Поучение Владимира Мономаха 6 страница

В "Плане" Лунин выделяет самостоятельное чтение. Подбирая литературу, следует обязательно учитывать возраст ребенка. На первом этапе он вносит в список только детских писателей, а на втором и третьем этапах - Локка и Руссо, Ломоносова, Фонвизина и Крылова, Кантемира и Курбского. Если в начале обучения преобладала художественная публицистика, то позднее - произведения древнеримских и английских историков. Именно публицистику и историю он считал важными жанрами для образования.

Воспитание крестьянских детей Сохранилось 12 писем Лунина Волконским, которые примыкают к "Плану", в них он советует, как выполнять его программу. Письма Лунина говорят о прекрасных отношениях учителя и ученика, которых разделяли сотни верст и разница в возрасте в 40 лет.

Отечественная литература сполна отдала должное описанию образования и воспитания дворянских и купеческих детей. В самых различных жанрах представлено воспитание и царских детей, детей именитой знати. Крестьянское воспитание, точнее, воспитание в крестьянской семье еще ждет своих исследователей.

Следует развеять навязанное представление о дореволюционном крестьянстве как о безграмотном, загнанном "диким барством" и произволом чиновников, тупом и невоспитанном.

Прежде всего надо вспомнить, что в работе на барской усадьбе даже крепостной крестьянин был "носителем сельскохозяйственных знаний, зоотехником и агрономом"1.

В 1834 г. А.С.Пушкин писал: "Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи". "Всмотритесь в его (крестьянина) физиономию, - советовал К.Д.Ушинский, - в его усталые задумчивые глаза, и вы найдете в них выражение человеческого достоинства". Л.Н.Толстой собирался написать историю образования русского крестьянина, объясняя это тем, что "величайший абстрактный философ не даст мне одной тысячной доли тех оснований, которые я найду в приемах дедов, отцов, матерей, старших сестер, братьев, соседей", так как эти приемы действуют на ребенка веками. Осуществить это писателю не удалось.

Первостепенным качеством уважаемого крестьянина было трудолюбие. Лентяй и лживый человек презирался. Крестьянин старался добиться такого уважения к себе, чтобы верили его слову, и внушал это детям.

Крестьянский ребенок знал, что его отец не замешан ни в какие нарушения закона и обман. Он держит слово, так как это дело чести. Нарушить слово считалось "за грех и за стыд".

В крестьянстве сурово осуждались добрачные связи, супружеская неверность. Это внушалось детям в семье. Вымазанные дегтем ворота были позором не только для девушки, но и для всей семьи.

Уход крестьянина на отхожие промыслы формировали черты товарищеской взаимовыручки, обязательств перед членами артели. О поведении каждого могли узнать в деревне. Это была прекрасная школа для юноши, вступающего в жизнь1. Здесь формировался социальный характер крестьянских детей.

Воспитывающим фактором было общественное мнение. "На миру", на сходе обсуждалась и определялась репутация крестьянина; решалось, может ли он быть опекуном (община контролировала опекунство). Община даже могла запретить крестьянину пить под угрозой жестокой расправы.

Традиционно на сходе решались вопросы о наследстве, о престарелых родителях. Сход мог простить случайный проступок добропорядочного крестьянина, но лишить права воспитывать своих детей запятнавшую себя пороком мать.

С 10-12 лет подростки участвовали во всех видах крестьянского труда. Забота о хорошем здоровье стимулировалась играми и забавами. Почитались физическая сила, ум и смекалка как важные качества для успешного труда. Отсюда много внимания уделялось умственному воспитанию. Без знаний, без фантазии, памяти, мышления невозможно хранить множество профессиональных навыков и сведений о приемах труда.

По умению трудиться оценивали юношей и девушек. Труд детей определялся возрастом: в 7 лет мальчик участвовал в обработке пашни, в 8 - в унаваживании, в 9 - убирал хлеб и кормил скот, в 14 - владел косой, серпом, топором.

Девочка в 6 лет пасла цыплят, в 8 - оставалась за старшую в семье, в 10 - умела шить, в 10-12 - работала в поле, в 12-13 - стирала, доила коров, стряпала, вязала. В 15-17 лет она уже выполняла все виды крестьянского труда. Воспитание целомудрия, уважение к женщине строго соблюдались в крестьянской семье.

Свой дом, домашнюю утварь, посуду, рушники, одежду крестьяне всегда украшали. С красивой колыбельки, вышитой детской одежды, с умело расписанных игрушек начиналось эстетическое воспитание.

Все русское народное творчество, русский фольклор направлены на воспитание совершенного человека. Это - "добрый молодец", "красна девица", "умница и красавица"; даже "Иванушка-дурачок" все проблемы решает мудро.

Суровые природные условия Руси требовали от каждой семьи жить в коллективе; быть злым было невыгодно, так как доброму помогал весь мир, община. Поэтому в отношения ребенка с окружающими закладывалась доброта.

Весь семейный уклад воспитывал в детях любовь к людям и уважение к старшим. Ругань, корысть, злость считались грехом и были невыгодны для экономики семьи.

Приютить странника, накормить солдата, подать нищему считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие почитались в народе, их одевали и кормили всем миром.

Рассматривая крестьянское воспитание, следует остановиться на некоторых элементах крестьянской культуры XIX в. Нужно помнить, что не все крестьяне были пахарями, скотниками. Статистические отчеты того века приводят перечни подсобных промыслов и ремесел, которыми занимались крестьяне. Их насчитывалось до сорока: коновалы и обозники, углежоги и плотники, катали и иконописцы. Каждое ремесло требовало от крестьянина знаний и умений, тут были вожаки рождественских обходов, народные дирижеры свадеб, крестьянские поэты.

Ириной Андреевной Федосеевой, заонежской крестьянкой-писательницей, записано 30 тысяч стихов, больше, чем в "Илиаде" Гомера.

В северной России в каждом доме были книги, некоторые частные библиотеки крестьян насчитывали до двух тысяч экземпляров. В питании крестьянина не было убожества. Огромный перечень блюд говорит об этом: пыхканики, задыманники, калитки, политушки, сканцы, овсяники, кислые и пресные свинки, рыбники всех видов, щи сухие, щи бабковы, крошонки.

Не будет преувеличением сказать, что в каждой деревне сыщется свой Сократ, мудрец, народный заступник. В английской "Всемирной энциклопедии народного искусства" помещены статья и рисунки сибирского художника-печника Ивана Егоровича Селиванова. В дневнике этого художника, прокопьевского старца, мы находим глубокие философские, педагогические заметки:

"Человек способен ко всему - любого человека можно научить добру и злу. Выбирай учителя!

Чтобы прожить с истинною правдой на земле, надо много поработать над собой. Чтобы сердце и душа по чистоте своей были равны янтарю иль солнечным лучам.

Сделанное предками издревле, с незапамятных времен, не должно забываться нами - ты родился не сам по себе.

Имей трудолюбие, занимайся тем делом, к которому способен.

Работай так, чтобы в твоем труде нуждались все. Главное - красота твоего дела.

Помогай нуждающимся, не бери чужого, не отдавай своего зря в чужие руки"1.

Крепостной князя А.Н. Лобанова-Ростовского Сычевского уезда Смоленской губернии Федор Подшивалов в XIX в. пишет сочинение о свойствах и качествах человека, о природном равенстве его умственных способностей, о необходимости нравственного совершенствования человека.

В своем сочинении "Новый свет и законы его..." он говорит, что в социально справедливом обществе будущего человек будет красив духовно и физически; подчеркивает, что в совершенствовании человека важную роль играет семейное воспитание. Родители, пишет он, не должны пить, чтобы ребенок был здоров; дети должны обучаться полезным наукам, с почтением относиться к старшим. По его планам, домашнее обучение должно дополняться школьным и в России следует ввести всеобщее школьное обучение до 3-х классов. В школах давать ученикам понятия об "истинных законах", воспитывать человека достойного, труженика, а наставниками "должны быть служители храмов Божьих".

Крестьянский философ Федор Подшивалов об этом пишет царю и приглашенный в III отделение вручает свое сочинение Бенкендорфу. В результате он был посажен в тюрьму Соловецкого монастыря (1830) и только через 9 лет был освобожден и отправлен на поселение в Сибирь2.

