Этапы процесса обучения с применением интерактивных технологий.
Методы технологий интерактивного обучения
Интерактивные технологии способствуют формированию мотивации, осмыслению информации, систематизации полученной информации. В связи с обозначенными возможностями интерактивных технологий рассмотрим конкретные методы, применяемые с т ой или иной целью.1. Интерактивные методы, способствующие образовательной мотивации, т. е. ориентированные на актуализацию имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации:
- кластер;
- мозговой штурм;
- перепутанные логические цепи;
- фокусирующие вопросы;
- проблемные вопросы;
- свободное письмо;
- спутник ожиданий;
- большой круг.
2. Интерактивные методы, способствующие осмыслению новой информации, т.е. ориентированные на активное получение информации, соотнесения нового с уже известным, отслеживания собственного понимания:
- продвинутая лекция;
- знаю/ хочу знать/ узнал;
- двойной дневник;
- зигзаг;
- метод пометок;
- учебная дискуссия;
- совместный поиск;
- метод проектов;
- дебаты;
- эстафета;
- аквариум.
3. Интерактивные методы, способствующие размышлению обучающихся, т.е. ориентированные на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулированию вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле:
- категориальный обзор;
- трехступенчатое интервью;
- концептуальная таблица;
- концептульная карта;
- круглый стол;
- каскад;
- колесо идей;
- диаграмма «Как?»;
- техника «Почему?».
В структуре процесса обучения с применением интерактивных технологий можно выделить следующие этапы:
1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
3. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.
В настоящее время вопрос об использовании интерактивных средств обучения приобрел новое звучание в связи с применением современных информационных технологий. Меняется и смысл понятия «интерактивное обучение». Если раньше основными формами интерактивного обучения называли деловые игры, круглые столы, конференции и т.д., то в настоящее время при организации интерактивного обучения преимущественно используются информационные, коммуникационные и сетевые технологии.