся признаков многие могут быть не основными, а второстепенными. На данном примере видно, что является существенным – то что плод имеет семена и то, что он сочный. Зачастую знания учеников остаются на уровне представлений.

Это может быть следствием плохого усвоения материала, которое выражается в незнании существенного и главного. А нам важно то, чтобы ученики отмечали и запоминали прежде всего существенные признаки. Вот и надо учеников учить выделять главное, обобщать, тогда мы и можем сказать, сформировали у ученика понятие. Как поступить в случае формирования понятия «плод». Что такое понятие? – Понятие – это обобщенные представления о существенных признаках предметов, явлений и процессов. Понятия являются качественно новым уровнем познания. На схеме записать «понятие».

Представления: Вспомните свой дом (попросить описать его двух-трех студентов) – Чем мы оперируем при его описании – единичное представление. А если попрошу описать дом вообще – это общее представление: в нем сохраняются конкретные для всех домов признаки: имеются стены, крыша, окна, двери.

Если же мы скажем слово «постройка», то тем самым мы отвлечемся от каких бы то ни было частных признаков, характерных для дома, сарая, гаража, лестницы и т.д. Отвлекаясь, абстрагируясь от их отдельных признаков человек выделяет лишь существенное, что является общим для всех построек вообще: они построены из какого-то материала, имеют какую-то форму, какое-то целевое назначение. Такое обобщенное знание, не являющееся ни образом дома, ни образом лестницы, ни гаража и есть понятие. Понятие, как правило, не имеет чувственно-наглядной формы. Оно существует в слове, в данном случае в слове «постройка».

В понятиях отражается то содержание, которое заключено в вещах. Понятия раскрывают существенные связи и отношения между предметами и явлениями. Значит знания состоят из понятий и человек мыслит понятиями. Понятия – одна из форм мышления. «От живого созерцания к абстрактному мышлению, от него к практике – таков длительный путь познания истины, познания объективной реальности.»

Между представлениями и понятиями нельзя провести резкой границы. Представления, становясь все более и более обобщенными, приобретают признаки понятия. Став конкретным, понятие переходит в представление. Так, мы говорим: «зверь», но не существует зверя вообще – это или тигр, или медведь, или лиса, или какой-то другой представитель млекопитающих. Но как только мы заменяем слово «зверь» словом «тигр», мы конкретизируем понятие и в этом случае пользуемся общим представлением о тигре. У нас возникает образ большого зверя с характерной для всех тигров окраской, с огромной кошачьей головой. Когда же мы представляем себе определенного тигра, которого мы видели в цирке, это есть дальнейшая конкретизация: перед нами возникает единичный образ зверя. Но если мы, говоря о какой-либо хитрой и лживой женщине, называем ее лисой, то в данном случае мы пользуемся, конечно, не образом рыжей лисы с пушистым хвостом, но понятием «лиса», выделяя в ней те же существенные черты, которыми наделило лису народное творчество.

Надо отметить, что путь от незнания к знанию происходит последовательно и по ступеням. Теория формирования и развития природоведческих понятий предусматривает определенный путь развития понятий.

Путь формирования понятий:

1. Выявление запаса представлений и понятий у учащихся, приобретенных в предыдущих классах и в результате жизненного опыта.

2. Организация наблюдения единичных предметов или явлений в окружающей природе и основе их изображения.

3. Организация наблюдений нескольких подобных предметов или явлений.

4. Выделение существенных признаков изучаемых предметов или явлений, общих для всех объектов данного рода.

5. Уточнение понятий путем сравнения.

6. Определение понятий.

7. Упражнения на применение понятий (вычерчивание схем, чертежей, подготовка рисунков, проведение опытов и т.п.), распознавание и определение предмета.

8. Самостоятельная работа учащихся по проверке усвоения понятий (задания по вопросам, рисункам, картинам, проведение сравнений и т.д.).

Вывод: Правильные, сознательные, прочные понятия возникнуть сами по себе не могут, они формируются постепенно, шаг за шагом.

Учителю, организующему всю эту деятельность учащихся по усвоению понятий, нужно при этом иметь в виду следующие закономерности, установленные методистами:

1. Чем богаче и ярче образ (опыт, наглядные пособия, примеры из повседневной жизни), тем полнее понятийное содержание, которое он выражает; с другой стороны, чем более ясно и правильно учащиеся осмысливают и познают содержание понятия, тем полнее и ярче его образное выражение.