С сибирским крестьянином-публицистом Тимофеем Бондаревым, учителем крестьянских детей, переписывался Лев Толстой. В селе Юдино Минусинского уезда Бондарев создал кооператив, а в своих сочинениях писал о "справедливых планетах", которые будут населены справедливыми людьми. Не зная ни Руссо и Платона,

ни Фурье и Оуэна, он создает свою социальную философию, свою утопическую систему.

Крестьяне-умельцы на Руси были не единичны, артелями и в одиночку они строили самолеты, дельтапланы и воздушные шары. Мещерский старец, рыбак вел рукописный календарь, по которому точно определялось начало ледостава, лова рыбы, указывались приметы засухи или урожая1.

Крестьянская культура богата разнообразными обрядами, красочными поэтическими, веселыми праздниками. До XX в. дошел обычай северных рыбаков брать с собой старца, который "сказывал былины", когда после улова уставшие рыбаки не должны были засыпать, а перебирали сети.

Чтобы дополнить представление о воспитании детей в крестьянской семье, обратимся к наследию Н.А. Некрасова.

Было ли сплошь неграмотным, темным и забитым крестьянство в России?

С XVIII в. по России ходили офени и торговали вразнос книжками и картинками. Не зря же дядюшка Яков возил свою тележку по городам и весям России. Читаем у Некрасова:

Дом не тележка у дядюшки Якова,
Господи, Боже! Чего-то в ней нет!
Мальчик-сударик, купи-ка букварик!
Отцы почтенны! Книжки неценны.
По гривне штука, деткам наука!
Букварь не пряник, а почитай-ка,
Язык прикусишь, букварь не сайка,
А как раскусишь, слаще ореха!

Книги у офени покупали в самых глухих селеньях, значит, читали.

Учит грамоте у Некрасова своего сына крестьянка Груша, которая и сама в трудные дни "на какой-то портрет все глядит да читает какую-то книжку" ("В дороге"). Автор-рассказчик видит книжку в котомке у подростка из крестьянской среды, который шел в Москву за знаниями ("Школьник").

Убедительно описана поэтом жажда знаний у народа:

Кто видывал, как слушает
Своих захожих странников
Крестьянская семья, поймет.

Газету заменял лубок, который оперативно откликался на все события: появление железной дороги, война на Кавказе и т.д.

В воспоминаниях И.Д.Сытина, начинавшего на Никольском рынке, говорится, что приезжающий из деревни офеня просил поменьше книжек про святых и побольше про Бову, Руслана и Ивана-царевича. В селах шли нарасхват лубки о Мамаевом побоище, Ермаке, Иване Сусанине. Сытин пишет, что крестьяне приобретали книжки и лубки даже без денег, стараясь на что-то выменять.

Вопросы и задания

1. Исследования М.М.Монасеиной о развитии ребенка от рождения до университетского возраста.

2. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его "Школьные типы".

3. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной М.С.Луниным?

4. Каким было воспитание в крестьянской семье?

Литература к лекции

1. Антология пед. мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М., 1990.

2. Громыко М. Честь и достоинство//Родина. - 1995. - № 1.

3. Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)//Избр. пед. соч. - М., 1982.

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1990.

5. Маслова Л.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книга социального педагога. Ч. П. - Орел, 1995.

6. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение//Избр. пед. соч. - М., 1995.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. - М., 1976.

8. Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы//Избр. пед. соч. - М., 1991.

9. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

1 Маслова Н. Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабочая книга социального педагога. Ч. II. - Орел, 1995. - С. 8.

1 Громыко М. Честь и достоинство//Родина. - 1995. - № 1. - С. 106.

1 Громыко М. Указ. соч. - С. 108.

1 Панков В. Механика земная и небесная//Родина. - 1994. - № 6. - С. 93.

2 Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. - М., 1978. - С. 599.

1 Панков В. Указ. соч. - С. 95.

ЛЕКЦИЯ 10. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ

Православие и образование в России. Религиозное образование, воспитание христианина. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании. Из "Бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого".

