ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ДИСЦИПЛИНЫ

 

Научным фундаментом процесса информатизации общества является новая научная дисциплина – информатика. Прежде всего, определимся, что такое информатика. В понимании некоторых людей это есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект – правда, средством столь сложным и интересным, что оно способно поглотить массу внимания не только специалистов в области компьютерных технологий, но и непрофессионалов.

Информатика – это комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. В широком смысле информатикаэто наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организации в человеко-машинных системах. Основными разделами информатики являются исследование и разработка информационных средств и технологий, программных средств и моделирование предметных областей.

 

Информатика как наука стала развиваться с середины ХХ столетия, что связано с появлением ЭВМ и начинающейся компьютерной революцией.

Появление вычислительных машин в 50-е годы создало для информатики необходимую ей аппаратную поддержку, или, иначе говоря, благоприятную среду для ее развития как науки. Всю историю информатики принято разбивать на два больших этапа: предыстория и история.

Предыстория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории, в свою очередь, выделяют ряд этапов. Каждый из этих этапов характеризуется по сравнению с предыдущим резким возрастанием возможностей хранения, передачи и обработки информации.

Начальный этап предыстории – появление устной речи. Освоение природы человеком началось, прежде всего, с присвоения готовых продуктов (растений, животных, плодов, тепла солнца и т.д.). Затем человек научился не только брать готовое у природы, но и воздействовать на нее, создавая новые вещества, новые виды энергии, приобретая новые знания. Появление устной речи позволило первобытному человеку делиться накопленными знаниями со своими соплеменниками. Таким образом, членораздельная речь, язык стал специфическим социальным средством хранения и передачи накопленных знаний.

По мере накопления знаний людей об окружающем мире возникла необходимость использования искусственных способов их фиксации. Так появилась письменность – второй этап предыстории. При этом, прежде всего, резко возросли (по сравнению с предыдущим этапом) возможности по хранению информации. Человек получил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность как средство передачи информации. Кроме того, возникновение письменности было необходимым условием для начала развития наук (вспомним, например, Древнюю Грецию).

Третий этап – книгопечатание. Книгопечатание можно смело назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим этот этап не столько увеличил возможности по хранению, сколько повысил доступность информации и точность ее воспроизведения.

Четвертый и последний этап предыстории связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся в то время научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств связи, как радио, телефон и телеграф, к которым по завершению этапа добавилось и телевидение. Кроме средств связи появились новые возможности по получению и хранению информации – фотография и кино. К ним также следует добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты и диски).

Другой областью информатики являются процессы обработки количественных величин, то есть числовых данных. Наряду с устным счетом, счетом "на пальцах", зарубками и другими примитивными средствами арифметических расчетов, уже в V веке до нашей эры в Греции и Египте появились специальные счетные доски – прародители обычных конторских счетов.

В XVII веке появились первые счетные машины на зубчатых передачах, прообразы арифмометра, созданного в 70-х годах XIX века петербургским изобретателем В.Т.Однером и прослужившего человечеству почти столетие. В этот же период английский математик Чарльз Бэббидж попытался построить универсальное вычислительное устройство – аналитическую машину, которая должна была выполнять вычисления без участия человека. Попытка оказалась неудачной, но в этой машине были заложены основные идеи, используя которые в 1943 году Говард Эйкеп смог построить первую электромеханическую вычислительную машину "Марк-1". С этого же времени начинается и электронная эпоха развития информатики.

Возникновение информатики как науки, начало ее истории принято связывать с разработкой первых электронных вычислительных машин (ЭВМ) в середине 40-х годов. Для такой "привязки" имеется несколько причин. Во-первых, сам термин "информатика" появился на свет благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под ним понималась наука о вычислениях (первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов). Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме. Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации. В этом состояла инициирующая роль вычислительной техники при возникновении и оформлении новой науки.

Говоря об истории информатики в бывшем СССР и теперешней России, по сути надо излагать историю отечественной кибернетики, прикладной математики и вычислительной техники. Так случилось, что исторически первым научным направлением явилась кибернетика, когда в конце 40-х годов Н. Винер впервые выдвинул идею о том, что управление в живых, неживых и искусственных системах обладает многими общими чертами. Эта идея получила подкрепление, когда появились компьютеры, способные единообразно решать разные задачи. Универсальность компьютерных методов обработки и хранения информации наталкивала на справедливость гипотезы о существовании универсальных схем управления.

В 60-х годах на роль общего названия той же области исследований стала претендовать "вычислительная математика". Это связано с использованием в данном научном направлении ключевых слов "алгоритм", "программа", "управляющая система".

Термин "информатика" получил право на существование лишь в начале 80-х годов. Он был заимствован из французского языка (Informatique). На сегодняшний день информатика представляет собой комплексную научно-техническую дисциплину. Информатика под своим названием объединяет довольно обширный комплекс наук, каждая из которых занимается изучением одного из аспектов понятия информация.

В соответствии с современным состоянием и тенденциями развития информатику определяют какобласть знаний, изучающую информационные процессы и методы их автоматизации на основе современных аппаратно-программных средств вычислительной техники.

Информатику можно разделить на две части: теоретическую и прикладную информатику.

Теоретическая информатика рассматривает все аспекты разработки автоматизированных информационных систем: их проектирования, создания и использования не только с формально-технической, но и с содержательной стороны, а также комплекс экономического, политического и культурного воздействия на социальную динамику. В орбиту анализа теоретической информатики попадают и традиционные системы преобразования информации и распространения знаний: средства и системы массовой информации, система лекционной пропаганды, кино, театры, справочные службы и т.д. При этом информатика рассматривает их с позиций получения и использования информационного ресурса, форм и способов воздействия указанных систем на общественный прогресс.

Теоретическая информатика изучает информационный ресурс, законы его функционирования и использования как движущей силы социального прогресса, а также общие, фундаментальные проблемы информационных технологий как исторического феномена, выводящего общество на новую ступень развития.

Решающее значение для рождения теоретической информатики имеет появление информационных технологий высшего уровня, основанных на искусственном интеллекте.

Прикладная информатика изучает конкретные разновидности информационных технологий, которые формируются с помощью специальных информационных систем (управленческих, медицинских, обучающих, военных и др.). Информационные технологии в различных отраслях, имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Разные операции и процедуры, различное оборудование, специализация критериев и показателей, даже разные носители информации, – все это становится объектом изучения конкретных функциональных и отраслевых информатик. Так рождаются ветви прикладной информатики, обслуживающие создание проектирующих систем, экспертных систем, управляющих и других функциональных систем. Поэтому наряду с теоретической информатикой развиваются ее конкретные ветви: экономическая информатика, военная информатика, медицинская информатика и многие другие.

 

Сформулируем выводы по первому учебному вопросу:

1. Информатика – наука о совокупности процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления и распространения информации с помощью средств вычислительной техники во всех сферах современного общества.

2. Информатика как наука начала свое становление с середины 40-х годов, что связано с появлением первых ЭВМ.

3. Информатизация – необходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе.