ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ) АСТРОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ

 

Все во Вселенной вращается вокруг Солнца в небесном плане, вокруг человека – в земном плане и вокруг государства – в плане политическом. Н.Тил. (Тил Н. Прогнозы на новое тысячелетие / Пер. с англ. Ю. Шведкова. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 416 с. - C. 301-302).

Ноэль Тиль (31.12.1936) выпускник Гарвардского универси­тета со степенью по психологии. Вот уже свыше двадцати лет Н. Тиль остается одним из виднейших астрологов западного мира. Основатель и издатель журнала "Астрология сегодня". Н. Тил ав­тор серии из 17 учебников, стержнем которой является 12-томное руководство "Принципы и практика астрологии".

 

В своей лекции "Политика и предвидение" профессор И.А. Гобозов, в частности, пишет: "Что касается астрологии, возник­шей еще в древности, то трудно определить, к какому жанру пре­двидения ее отнести. Но ясно одно: в современном мире место жрецов и прорицателей занимают астрологи, которые в зависимос­ти от расположения небесных светил предсказывают судьбу чело­века, народов, государств и т.д. Многие специалисты в области астрологии доказывают ее важность и даже необходимость для предсказания будущего". (Гобозов И.А. Политика и предвидение // Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1997. - С. 369).

Далее автор, приведя цитату из книги С.А. Вронского (Вронский С.А. Астрология: суеверие или наука? - М., 1991), выражает сомнение: "Очень трудно представить себе, чтобы с помощью астрологических данных можно было предсказать то или иное событие, скажем, войну или революцию, экономические кризисы или межнациональные конфликты" (Гобозов И.А. Указ. соч. С. 370).

В связи с приведенным выше мнением, обозначим основную цель данной статьи: привлечь внимание обществоведов к одному из разделов астрологии, а именно - к мировой (мунданной) астрологии, а также к книгам, переведенным и изданным в последнее время по данной теме. При этом необходимо отметить, что в статье не раскрываются значения астрологических понятий и терминов. (Астрологический толковый словарь / Сост. А. Московский, Ф. Величко. – М.: РИМЭКС, 1992; Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь / Под общ. ред. и с предисл. канд. физ.-мат. наук Г.Е. Куртика. - Тула, М., 1994. - 476 с.; Льюис Джеймс Р. Энциклопедия астрологии. Серия "Энциклопедии". - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. - 464 с.).

Феликс Казимирович Величко – ведущий российский астролог, доктор химических наук, профессор, член Лондонской астрологи­ческой ложи, академик РАЕН (избран именно как астролог).

Джеймс Льюис в течение двадцати с лишним лет работал в качестве профессионального астролога. Занимаясь своей диплом­ной работой о религиозных учениях в Чэпел Хилл (университет в Северной Каролине), Льюис получил солидную подготовку по исто­рии, психологии, философии и сравнительной религии. Доктор Ль­юис издатель единственного академического журнала, посвященно­го альтернативным религиям.

 

В последнее десятилетие ХХ в. мировая астрология привле­кает внимание все более широкой аудитории. Частично это может быть связано с глобальными изменениями в результате резкого крушения мировой системы социализма. Это может быть и резуль­татом того, что в течение восьми лет астрология использовалась президентом Р. Рейганом как источник советов равного, а подчас и большего значения, чем помощь из других политических источ­ников.

В предисловии ко второму изданию книги "Мировая астроло­гия" (Бэйджент М., Кэмпион Н., Харви Ч. Предисловие ко вто­рому изданию // Бэйджент М., Кэмпион Н., Харви Ч. Мировая аст­рология: Введение в астрологию стран, народов и организаций. - М.: Лига независимых астрологов, 1999. - 528 с. – С. 9-27).

Майкл Бэйджент - известный британский астролог и писатель. Помимо сугубо астрологических трудов, его перу принадле­жат книги по тайной истории Европы.

Николас Кэмпион (4.03.53) обучался в Королевском колледже в Кэмбридже (степень бакалавра гуманитарных наук в области истории, 1974 г.; магистр гуманитарных наук за исследование образования государства Малайзия, 1976 г.). Учился в Лон­донском университете, изучал политику и историю Юго-Восточной Азии в Школе восточных и африканских исследований, а также международные отношения в Лондонской школе экономики. В 1992 году Национальное астрологическое общество США вручило Н. Кэм­пиону награду за научную и новаторскую деятельность, особенно за исследования, проведенные для "Книги мировых гороскопов".

Чарльз Харви – известный астролог и преподаватель, автор множества книг и статей, создатель Urania Trust - организации, способствующей взаимодействию астрологов во всем мире. В тече­ние 29 лет возглавлял Британскую Астрологическую Ассоциацию.

