Предельная норма замещения.

 

Предельная норма замещения (MRS) – отражает то соотношение, в котором потребитель желает обменивать товар Y на товар Х, точнее говоря, MRS показывает, какое количество единиц товара Y потребитель согласен отдать, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х.

Предельная норма замещения вычисляется с помощью следующих выражений:

 

Предельная Наклон Количество приобретенного товара Х Предельная полезность товара Y

н о р м а = кривой = -------------------------------------------------- = ------------------------------------------

замещения безразличия Количество утраченного товара Y Предельная полезность товара Х

 

Так как, предельная полезность каждого товара положительна (в противном случае рост его потребления приводил бы к падению «общего удовлетворения», получаемого потребителем и такой товар не стали бы покупать), кривые безразличия должны иметь отрицательный наклон. Возможно четыре случая (четыре формы кривых безразличия) (см. рис.).

 

Y Y Y Y

 

I II III IV

 

Х Х Х Х

 

I. Товары Х и Y – «нормальные». Убывающая предельная норма замещения товара Х на товар Y – и наоборот: чем больше товара Х, тем меньше потребитель согласен заменять им товар Y.

II. Полностью взаимозаменяемые товары. Постоянная норма замещения (два товара могут рассматриваться как один товар) – потребитель всегда согласен на замену товара Y товаром Х в одинаковой пропорции. Например, два сорта аспирина для потребителя, не видящего разницы между этими сортами.

III. Жестко взаимодополняемые товары. Норма замещения равна нулю. Товар Х обычно бывает полезен только в комплекте с товаром Y (Х не используется без Y). Например, правый и левый ботинок.

IV. Товары Х и Y – «некачественные». Возрастающая предельная норма замещения. Чем больше товара Х, тем больше потребитель согласен заменять им товар Y.

 

Контрольные вопросы.

1. Охарактеризуйте понятие «полезность блага».

2. Приведите примеры различных видов благ.

3. Что такое предельная полезность? Чем предельная полезность отличается от полезности вообще?

4. Поясните утверждения: «Ничто не является более полезным, чем вода, но на нее едва ли можно хоть что-нибудь купить или получить какую-нибудь вещь в обмен. Бриллиант же, наоборот, едва ли имеет какую-то ценность с точки зрения его непосредственного употребления; однако огромное количество других товаров часто может быть получено в обмен на него». (А. Смит).

5. Какую информацию несет в себе кривая безразличия? Почему совокупная полезность увеличивается в случае перехода потребителя на кривую безразличия, расположенную дальше от начала координат?

6. Что характеризует предельная норма замещения?

 

Тема 6: Поведение потребителя.