2. Организация лабораторной, практической работы по применению понятия в новых условиях, в новой ситуации, особенно в решении познавательных задач и выполнение творческих заданий, является важным условием преодоления формализма в усвоении понятий.

3. Сочетание наглядно-образного, словесно-теоретического и практически-действенного мышления учащихся в процессе работы по формированию понятий обеспечивают высокий уровень их усвоения.

4. Формирование экологических понятий происходит успешнее при установлении связи с другими понятиями данной системы (внутрисистемные) или других систем (межсистемные) связи.

Поэтому, прежде чем приступить к формированию понятий, нужно хорошо продумать, каким путем следует идти при формировании того или иного понятия, на какие знания учащихся при этом следует опираться; что послужит наглядной, образной опорой; как и какие следует дать объяснения; какие упражнения нужно организовать, чтобы уточнить понятие и научить учащихся правильно оперировать ими.

Учитель должен ясно представлять систему понятий, которые предстоит усвоить учащимся, хорошо должен знать взаимосвязь между ними и хорошо знать какие из понятий являются основоопределяющими.

Рассмотрим развитие системы знаний по понятию «растение». Содержание данного понятия раскрывается в ряде учебных предметов: природоведении, ботанике, общей биологии.

Определенные сведения о растениях дети уже имеют до школы, в первом классе на уроках чтения, экскурсиях в природу, уроках сельскохозяйственного труда их знания расширяются и углубляются. Со второго класса начинается изучение природоведения, учащиеся второго класса узнают, что растение состоит из корня, стебля, листьев, цветка, плода с семенами, во время экскурсий в природу дети учатся различать деревья, кустарники, травы. На последующих занятиях они знакомятся с лиственными и хвойными растениями, с размножением растений семенами, клубнями, луковицами. К концу обучения во втором классе понятие «растение» у них становится довольно емким.

В третьем классе углубляются знания об условиях жизни растений и их разнообразии в природе при изучении тем: «В лесу», «В поле», «В тундре», «В пустыне». В пятом классе у учащихся расширяются представления о разнообразии растительного мира в темах: «Разнообразие растений на Земле: об условиях жизни культурных растений», «Что необходимо растениям для жизни».

Дальнейшее развитие системы понятий о растении происходит при изучении раздела «Растения».

Здесь учащиеся усваивают вопрос о том, что органы растений имеют клеточное строение, более подробно рассматривается строение и функция органов растения. На новый уровень развития поднимается система понятий о растении в общей биологии при изучении тем «Селекция растений, животных и микроорганизмов», «Взаимоотношения организма и среды», «Биосфера и человек».

Этапы формирования понятий и их последовательность могут меняться во времени или осуществляться одновременно и взаимосвязано. На каждом этапе важна активная познавательная деятельность учащихся.

Как видите, формирование и развитие понятий очень сложный и многообразный процесс, который вызывает у учителей ряд трудностей (отбор главного, существенного, связь между понятиями, логика развития).

Чтобы избежать этих ошибок стоит соблюдать методические условия способствующие формированию и развитию понятий с учетом тех педагогических закономерностей, о которых говорилось выше.

Условия образования понятий (по Н.М. Верзилину):

Условия правильности восприятий Наблюдение преимущественно натуральных объектов. Упражнения, уточняющие восприятия. Точное и образное слово учителя.
Условия правильности представлений Вопросы учителя. Зарисовка по памяти. Упражнения по узнаванию и различению.
Условия правильности понятий Постановка проблемы. Логика изложения учебного материала учителем. Упражнения в определении, сравнении и классификации. Система повторения, связывающая и развивающая понятия. Вопросы, требующие обобщений. Вопросы, связывающие понятия с умениями и навыками. Задачи – задания, практикующие понятия.

Сущность процесса усвоения понятий учащимися заключается в усвоении содержания понятия, его объема и связей с другими понятиями в структуре системы экологических знаний.

Таким образом, все преподавание имеет цель привести в определенную целостную систему знания учащихся, выражаемые в системе понятий.