Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь культура

 

1945 год открыл новую страницу в истории XX века. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и её союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад-Восток главная роль принадлежала теперь США и СССР. Советский Союз не только вышел из международной изоляции, но и приобрел статус ведущей мировой державы. США, пострадавшие меньше других участников военного конфликта, после войны стали играть роль «первой скрипки» в международных делах. Это реальное соотношение сил, разделившее мир на два блока, всего за несколько лет получило свое организационное оформление в виде НАТО

(1949 г.) и Варшавского Договора (1955г.).

Внешнеполитическая концепция СССР предусматривала, во-первых, формирование коммунистических режимов в освобожденных от фашистской оккупации странах, где еще находились части Красной Армии; во-вторых, распространение советского влияния путем поддержки компартий и антиимпериалистических движений во всех регионах мира.

Это стремление наталкивалось на противодействие бывших союзников по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, прикрывавших свою глобальную экспансию лозунгами «защиты демократии от коммунизма». Экономическая мощь позволяла США проводить активную экспансионистскую политику и выступать несомненным лидером западного мира.

В течение 1945-1948 гг. в ряде стран Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии) при активном давлении СССР были сформированы, сначала коалиционные, а затем – коммунистические по составу правительства. Коммунисты перешли к власти в Северном Вьетнаме, Северной Корее и Китае. СССР заключил с этими государствами договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

В 1947 г. по инициативе СССР для координации деятельности коммунистических партий было создано Информбюро со штаб-квартирой в Белграде (просуществовало до 1956 г.). Это бюро фактически осуществляло контроль и руководство зарубежными коммунистическими и рабочими партиями со стороны Москвы.

6 марта 1946 г. бывший британский премьер-министр У.Черчиль, выступая в американском городке Фултон, заговорил о «железном занавесе» и заявил, что, хотя Советская Россия и не ищет войны, целью её внешней политики является безграничное распространение своей силы и своей доктрины, успешно противостоять чему Запад может только, не допуская ослабления военного потенциала. Сталин расценил эту речь как «призыв» к войне с СССР», а советская пропаганда с тех пор стала именовать Черчиля не иначе как «поджигатель войны номер один». Спустя год конгрессу была представлена «доктрина Триумэна» - внешнеполитическая концепция США, предусматривавшая повсеместное силовое противодействие коммунизму с целью его «сдерживания» и «отбрасывания». Началось создание разветвленной сети американских военных баз вблизи границ СССР. Экономической основой для формирования блока противостоящих советскому влиянию западноевропейских государств стал «план Маршала», намечавший предоставление Европе американской помощи на сумму более 12 млрд. долларов. Оказание помощи обусловливалось определенными политическими требованиями.

Противостояние двух блоков государств проявилось в целом ряде кризисных ситуаций, особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Ряд акций с обеих сторон привел к расколу Германии, образовались два германских государства – ФРГ и ГДР.

Элементом «холодной войны» были и локальные военные конфликты, наиболее крупным из которых стала война в Корее (1950 – 1953 гг.). Проявлением «холодной войны» была и гонка вооружений, прежде всего ядерных. Ядерная монополия США объективно была фактором, дестабилизировавшим международную ситуацию. Советский Союз оказался втянут в военно-экономическое соперничество со странами, значительно превосходившими его по экономическому потенциалу. Притязания СССР на роль мировой державы вряд ли были обоснованы экономически.

«Холодная война» затруднила послевоенное восстановление народного хозяйства. Пришлось, в значительной мере сворачивать начавшуюся было конверсию промышленности, т.е. перевод её на производство мирной продукции. Были предприняты громадные усилия, чтобы создать новые отрасли военно- промышленного комплекса, в первую очередь атомную. Все это, будучи в той обстановке неизбежным с точки зрения обеспечения безопасности страны, отвлекало значительные средства от осуществления других, может быть не менее значимых, но сугубо мирных проектов. Сказывалась и полная экономическая блокада. Она перекрыла доступ к новейшим западным технологиям. Правда, репарационные поставки обеспечили станками почти половину нового капитального строительства. В целом же восстановление шло главным образом за счет внутренних резервов, усилий и упорства советских людей.

Уже через три года после окончания войны индустрия вышла на довоенный уровень. А вот аграрный сектор, откуда по-прежнему, продолжали «перекачивать» средства в другие сферы экономики, с плановыми заданиями не справлялся: хотя карточная система распределения и была отменена в конце 1947 г., в стране ощущалась нехватка хлеба, мяса, молока и других продуктов питания. Сказывалось отсутствие какой-либо заинтересованности колхозников в результатах своего труда. Основным источником их существования являлся приусадебный участок. Активная часть молодежи стремилась покинуть село: вербовалась на стройки и шахты, поступали в ремесленные училища, не возвращались после окончания в городах средних и высших учебных заведений или демобилизации из армии.