Православие и образование в России В истории России православие играло огромную роль. Русь крепла в тяжелых испытаниях, и только вера и нравственная сила народа помогли ей выжить. Вся русская жизнь проходила под знаком благоговейной церковности и внутренней религиозности.

Церковь была основным социальным институтом, который воспитывал человека. Русская община - это христианская община верующих, объединенная вокруг церкви одного прихода. Община выступала воплощением Духа Христова на земле русского народа, так как в ее основе лежали заповеди любви к Богу и ближнему. Каждая деревня, село и улица тянулись к своему приходу, который освящал любое семейное или общественное дело.

Приходский священник был центральной фигурой русской жизни. Он был посредником между крестьянином и царем, объяснял крестьянину государеву политику, стоял на страже народной нравственности, неся евангельские заповеди в жизнь каждого прихожанина. В борьбе с пьянством, развратом и смутой правительство опиралось на священника.

Священнику и дьякону поручалось обучение грамоте прихожан. Обучали в трапезной при церкви сначала по букварю, потом по Часослову и наконец по Псалтыри. Священник, дьякон, пономарь обучали грамоте каждого пятого крестьянина, не говоря о городских, служилых и торговых людях. Обучение грамоте простого народа до XX в., а дворян до царствования Екатерины II осуществлялось первоначально через чтение Часослова и Псалтыри. В школе при церкви или монастыре ребенок начинал свое познание истины, любви и чистоты, учился бороться с дурными помыслами, праздностью, сластолюбием и корыстолюбием.

Православие развивалось в постижении книг Божественного писания. Знание таких книг - своеобразная святость. Не случайно в крестьянском доме книга хранилась за ризницей, как икона, в переднем углу.

Церковь занимала видное место в социальной работе, охватывая основные потребности человека - религиозные, социальные,

культурные и образовательные. Церковь занималась воспитанием детей.

Она учила нормам поведения человека от рождения до смерти, требовала уважения к власти, приучала с детства отвечать за свои поступки. Следует подчеркнуть особую воспитательную роль исповеди. Исповедуясь с семи лет, ребенок самостоятельно анализирует свое поведение, поступки, отношения с окружающими его людьми, сам дает нравственную оценку добру и злу.

Благодать, духовное начало человека - суть русского православия. Благочестивый человек не тот, кто все время проводит в постах и молитвах, а тот, кто добродетелен в жизни.

Патриотизм, готовность отдать жизнь за родную землю характеризует православных святых. Они осуждали грехи человеческие: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство.

Аскетического следования заповедям Христа недостаточно для спасения. Нужно творить добрые дела, на благо ближним. Воспитание осуществлялось на евангельских заповедях терпения, смирения, отречения. В "Изборнике 1076 г." читаем: "Что требует небесный царь от земных людей?" Ответ: "Милостыни и добра". В сборнике "Пчела" проводится идея, что главное для человека - стремление к свершению благих дел. Известный нам "Домострой" - не просто сборник советов - это картина идеального церковного и хозяйственного семейного быта. Обрядовая упорядоченность деятельности человека, его послушание достигают почти монастырской строгости. Любовь к Богу, Царю и Отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.

Смысл жизни христианина - спасение души. Это идеал. И Русь потому святая, что ее народ стремится к святости, чистоте, духовному совершенству.

О воспитательной роли православия И. Ильин писал: "В нравственной области это дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечты о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство "правды" и "кривды", добра и зла".

Л.Н. Толстой писал о великой роли религии как творящей силы из-за присутствия в ней чувства греха, вины, т.е. глубокой нравственной зависимости дел людей, их последствий для всего общества. Черное зло одного вносит сумятицу в сознание многих. Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному и слабому, больному и даже преступнику.

Отсюда наши нищелюбивые монастыри и государи1, отсюда наши богадельни, больницы, клиники, которые создавались на частные пожертвования.

Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которых Россия никогда не поборола бы всех своих врагов. Русские люди клялись в верности Родине "целованием креста" и черпали нравственную силу в молитве. Дар молитвы есть лучший дар православия2.

