Особенности самооценки

 

Тип оценки Что оценивается Характер оценки Назначение оценки Основная цель Степень соответствия TQM
Аудит первой стороны СК; КП; П Конста- тация Обеспечение качества изнутри Гарантии для руководства Частичная
Аудит второй стороны СК; КП; П Конста- тация Обеспечение качества извне Доверие потребителей Частичная
Аудит третьей стороны СК; КП; П Конста- тация Сертификация Доверие потребителей Частичная
Самооценка улучшений СК + КП + П + Р Диагности- ка причин Планирование улучшений Удовлетворен- ность потре- бителей (внутренних и внешних) Наиболее полная

 

СК – система качества; КП – качество продукции (услуг); П – процессы; Р – результаты.

 

Однако, хотя самооценка осуществляется силами самой организации, термин «самооценка», по мнению Т. Конти, не означает, что организация занимается оценкой обязательно самостоятельно. Этот термин подчеркивает, что предметом оценки служит сама компания. Она использует для проведения оценки все необходимые внешние и внутренние ресурсы, но ответственность остается на самой компании, поскольку результаты оценки всегда связаны с ее ключевыми стратегическими решениями.

Обобщая сформулированные отличительные черты самооценки (см. табл. 14.2), отметим, что она в большей степени соответствует целям концепций TQM и ее успешной реализации.

Таким образом, цель самооценки – обеспечение удовлетворенности потребителей, как внешних, так и внутренних, через сбор исходных данных для планирования улучшения в области качества и диагностику слабых и сильных сторон деятельности, бизнеса организации, а также анализ достигнутых результатов.

Самооценка должна строиться на ряде организационных принципов, основными следует считать единообразие, системность, документированность, предупредительность, регулярность, постепенность и открытость.

 

Рис. 14. 4. Общая модель самооценки

Организационный порядок проведения самооценки предусматривает следующие основные стадии:

· определение целей самооценки на основе миссий организаций;

· планирование самооценки;

· подготовка к проведению самооценки;

· осуществление самооценки (сбор данных их оценки);

· анализ и обобщение полученных данных;

· разработка корректирующих действий, улучшающих мероприятий;

· внедрение и контроль над выполнением улучшений.

Формирование модели самооценки может осуществляться только на основе определенной организацией миссии, так как именно по отношению к этой миссии и связанным с ней стратегическим задачам должна оцениваться деятельность организации и ее возможности.

Реализация миссий (достижение целей) обеспечивается через (посредством) процессы. Процессы – «цепочки» наращивание ценностей, с помощью которых организация достигает выполнения своих миссий.

Безусловно, модель самооценки организации должна охватывать всю «цепочку», формирующую процесс осуществления миссий. В таком случае она, в общих чертах, может иметь вид, изображенный на рис. 14.4.

Представленная модель отражает диагностический характер самооценки, поскольку предполагает выявление коренных причин негативных симптомов; в ее основе – кросс-диагностика или самооценка «справа налево», начинающаяся с результатов и движущаяся в обратном направлении к процессам и далее, при необходимости, к системам.