Информационная технология обработки данных

Классификация информационных технологий

Технологий

Проблемы использования информационных

Для информационных технологий характерен процесс динамического развития и вполне естественно то, что они устаревают и заменяются новыми. Например, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере, автоматизируя рабочее место пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону, телекоммуникационным средствам обмена информацией и т.д.

При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами, версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до нескольких лет. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту внедрения новой информационной технологии она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Следует заметить, что основной причиной неудач организационно-управленческого характера на предприятии является отсутствие или слабая проработанность методологии внедрения и использования информационной технологии на всех участках управления его социально-экономическими процессами.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите наиболее актуальные проблемы использования и внедрения информационных технологий на предприятии.

2. Охарактеризуйте особенности новой информационной технологии.

3. Какова структура информационной технологии в составе экономической информационной системы?

4. Дайте определение информационной системы и охарактеризуйте ее основные свойства.

5. Что понимается под автоматизированным управлением экономическим объектом?

6. Классифицируйте этапы развития информационных технологий.

7. Дайте определение понятию «информационная технология» и перечислите ее задачи.

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Раскрытие взаимной связи технологического обеспечения, представляющего ряд подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей и решение функциональных задач, основывается на определенные признаки в рамках установленных режимов работы.

 

Приведем классификацию ИТ относительно следующих признаков:

1) способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС);

2) степени охвата задач управления;

3) классам реализуемых технологических операций;

4) типу пользовательского интерфейса;

5) вариантам использования сети ЭВМ;

6) обслуживаемой предметной области и др.

По способу реализации ИТ делятся на традиционные и новые ИТ. Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования ПЭВМ. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя (например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.). Новые (современные) ИТ связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

По степени охватаинформационными технологиями задач управления выделяют следующие виды технологий: электронной обработки данных, автоматизации функций управления, электронного офиса, использования экспертных систем и систем поддержки принятия решений, а также интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных и нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности.

В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач. Технология электронной обработки данных предназначена для решения задач (хорошо структурированных), по которым имеются входные данные и известные алгоритмы и стандартные процедуры обработки, ведущие прямо к вычислению результата. Следовательно, роль в выработке и оценке принятия решений достаточно мала.

При автоматизации управленческой деятельности ИТ используются для комплексного решения функциональных задач формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме в целях подготовки управленческих решений (в задачах худшей структурированности). Появляется возможность манипулирования данными за счет СУБД, которые применяются с целью оперативного управления. Данный вид технологий не предназначен для использования в чисто автоматическом режиме и может использоваться на любом уровне управления, базируясь на информационную.

К этой же группе относятся ИТ в системе поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей, пакеты прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности в решении плохо структурированных (формализуемых) задач, для которых характерна неполнота входных данных, недостаточность стандартных процедур, неполная ясность цели и ограничений. Технологии данной группы используются на любом уровне управления социально-экономическим объектом, составной частью которого является модельная поддержка принятия решения.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время ИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Эти два варианта ИТ ориентированы на использование достижений в области новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и современного информационного обслуживания за счет автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ для офисов (ППП), которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, где как сотрудники, так и оборудование территориально разделены. Целью данного вида технологии в системах распределенной обработки данных является автоматизация офиса и поддержание коммуникаций между управленцами. При этом имеется в виду передача и обмен информацией не только внутри организации (предприятия), но и с внешним миром. В настоящее время для этих целей широко используются как приложения систем автоматизации офиса, включая функции электронного документооборота, так и сервисы сети Интернет.

Информационные технологии экспертной поддержки принятия решений составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков, влияющих на принятие управленческих решений. Эта категория специалистов, кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся ситуаций, используют накопленный опыт в оценке ситуаций при выработке решений, обусловленных сведениями, составляющими базу знаний в конкретной предметной области.

База знаний, используя правила, отражает логику проблемы, которую технология экспертной поддержки принятия решений призвана решить. Решение аналитических задач плохо формализуемых предметных областей, к одной из которых относится анализ финансового рынка, базируется на использовании нейросетевых технологий в экономико-финансовой деятельности. Более подробно их основные функции рассмотрены соответственно в разделах 2.6 и 2.7.

По классу реализуемых технологических операций ИТ подразделяются: на работу с текстовым и табличным процессорами, графическими объектами, системы управления базами данных (СУБД), гипертекстовые и мультимедийные системы.

Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики. Компьютерная графика – это создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ. Эта технология проникла в область моделирования различных конструкций (машиностроение, авиационная техника, автомобилестроение, строительная техника и др.), экономического анализа, проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг. Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К демонстрационным изображениям относят, как правило, коммерческую и иллюстрационную графику.

Ко второй группе – анимационной графике – принадлежит инженерная и научная графика, а также графика, связанная с рекламой, искусством, играми, когда на экран выводятся не только одиночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма (интерактивный вариант). Интерактивная графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди современных ИТ.

В классическом понимании СУБД представляет собой набор программ, позволяющих создавать и поддерживать БД в актуальном состоянии и предполагает работу пользователя с базой данных в разных режимах:

– режим «ассистента» с использованием разветвленного меню; наиболее простой способ работы, не требующий специальной подготовки пользователя, кроме общих представлений о работе с базами данных;

– командный режим, предполагающий диалог пользователя и системы на языке команд СУБД, требует от пользователя знания этого языка;

– программный режим, использующий язык СУБД и позволяющий создать пользовательские программы различной степени сложности, удобно оформленные, выполняющие все функции, необходимые для решения задачи.

Большинство современных комплексов программ, решающих экономические задачи, написаны на языках СУБД. Выбор СУБД определяется многими факторами, но главный из них – возможность работы с построенной моделью данных. Поэтому одной из важнейших характеристик является тип модели (иерархический, сетевой, реляционный), который поддерживается СУБД.