Освобождение Руси от ордынского ига и возвышение Москвы связано с именем Сергия Радонежского. Пересвет и Ослябя, герои Куликовской битвы, - святовитязи, монахи и одновременно воины, сражавшиеся в рясах поверх доспехов.

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: "Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр пошел от драматических "действ" на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества"3.

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос "Истории государства Российского"? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Достоевского и Толстого? Философские идеи русских философов? Владимира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побудительные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской: русская культура и православие в основе нерасторжимы?

Почему на протяжении тысячелетия заповеди христианства не отторгались. Вероятно, играло роль то общечеловеческое, что лежит в основе нравственных заповедей православия. Так, и верующие, и неверующие считают жизнь высшей ценностью, только одни говорят, что это дар Божий, а атеисты ссылаются на уникальность каждого индивида, на Природу, на Разум. Религиозное учение постоянно обращается к нравственности человека, и верующие,

и неверующие следуют заповедям: "не воруй", "не лги", "не убий" и т.д.

Религиозное образование Рассматривая религиозное воспитание как часть социального воспитания, остановимся на его роли и месте в истории нашего народа в XIX в. После реформы 1861 г. просветительское движение развивается и среди духовенства, духовенство выделяет помещения, деньги для учебников и учебных принадлежностей. Каждый год по епархиям открывалось до 100 школ, с 1859 по 1865 г. только духовенством было открыто свыше 21400 церковно-приходских школ.

Однако деятельностью духовенства были недовольны земства и интеллигенция, начинается борьба за присоединение этих школ к Министерству народного просвещения. Земства планировали устройство народных школ по европейским образцам, но не с религиозным, а "культурным" направлением, с новыми методами преподавания. В этой борьбе число приходских школ сократилось до 4000 с небольшим, влияние духовенства начало ослабевать.

Только после вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ, финансируемых правительством. В 1884 г. были приняты "Правила о церковно-приходских школах". После этого в центральной России даже в самых глухих селах стали открываться церковно-приходские школы. За 10 лет число их возросло с 4 до 31 тысячи. Кроме них в ведении Синода были школы грамоты, в которых преподавали Закон Божий, церковное пение (с голоса), церковно-славянское и русское чтение, письмо и начальное счисление. Программа приходских школ была шире, преподавалась арифметика, а в четырехлетних церковноприходских училищах - еще и сведения из церковной и отечественной истории. Со временем в них было организовано обучение ремеслам: столярному, переплетному, башмачному, слесарному - всего 13. В школах были созданы библиотеки не только для детей, но и для преподавателей.

С.А. Рачинский (1833-1902)Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Профессор Московского университета, автор ряда исследований в области естествознания, зачинатель русского дарвинизма, член-корреспондент Российской академии наук по отделению русской словесности, ботаник и математик, талантливый

журналист и писатель, педагог-просветитель С.А. Рачинский создает новый тип церковно-приходской школы, не похожий ни на один из существовавших тогда типов школ.

Весь педагогический процесс здесь был направлен на объединение обучения и воспитания. Занятия шли целый день, школа работала круглый год, при школе было создано общежитие для детей из дальних деревень. Основным принципом разработанной Рачинским программы школы было сочетание воспитания в духе христианской веры и обучения всему тому, что необходимо будущему крестьянину для ведения культурного крестьянского хозяйства.

В школе Рачинского была сделана попытка объединить религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспитание, обучение, согласованное с потребностями крестьянской семьи и сельской общины. Это была школа "благочестия и добрых нравов", школа духовности. В ее программу вошли методы народной педагогики, направленные на воспитание христианина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, порядочного человека.

Система отношений в школе была построена на принципах семейного уклада: старшие ученики заботились о младших, учитель проводил с детьми весь день и был для них другом, отцом, опекуном. Вся организация детского труда и самообслуживания была подчинена трудовому обучению и воспитанию умелого земледельца. При школе были сад, огород, пасека, цветник, где трудились и дети и учителя. Выращенные овощи и фрукты шли на общий стол школы.

В учебные программы школ Рачинского (им было создано на свои средства в Вельском уезде около 30 школ) были введены начальные понятия по физике, геометрии, черчению, географии. Со старшими учениками проводились занятия по фортификации, что было своеобразной подготовкой к солдатской службе.

