Состояние и перспективы развития интернет-бизнеса в России.

Интернет-технологии в менеджменте.

Являясь наиболее крупной международной ассоциацией информационных сетей, Интернет обеспечивает поддержку предоставления функционирующими в сети службами широкого спектра услуг для стремительно расширяющегося числа пользователей. Среди популярных услуг - предоставление различного рода документов, распространение программ, текстов книг, иллюстраций, электронная почта, служба новостей и многое другое. Технологии сети широко используются в образовательных и научных целях, в реализации бизнеса.

Наиболее общая классификация web-служб включает в себя следующие группы:

- службы, ориентированные на предоставление пользователям доступа к информации и передачу с пользовательских рабочих мест небольших объемов информации;

- службы, обеспечивающие поддержку бизнес-процессов;

- службы, реализующие системные функции (оценку производительности системы, мониторинг безопасности и др.);

- службы, обеспечивающие доступ к устройствам.

Развертывание российского сегмента сети Интернет (так называемого Рунета) стало основой подготовки в органах государственного управления России концепции «Электронное правительство», направленной на автоматизацию управленческих процессов в стране с созданием общегосударственной распределенной системы, реализующей весь комплекс задач по управлению движением документов и процессами их обработки.

Развитие Интернета способствует перестройке бизнеса на основе информационных технологий, многие из которых реализуются па базе корпоративных VPN-сетей, использующих в своей основе ресурсы Интернета. VPN (англ. Virtual Private Network — виртуальная частная сеть) — обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети (например, Интернет). Несмотря на то, что коммуникации осуществляются по сетям с меньшим неизвестным уровнем доверия (например, по публичным сетям), уровень доверия к построенной логической сети не зависит от уровня доверия к базовым сетям благодаря использованию средств криптографии (шифрования, аутентификации, инфраструктуры открытых ключей, средств для защиты от повторов и изменений передаваемых по логической сети сообщений).

В зависимости от применяемых протоколов и назначения, VPN может обеспечивать соединения трёх видов: узел-узел, узел-сеть и сеть-сеть.

Суть услуг VPN — предоставление корпоративным пользователям аналога частной сети (выделенного ресурса) на основе сети общего пользования оператора связи (разделяемого ресурса).

Современные информационные технологии и общедоступные сети способствуют расширению электронного бизнеса, в том числе управлению закупками в сфере электронной коммерции: В2С (business to customers, компания — потребителю) — конечный потребитель покупает продукт у компании; В2В (business to business, компания — компании) — одна компания покупает у другой; B2G (business to government, компания — государству) — госзакупки у компаний.

Электронная коммерция обеспечивает мгновенный доступ к поставщикам независимо от их расположения, повышение прозрачности рынков, автоматизацию закупок на основе стандартных процедур, снижение затрат, определенную интеграцию ИС участников электронного снабжения.

Объединение возможностей web-технологии и OLTP-технологии способствует усилению в последние годы переноса многими компаниями своих транзакционных систем в сеть Интернет (например, развертывание масштабных платежных систем, в том числе с использованием банковских пластиковых карт).

Приложения OLTP становятся доступными для потенциальных пользователей вне зависимости от места их расположения и используемой аппаратно-операционной платформы. Для выхода пользователей в Интернет используется браузер (как правило, Internet Explorer). Веб-обозрева́тель, бра́узер (от англ. Web browser) — программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, т.е. для запроса веб-страниц (преимущественно из Сети), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.

OLTP (On-Line Transaction Processing) — обработка транзакций в реальном времени. Способ организации БД, при котором система работает с небольшими по размерам транзакциями, но идущими большим потоком, и при этом клиенту требуется от системы максимально быстрое время ответа.

Термин OLTP применяют также к системам (приложениям). OLTP-системы предназначены для ввода, структурированного хранения и обработки информации (операций, документов) в режиме реального времени.

Укрепляется тенденция нарастания объема финансовых операций, выполняемых приложениями, функционирующими в Интернете (например, система ДБО BS-Client позволяет банку решать задачи информационного и полноценного платежно-расчетного обслуживания физических и юридических лиц через Интернет).

Российские банки активизируют комплекс услуг, предоставляемых на основе системы интернет-банкинга и обеспечивающих клиентам возможность оперативного управления собственными денежными средствами, находящимися на их счетах (уточнять состояние остатка на счете и просматривать историю выполненных операций, давать распоряжения по осуществлению платежей и др.). Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания (ДБО), при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы. Взаимодействие клиентов в системе интернет-банкинга может осуществляться посредством электронной почты на основе программного обеспечения «Клиент—банк» (с передачей сообщений через Интернет), через web-сайт банка или web-сайт посредника.

Более того, организуются банки, деятельность которых по обслуживанию клиентов в полном объеме осуществляется через Интернет. Создание подобного банка требует меньших затрат, чем развертывание территориально-распределенной сети филиалов и представительств обычного банка (практически не требуются площади, резко уменьшается штат сотрудников и др.). Находящиеся в разных странах клиенты могут через сетевой электронный адрес в любое время суток работать со своими счетами (за исключением операций с наличными).

В бизнесе усиливается роль электронных бирж, позволяющих дистанционно совершать операции по покупке и продаже определенных товаров. Характерным примером такой технологии является организация торговли ценными бумагами на бирже ММВБ, где каждый желающий при соблюдении определенных формальных процедур может принять участие в торгах, используя для этого установленное на его компьютере специализированное программное обеспечение. При этом компьютер выполняет функции удаленного терминала, обеспечивающего связь с сервером биржи через Интернет и предоставляющего возможность покупки или продажи ценных бумаг. Информационные технологии, поддерживающие работу электронных бирж, базируются на наиболее современных решениях, реализующих в реальном времени практически все операции, в том числе и сложные операции из состава процедуры анализа, прогноза, подготовки вариантов решений.

Современным методом доступа пользователей в корпоративную сеть является наличие в ее структуре единого информационного портала.

Целями внедрения порталов являются:

- организация эффективного централизованного управления информационными ресурсами,

- повышение эффективности поиска требуемых ресурсов,

- минимизация затрат на внедрение новых информационных услуг,

- обеспечение совместимости с приложениями различной тематической направленности,

- реализация единой процедуры авторизации для доступа к различным ресурсам.

Развитием информационных порталов стало создание мультипорталов, обеспечивающих наиболее комфортную среду для работы с информацией. Характерным примером является мультипортал KM.ru — одно из наиболее информативных электронных изданий в российском сегменте Интернета. Мультипортал включает в себя ряд тематических порталов: KMnews.ru (новости), Vschool.ru (виртуальная школа Кирилла и Мефодия), Megabook.ru (энциклопедия), Shopping.ru (торговля) и др.

Решению проблемы поиска необходимой информации в сети Интернет способствуют web-системы для работы с информационными потоками на базе технологии text mining, или порталы знаний. Они ориентированы на интеграцию не приложений, а информационных потоков в целях поиска информации, рассредоточенной по различным источникам и представленной слабоструктурированными данными, с использованием технологии text mining (дословно с англ. раскопка текстов). В них применяется математический аппарат нечетких множеств или нейронных сетей. Порталы знаний используются информационными агентствами, инвестиционными компаниями, центрами анализа финансовой информации, службами маркетинга крупных компаний и др. В частности, порталами знаний являются решения компании Autonomy и разработки российской фирмы НейрОК.