Краткий исторический экскурс

Истоки теории речевого воздействия. Риторика как наука убеждать.

Нельзя писать для потомков, если нечего сказать современникам.

Истоки теории речевого воздействия следует искать в глубокой древности. Трудно сказать, когда впервые человек стал рефлексировать по поводу собственной речи – оценивать свои успехи и неудачи, искать, как наиболее эффективно выразить свои цели или – что отнюдь не исключение – их скрыть. В современном мире каждый говорящий время от времени задумывается над этим, подчас не подозревая, что он занимается риторическим анализом:

Зачем он мне это сказал? Зря я так ответил… Надо было иначе выразиться.

 

У нас присутствует понимание (далеко не всегда осознаваемое) того, что речь – это деятельность. И, как всякая другая деятельность, она имеет результат - положительный или отрицательный. Например, распиливая дрова, мы предполагаем, что результатом этого действия станут чурки. А если пила будет тупая или сломается (или, возможно, наш напарник уйдет, не закончив дело), то результат может оказаться не тем, которого ожидали, или просто нулевым. Именно так любой пользующийся языком рассчитывает, что его речевые усилия не окажутся напрасными: он сообщит некую информацию, убедит в чем-то своего собеседника, произведет на него благоприятное впечатление и т.д.

Таким образом, распространяя представление о деятельности на речь, мы с вами, как и наши далекие предки, на практике подтверждаем основы риторической теории.

 

Риторика уходит корнями в античность и более ранние исторические периоды. За 2500 лет ее существования созданы сотни формул для ее определения. Условно можно выделить 3 группы дефиниций в зависимости от актуальности тех или иных задач, которые ставило перед ритором общество:

Риторика – это

· искусство убеждать

· искусство говорить хорошо и убедительно

· искусство говорить красиво.

 

В Древней Греции риторику рассматривали как «искусство убеждения» (Сократ, Платон, Аристотель). Рабовладельческая демократия, сложившаяся в городах-государствах Эллады, сформировала условия для расцвета ораторского искусства. Политику, чтобы привлечь на свою сторону народ, надо было представить свои идеи наиболее убедительно. Публичный суд, когда обвиняемым мог выступить любой человек, требовал от частного лица умения убедить судей в своей невиновности. Полководец должен был обладать искусством воодушевить войско. В любом случае при помощи речи необходимо было обратить слушающего в свою веру.

Искусству убеждать обучали платные учителя – софисты (от греч. Sophists – искусник, мудрец). По их мнению, главная цель оратора заключается не в раскрытии истины, а в убедительности, в умении «сделать слабое место сильным». Один из самых знаменитых древнегреческих софистов – Горгий - утверждал, что у искусного оратора «малое может казаться большим, а большое – малым», новое может «предстать древним, а древнее - новым». Именно софисты сформулировали одну из главных риторических задач – по сути манипулятивную: сделать слушающих «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению».

Древнегреческий философ Сократ и его ученик Платон осуждали софистов за их подход к искусству речи как к манипуляции, называя их мнимыми мудрецами. Подлинное красноречие, по их мнению, основывается на знании истины, то есть сущности предмета: «Кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Платон один из первых сформулировал важнейший риторический принцип – учет особенностей аудитории, или, как принято это обозначать в современной теории коммуникации, фактор адресата. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа» и соотносить виды речей и состояния души». К сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми. Только познав природу души человеческой, оратор может убедить своего слушателя.

Аристотель, ученик Платона, создал классический труд из 3-х книг под названием «Риторика». Он так же, как и софисты, видел основную задачу оратора в убеждении слушателей. Отдавая, вслед за своим учителем, должное достоверности фактов, логическим доказательствам, которые подтверждают истинность сказанного, Аристотель учитывал и то, что истина не всегда доступна оратору. Существуют такие суждения, истинность или ложность которых трудно проверить, но оратор силой своей веры и своих слов может быть убедительным. По сути, Аристотель, описывая способы воздействия на человека с помощью речи, явился первым теоретиком риторики в современном ее понимании.

 

Традиции риторического искусства Древней Греции нашли продолжение в трудах древнеримских ораторов. Древние римляне определяли риторику как науку о «способности хорошо говорить и силе убеждать» (Цицерон, Квинтилиан).Хорошо – значит эффективно и красиво.

Цицерон систематизировал ораторский опыт, определив для оратора классическую схему (канон) создания речи (см. подробнее в 1.2). В нее входит весь процесс рождения словесного произведения – от мысли к звучащему слову. Особое внимание Цицерон уделял красоте речи, которая создается за счет страстности, благородства, логики.

По мнению Квинтилиана, искусного оратора отличают изящество и красота речи. Этому способствует живое изображение вещей, воссоздание живых картин (образность - в современной интерпретации) и «страсти» (то есть эмоциональность ритора).

 

В эпоху Средневековья и Возрождения риторика все больше удалялась от задач убеждения и становилась «искусством украшения».

В дореволюционной России этот подход сформировал такую дисциплину, как красноречие. В дальнейшим тенденция к оформлению текста в литературном, языковом плане в ущерб содержательной стороне речи, как считают, привела риторику к кризису.

 

Теория коммуникации и теория речевого воздействия, сложившиеся как научные направления во второй половине XX века, базируются на греческой модели риторики.