При выборе СУБД пользователя-экономиста в первую очередь должны интересовать трудности освоения системы, легкость ее внедрения и использования, сложности работы в среде данной СУБД, качество технической документации и уровень сопровождения.

Обычно текст представляется как одна длинная строка символов, которая читается в одном направлении. С этих позиций гипертекстовая технология – организация текста в виде иерархической структуры. Материал текста делится на фрагменты, при этом каждый видимый на экране ЭВМ фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи.

Мультимедиа-технология представляет программно-техническую организацию обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией.

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме. В отличие от пакетной диалоговая ИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства доступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов ИТ в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов ИТ: локальных, многоуровневых, распределенных и глобальных информационно-вычислительных сетей.

По обслуживаемым предметным областям ИТ подразделяются разнообразно. Например, только в экономике ими являются, бухгалтерский учет, банковская, налоговая, страховая и другие виды деятельности.

Рассмотрим типичные применения информационных технологий в управленческой системе предприятия.

Бухгалтерский учет – классическая область применения информационных технологий и наиболее часто реализуемая на сегодняшний день задача. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода использования возможностей автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, задача бухгалтерского учета довольно легко формализуется, так что разработка систем автоматизации бухгалтерского учета не представляет технически сложной проблемы.

Управление финансовыми потоками. Внедрение информационных технологий в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам.

Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупки, сбыта и хорошем маркетинге. И наоборот, точно просчитанные и жестко контролируемые условия финансовых расчетов могут существенно увеличить оборотные средства фирмы.

Управление складом, ассортиментом, закупками. Можно автоматизировать процесс анализа движения товара.

Управление производственным процессом представляет собой очень трудоемкую задачу. Основными механизмами здесь являются планирование и оптимальное управление производственным процессом.

Автоматизированное решение подобной задачи дает возможность грамотно планировать, учитывать затраты, проводить техническую подготовку производства, оперативно управлять процессом выпуска продукции в соответствии с производственной программой и технологией.

Очевидно, что чем крупнее производство, тем большее число бизнес-процессов участвует в создании прибыли, а значит, использование информационных систем жизненно необходимо.

Управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний. Решение большинства этих задач может быть формализовано и представлено в виде информационной системы, позволяющей существенно повысить эффективность управления маркетингом.

Документооборот является одним из важных процессов в деятельности любого предприятия. Хорошо отлаженная система учетного документооборота отражает реально происходящую на предприятии текущую производственную деятельность и дает управленцам возможность воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления.

Оперативное управление предприятием. Информационная технология, решающая задачи оперативного управления предприятием, строится на основе базы данных, в которой фиксируется вся возможная информация о предприятии. Информационная система оперативного управления включает в себя массу программных решений автоматизации бизнес-процессов, имеющих место на конкретном предприятии.

Активное развитие сети Интернет привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления различного рода информации о предприятии. Практически каждое крупное предприятие имеет свой web-сервер. Web-сервер предприятия решает ряд задач, из которых можно выделить основные:

– создание имиджа предприятия;

– максимальная разгрузка справочной службы путем предоставления потенциальным и уже существующим абонентам возможности получения необходимой информации о деятельности предприятия (компании, организации, фирмы), предлагаемых товарах, услугах и ценах и др.

Кроме того, использование web-технологий предоставляет и открывает широкие перспективы для электронной коммерции и обслуживания покупателей через Интернет.

 

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.

Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повышает производительность труда персонала, освобождая его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие основные задачи:

– обработка данных об операциях, производимых на предприятии;

– создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел на предприятии;

– получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Примеры рутинных операций: операция проверки на соответствие нормативу уровня запасов указанных товаров на складе. При уменьшении уровня запаса выдается заказ поставщику с указанием необходимого количества товара и сроков, другой пример, операция продажи товаров фирмой, в результате которой формируется выходной документ для покупателя в виде чека или квитанции.

Пример контрольного отчета: ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств.

Пример запроса: запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на соискание вакантной должности.

Представим основные компоненты информационной технологии обработки данных (рис. 2.1) и приведем их характеристики.

Рисунок 2.1 – Основные компоненты информационной

технологии обработки данных

 

Сбор данных. По мере того как предприятие производит продукцию или услуги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных, описывающих деятельность предприятия. Обычно эти действия, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые предприятием.

Обработка данных. В процессе формирования в базе данных информации, отражающей деятельность предприятия и для ее использования, применяются следующие типовые операции:

– классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей.

Пример. При расчете заработной платы каждая запись включает в себя код (табельный номер) работника, код подразделения, в котором он работает, занимаемую должность и др. В соответствии с этими кодами можно произвести разные группировки:

– сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;

– вычисления, включающие арифметические и логические операции, выполняемые над данными с возможностью получать новые данные;

– укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.

Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются специальные базы данных.

Создание отчетов (документов). В системе электронной обработки данных создаются документы для руководства и сотрудников организации, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

Можно привести следующие примеры информационных систем оперативного уровня: бухгалтерская; банковских депозитов; обработки заказов; выплаты зарплаты и др.

Наибольшее число пакетов прикладных программ создано для бухгалтерского учета, среди них можно отметить «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «Аbacus» и др.

Типичной информационной системой оперативного уровня является популярная программная компонента «1C: Бухгалтерия» в составе информационной системы «1C: Предприятие» (ОС Windows), которая предоставляет широкие возможности оперирования бухгалтерскими данными учета и контроля хозяйственных операций и управления данными.

Комплекс программ «1С: Предприятие» включает также разделы «1С: Торговля + Склад» и «1С: Зарплата + Кадры».

Справочное и информационное обеспечение экономической деятельности представлено следующими пакетами программ: «Гарант» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль), «Консультант плюс» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).