Одним из главных в программе школ Рачинского было изучение Закона Божьего. Обращалось внимание не столько на сообщение массы религиозных сведений, сколько на нравственный, воспитательный аспект христианских заповедей. О церковно-славянском языке Рачинский говорил так: "Изучение его вполне доступно на первых ступенях грамотности, - это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамотности... - это сокровище поэзии, нравственности и догматического

поучения наряду со священным писанием и житиями святых дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде нашего грамотного крестьянина, поддерживает в нем способность к тому серьезному чтению, которое одно полезно и желательно".

Рачинский считал, что в программы необходимо включать не только Новый завет, но и Псалтырь, Часослов и Ветхий завет.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых "образовательных путешествий", когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Собранный материал включался в спектакли, праздники, в самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение. Обучение грамоте шло одновременно с изучением церковнославянского, т.е. чтению и письму на церковно-славянском языке. Совпадение славянского устава с печатным начертанием букв делало из письма подспорье чтению. "Само чтение на старославянском несравненно легче, чем на русском, ибо произношение вполне соответствует правописанию", - писал С.А. Рачинский.

Третьим обязательным предметом была арифметика, в изучении которой много внимания уделялось устному счету. Математик Д.С. Фаермарк, проанализировав картину ученика татевской школы Н.П. Богданова-Вельского "Устный счет", на которой изображен С.А.Рачинский с учениками на уроке арифметики, на классной доске написана задача для устного счета, Д.С.Фаермарк делает вывод, что педагог, не имея специального математического образования, стал создателем оригинальной системы начального математического образования1.

Рачинский расширил программу своей школы. Он ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Все ученики были вовлечены в хор, отдельные ребята учились играть на фисгармонии и скрипке. Студенты Академии художеств лето.проводили в Татево, обучая юных художников. Он помог стать портретистом Т. Никонову, иконописцем - И. Петерсону, известным художником - сыну батрачки Н.П. Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских.

В его картинах "Устный счет", "У дверей школы", "Сочинение", "Ученицы", "Новички" запечатлены ученики школы и сам С.А. Рачинский.

В школах, открытых Рачинским, работали учителя, подготовленные в его же школе. Для них был продлен год обучения. По его убеждению, для сельской школы учителя должны быть из крестьян, для них он и составил программу. В Татевской школе успешно лечили заикание, детей с врожденными недостаткам обучали ремеслам, чтобы они могли в будущем включиться в жизнь общества.

Даже из этой скупой информации о работе Татевской школы можно сделать вывод, что новым в ней было то, что школа работала целый день, новыми были и программы. В ней мальчики и девочки обучались вместе, выпускники могли вести культурное крестьянское хозяйство, быть священниками, живописцами, сельскими учителями.

В 1896 г. успехи шкоды демонстрировались на Нижегородской ярмарке, а в 1900 г. - на выставке в Париже. По образцу Татевской школы в Англии были созданы две так называемые "новые английские школы" Абботсхолмская и Бидельская. Сегодня опыт Бидельской школы включен в программу истории педагогики, а отечественный опыт Татевской школы забыт.

Татевская школа являлась центром просвещения крестьян, здесь было создано общество трезвости, открыта книжная лавка. По воскресеньям крестьяне после занятий шли в школу, где был накрыт стол, стояли певчие, а Рачинский сам проводил беседы.

Заслуги С.А. Рачинского были отмечены с высоты престола. 14 мая 1899 г. Николай II подписал поздравление: "Труды Ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже несколько поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа. Школы, Вами открытые и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений".

Христианское воспитание Христианское воспитание детей следует рассматривать в системе социального воспитания с позиции влияния веры, православия на личность. Вся церковная литература XIX и XX вв. говорит о том, что православие облагораживало все лучшие инстинкты человека, возвышало его духовные качества. Мысли русского человека шли с точки зрения светлой веры и "по писанному".

Обозреватель XIX в. Леруа Болье, наблюдая жизнь русских, писал, что "русский человек носит крест не на груди только, а и в сердце"1.