Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах

Принятие управленческих решений – отдельная управленческая функция.

Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта).

Для принятия управленческого решения требуется глубокое знание таможенной оперативно-служебной обстановки, её объективная оценка, определённый опыт, навыки и творческое отношение к делу.

Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

1. Классификация управленческих решений в ТО.

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам (рис.2).

Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в условиях определённости и неопределённости (риска). Условия определённости, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений, условия неопределённости – нестандартных решений (новаторские, инновационные).

Стандартными являются решения с фиксированным набором альтернатив действий, структурой самого решения и процедурой его принятия. Они ориентированы на изменение отдельных количественных или качественных параметров сложившейся ситуации. Решения могут приниматься довольно быстро, без специальной подготовки (к примеру, приказы о приёме и увольнении кадров и др.).

Отсутствие инициативных решений характеризует догматический стиль руководителя к своим обязанностям, а большое количество ситуационных решений свидетельствует о неустойчивости функционирования объекта и субъекта управления, вызванной недостатками управления.

Разработка управленческого решения представляет собой процедуру нахождения возможных вариантов достижения поставленных перед таможенной системой целей, выбор одного из них и подготовку организационно-технических мероприятий по обеспечению его выполнения.

При разработке управленческих решений используются различные методы, основными из которых в таможенных органах являются: интуитивные; основанные на суждениях (адаптивные) и рациональные.

Интуитивные решения основываются на собственном ощущении руководителя, что их выбор правилен. Решение принимается как бы без участия сознания (рассуждений), практически мгновенно. Сознательная часть этого процесса перешла на уровень бессознательного и скрыта от непосредственного самонаблюдения.

Решения, основанные на суждениях, во многом сходны с интуитивными, поскольку их логика может слабо просматриваться. Но всё же в их основе лежат явные рассуждения, знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, знания и опыт руководителя, его подчинённых и других руководителей.

Рациональные решения основаны наметодах ,важнейшими из которых являются экспертное, физическое и экономико-математическое моделирование.

Управленческое решение – это основа управления. Отсюда – постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности.

Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответствовать данной конкретной ситуации. Оптимальность решения достигается применением при его принятии соответствующих методов.