Сил и средств для быстрого восстановления разрушенных городов и деревень не хватало.

В послевоенные годы ужесточился контроль партии за общественной жизнью, усилился идеологический диктат в сфере духовной культуры. Официально оправдываемые условиями «холодной войны» и возрастанием военной опасности с Запада, на самом деле эти административно-репрессивные меры были вызваны наблюдавшимся в советском обществе «брожением умов», предвестником кризиса сталинизма.

Для борьбы с опасными общественными умонастроениями использовались прежние репрессивные меры: сотни тысяч вернувшихся на родину военнопленных были отправлены в лагеря или приговорены к ссылке, не меньше жителей Западной Украины и Прибалтики были репрессированы или переселены.

Кампания по восстановлению несколько ослабленного в годы войны тотального контроля над духовной жизнью советского общества проводилась под руководством А.А. Жданова. Она распространилась на науку, искусство, литературу, преследуя любую индивидуальность, которая могла быть истолкована как отклонение от идеологических догм, от принципов «партийности» и «социалистического реализма». Этим достигалась и изоляция духовной жизни советского общества от мировой культуры, необходимая для обеспечения стабильности сталинского режима.

В 1946-1948 гг. была принята серия идеологических постановлений ЦК ВКП(б): о литературе - о журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого А.А. Ахматова и М.М. Зощенко были исключены из Союза писателей и навести «порядок» в нем было поручено А.А. Фадееву; о киноискусстве – были подвергнуты разгромной критике некоторые фильмы, в том числе В.И. Пудовкина и С.М. Эйзенштейна; о музыке – осуждались «декадентская» опера В.И. Мурадели и «формалисты» Д.Д. Шостанович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян; о театральном искусстве – был подвергнут критике репертуар драматических театров.

Кампания против «формалистов» и «эстетствующих», проповедующих антинародное «искусство для искусства», творческих работников перешла в 1948 г. в борьбу с «космополитизмом». Основная направленность этой кампании заключалась в новом идеологическом размежевании с Западом, в выдвижении на первый план «патриотической» (а по сути дела – великодержавной) идеи, противостоящей якобы проповеди «мирового гражданства», безразличия к судьбам Родины и пренебрежения национальными ценностями. На деле борьба с космополитизмом сводилась к осуждению общественных и личных контактов с враждебным зарубежьем, пренебрежению к «гнилой» буржуазной культуре, отрицанию ряда достижений мировой науки. Генетика и кибернетика отвергались как буржуазные лженауки. Обвиненные в космополитизме ученые и деятели культуры «прорабатывались» на собраниях, шельмовались в печати, лишались работы.

Годы 1946-1953 представляли собой апогей сталинизма как политической системы. Была проведена чисто внешняя демократизация политического фасада. Прошли перевыборы в Советы всех уровней, впервые в соответствии с Конституцией были проведены прямые и тайные выборы судей и заседателей. После длительного перерыва возобновились съезды общественных организаций, профсоюзов и комсомола, а в 1952 году состоялся XIX съезд партии, переименовавший ВКП(б) в КПСС.

На самом деле единовластие Сталина, умело стравливавшего своих ближайших соратников и вероятных преемников, оставалось неизменным и прочно базировавшимся на всеобщем страхе. Важнейшие вопросы Сталин решал на своей даче в Кунцеве; вместе с несколькими членами Политбюро, отвечавшими за соответствующие направления работы.

Отражением внутренней борьбы в руководстве стало «ленинградское дело». Соперничество Г.М. Маленкова и А.А. Жданова закончилось в пользу последнего, но после его смерти в 1948 году Маленков и Л.П. Берия организовали крупную чистку партийно-государственного и хозяйственного аппарата от сторонников Жданова. По сфабрикованным обвинениям были расстреляны председатель Госплана Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, руководители Ленинграда П.С. Попков, П.Г. Лазутин, Я.Ф. Капустин. Всего в течение 1949-1950 гг. было репрессировано около 3,5 тыс. партийно-государственных работников Ленинграда и области.

На XIX съезде руководство партии пополнилось новыми работниками, среди них М.А. Суслов, Л.И. Брежнев, М.З. Сабуров, М.Г. Первухин. Возможно, это было сделано Сталиным из соображений замены Молотова и Микояна, которые на первом после съезда пленуме были обвинены в «право-левом» уклоне. Смерть Сталина 5 марта 1953 г. предотвратила новую перетасовку в высшем эшелоне власти.