авторами рассмотрены некоторые успешные предсказания, сделанные за последние десять лет. Приведем лишь один, но важ­нейший пример подобного успешного предсказания. Вот что еще в 1980 году, рассматривая транзит Сатурна через гороскоп России 1917 года, писал М. Бэйджент: "Сатурн впервые проходил транзи­том эту точку с февраля 1925 года по август 1926 года. Это был период вскоре после смерти Ленина, приведшей к внутренней борьбе за власть между Сталиным и Троцким. Второй транзит, с ноября 1954 по октябрь 1955 года был периодом вскоре после смерти Сталина. Снова была борьба за власть между Хрущевым и Маленковым. Следующий транзит будет в 1984 году – предположи­тельно мы можем ожидать примерно того же самого! По моему мне­нию, наиболее важный транзит произойдет с января 1989 года по ноябрь 1991 года, когда транзитный Плутон пройдет над наталь­ным Солнцем. В это же время Сатурн будет в соединении с Ура­ном, а Нептун в оппозиции к натальному Плутону в 10 доме. Транзит Плутона говорит о какой-то коренной перестройки нации, возможно с бурным выходом на поверхность некоего подземного (Плутон) движения или ранее скрытого альтернативного руко­водства. Три другие планеты в оппозиции к натальному Плутону вновь указывают на изменения национального масштаба, но на этот раз в руководстве и стиле управления. Представляется воз­можным, что этот период даст какого-то типа революцию в России, которая драматически преобразит страну. Вследствие ак­тивизации Т-квадратуры, можно ожидать, что жесткая командная структура распадется вновь на многочисленные автономные госу­дарства существовавшие ранее". (Michael Baigent. The Natal Chart of Communist Russia // "The Astrological Journal" vol. 22, no. 3, Summer 1980. P. 173).

Первая известная астрология, по крайней мере, на офици­альном уровне, была исключительно мунданной астрологией, имев­шая дело только с благополучием правителя и государства. Инди­видуальные натальные гороскопы не обнаружены до пятого века до н.э. Самые ранние известные примеры относятся к 410 году до н.э. "В течение первых двух тысячелетий своей практики астро­логия имела дело исключительно с коллективом, а в последующие два тысячелетия - и с коллективом, и с индивидуумом. Только в двадцатом столетии термин "астрология" стал означать лишь на­тальную астрологию. Это печально, поскольку индивидуум, как всегда, остается частью масс, и астрологи, потворствуя чрез­мерному индивидуализму этого столетия, усугубляют проблему, проявляющуюся в отчуждении индивидуума от своего окружения... Истина заключается в том, что как индивидуум входит в состав коллектива, так и натальная астрология содержится внутри мун­данной астрологии... Чарльз Картер сформулировал идею "суммы множеств", согласно которой натальная карта является подсум­мой, или содержится в групповой карте, а карты малых групп со­держатся в картах больших групп". (Кэмпион Н. Книга мировых гороскопов / Пер. с англ. А. Вольпяна; под общ. ред. Б. Бойко, К. Диланян. - М.: Лига независимых астрологов, 1995. - 528 с. - С. 19, 20).

"Действительно, мунданная астрология должна бы по логике вещей стоять на первом месте среди всех других ветвей нашей науки, и особенно в нынешнюю эпоху, когда жизнь отдельного человека значит очень мало по сравнению с жизнью сообщества, которому человек все более под­чиняется и которое, как никогда, сильно окрашивает его сущест­вование". (Картер Ч. Введение в политическую астрологию // Астро­логия. - 1997. - № 2. - С. 26).

Картер Чарльз Эрнест Оуэн (1887-1968) – один из наиболее известных и плодотворных астрологов первой половины ХХ в. Окончил Лондонский университет и начал юридическую практику в 1913 году. К концу жизни Картер был признан главой британских астрологов. Он был первым ректором Лондонского факультета аст­рологических исследований, президентом Астрологической ложи Теософского общества (1920-1952) и редактором "Ежеквартального журнала астрологов (1926-1959) (Новая астрологическая энцикло­педия. Биографическая часть. Кн. 1. Томск, 1997. - С. 73-74.

 

Мировая астрология(Astrologia mundana, лат. astrologia mundi - "астрология мира (вселенной)", государственная астро­логия, политическая астрология – раздел астрологии, который, в противоположность индивидуальной (натальной или генитурной) астрологии, исследует судьбы стран, народов, городов и прави­телей, занимается предсказаниями войн, эпидемий, природных ка­тастроф и стихийных бедствий. В состав мировой астрологии вхо­дит метеорологическая астрология, занимающаяся погодными предсказаниями. В практике мировой астрологии наряду с положе­ниями планет большую роль играют затмения Солнца и Луны, коме­ты и т.п. явления. В эпоху античности к факторам, существенным для мировой астрологии, относили и атмосферные явления. Эта идея была заимствована из вавилонской астрологии. Наблюдаемые явления относились к тому или иному региону земли в соответс­твии с управлением географическим (Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический сло­варь. - Тула, М., 1994. - С. 274).

Традиционно мунданная астрология являлась обстоятельной категорией, включающей все, что не входило в генитурную и хо­рарную астрологию. Так, астрология погоды, землетрясений, биз­неса, сельского хозяйства и т.д. - все попадало в область мун­данной астрологии. В современной практике термин мунданная астрология используется в более ограниченном значении и от­носится к тому, что иногда называют политической астрологией - астрологией наций и политических событий. В мунданной астроло­гии карты составляются для наций, событий (таких, как войны), для национальных лидеров, политических партий и т.д. Гороскопы наций интерпретируются почти так же, как гороскопы индиви­дов... В качестве астрологии государства мунданная астрология является одной из древнейших, если не самой древней формой астрологии. В древней Месопотамии – месте рождения науки о звездах – астрологи не были независимыми консультантами, ин­терпретировавшими натальные карты индивидов. Они были скорее правительственными чиновниками, изучавшими небеса для короля, предсказывавшими чуму, войны и будущие экономические условия. И только позднее, после принятия и развития небесной науки греками, астрология изменила фокус своего внимания, переклю­чившись с нации на индивида (Льюис Джеймс Р. Энциклопедия астрологии. - Ростов-н/Д: "Феникс", 1998. - С. 297-299).

"Книга мировых гороскопов" Н. Кэмпиона была задумана ле­том 1980 года как собрание национальных карт рождения, то есть гороскопов основания или моментов рождения независимых нацио­нальных государств. "Эта книга нечто большее, чем собрание го­роскопов. Это частичная попытка примирить между собой астроло­гические и исторические исследования, основываясь на равном уважении к исторической практике и к астрологическому допуще­нию, а также на мировоззрении, объединяющем то и другое... Мунданный астролог должен совмещать две дисциплины. Используя исторические источники, он должен быть знаком с методами тол­кования исторических и политических фактов. Но поскольку он астролог, то должен принимать во внимание и допущения астроло­гии" (Кэмпион Н. Книга мировых гороскопов / Пер. с англ. А. Вольпяна; под общ. ред. Б. Бойко, К. Диланян. - М.: Лига неза­висимых астрологов, 1995. - С. 28, 27).

Книга Н. Кэмпиона содержит более 350 гороскопов оснований государств, провозглашений независимости различными странами, инаугураций глав государств, а также метафизические и символи­ческие моменты от библейского Сотворения мира, Всемирного по­топа, гороскопа Христа до Эры Водолея. Каждая статья снабжена краткой исторической справкой. Раздел о России (СССР, СНГ) и новых независимых государствах - расширен и переработан специ­ально для русского издания. Эта книга устанавливает новые кри­терии точности при астрологической работе с гороскопами стран, народов и политических событий.

Национальные гороскопы строятся для важных моментов в жизни государства, обычно таких, когда власть в государстве переходит из одних рук в другие или когда в государстве су­щественно преобразуется конституционная система (что также обычно сопровождается сменой власти). Такими моментами часто являются провозглашение независимости, коронации, выборы или революции. Строя гороскоп государства, астролог в действитель­ности строит карту общества на определенной стадии развития, свидетельством которого является главное политическое событие, а именно, момент реорганизации государства. (Там же. С. 24).

Сам национальный гороскоп можно определить как зеркальное отражение коллективного бессознательного нации, застывшего на особой и критической стадии ее эволюции. В действительности то, на что мы обычно смотрим в такой карте, представляет собой гороскоп особого события, часто, но не всегда законного действия, включающего захват или передачу политической власти и руководства нацией. Гороскоп, построенный на создание госу­дарства, показывает не только состояние коллективного бессоз­нательного на мифологическом и психологическом уровне, но так­же и состояние дел на материальном плане, таких как публичные скандалы, экономические дела, международные отношения... Можно в целом принять, что "мостом" между нацией и государством яв­ляется конституция, набор правил, устанавливаемых для опреде­ления правильного функционирования государства. Национальный гороскоп, поэтому, обычно строится на события, связанные с конституцией, и гороскопы большинства современных стран мира построены на эти моменты. (Кэмпион Н. Национальный гороскоп: мировая астрология и политическая история // Бэйджент М., Кэмпион Н., Харви Ч. Мировая астрология. М., 1999. - С. 112).

Заключение

Как нам кажется, можно вести речь о новом понятии в государствоведении – это основные лингвистические модели государственности. К ним можно отнести следующие модели:

1) деспотия, вотчина (теократия) – переходная форма от догоударственности к государственности – протогосударственность;

2) полис, цивитас (город-государство, республика);

3) империя, терра, земля (монархия);

4) государство-стато, этно-государство – современное государство;

5) пост-государство – «глобальное государство» – космополис (?)…