Какой же оставил своим наследникам страну Сталин? Пройдя сквозь горнила индустриального скачка и насильственной коллективизации, чисток и невиданной, разрушительной войны, СССР превратился в одну из двух сверхдержав, определявших судьбы мира. Советский Союз обладал теперь первой в мире сухопутной армией и второй после США по объему продукции промышленностью. Добиться этого удалось благодаря созданию и укреплению невиданной партийно-государственной системы управления экономикой и обществом, способной мобилизовать все мыслимые и немыслимые материальные и духовные ресурсы для достижения определенной цели. Свою «действенность» – эта тотальная система подтвердила в годы войны. Но затем она стала давать сбои, начала снижаться её эффективность. И теперь наследником Сталина предстояло решить, что и как с ней делать.

 

«Оттепель». попытки осуществления политических и экономических реформ (сер.50-х – сер.60-х)

 

Смерть Сталина открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания второй мировой войны, но которые вряд ли были возможны при жизни вождя. Экономическая и политическая ситуация внутри страны и обстановка «холодной войны» на международной арене формировали ряд узловых проблем, решать которые или реагировать на существование которых пришлось бы так или иначе любому руководству, вставшему у государственного руля в 1953 г.

Первый комплекс проблем был связан с развитием репрессивной политики конца 40-начала 50-х гг., превратившей органы МВД-МГБ в особую систему тотального контроля, охватившую практически все сферы общественной жизни и все слои общества. Закон самосохранения требовал от правящего слоя внести в эту систему известные коррективы, чтобы отвести от себя угрозу очередных кадровых чисток. Следующий вопрос, решение которого тоже требовало реформирования органов МВД-МГБ, был вопрос о системе ГУЛАГа, сохранение которой в неизменном виде не только не отвечало задачам экономической целесообразности, но и создавало угрозу политической стабильности. Пересмотр репрессивной политики не мог ограничиться просто изменением режима в лагерях и колониях или частными кадровыми перестановками в органах внутренних дел, в конечном счете речь шла о возможности либерализации политического режима в целом, хотя вопрос о пределах этих возможностей оставался открытым.

Не менее важный комплекс проблем требующих неотложного решения, сложился в сфере аграрной политики. Два раза за послевоенный период, в 1948 и 1952 гг. повышался сельскохозяйственный налог, форсированными темпами шел процесс укрупнения колхозов, создавший немало проблем для жителей деревни, не обошла колхозников стороной и послевоенная волна репрессий. В результате к началу 50-х гг. бегство из деревни стало массовым явлением. Положение в деревне было настолько катастрофическим, что подготовленный проект увеличения сельхозналога в 1952 году до 40 млрд. рублей, абсурдный в своей основе, не был принят. Вместе с тем базовые принципы аграрной политики при жизни Сталина оставались неизменными.

Серьезные проблемы для московского руководства создавало положение дел в западных областях Белоруссии и Украины, а также в Латвии, Литве и Эстонии. Политика советизации, по-прежнему встречала здесь сопротивление, хотя не такое активное, как в первые годы после окончания войны. В течение 1952 года в ЦК КПСС несколько раз обсуждались вопросы, связанные с ситуацией именно в этих регионах.

Наконец, большой круг вопросов, которые пришлось бы решать новому руководству, кто бы ни оказался во главе его, касался области внешней политики: - диктат Москвы в отношении стран Восточной Европы и откровенная конфронтация с Западом не прибавляли авторитета советскому режиму.

Таким образом, направления возможных перемен в известном смысле как бы заранее заданы. Однако главный вопрос – в каких формах и насколько последовательно будет проводиться новый политический курс, как будут определяться его конкретное содержание и темпы реализации, как и вопрос, состоится ли политика реформ вообще, - в своем решении зависел от расстановки сил в руководстве страны и от выбора лидера (или группы лидеров). При проведении реформ сверху личный фактор играет одну их ключевых ролей.

После смерти Сталина реально власть сосредоточилась в руках «тройки» - Г.М.Маленкова, председателя Совета Министров, Л.П.Берии, министра внутренних дел (МВД было объединено с МГБ), Н.С.Хрущева, возглавлявшего Секретариат ЦК КПСС.

Слишком быстрое усиление позиций Берии встревожило его соперников. Маленков и Хрущев, объединившись, в июне 1953 г. на заседании Президиума ЦК при решающем участии Г.К.Жукова арестовали Берию, который был объявлен английским шпионом, врагом народа и расстрелян.

С сентября 1953 г. Хрущев стал первым секретарем ЦК КПСС, Маленков сосредоточился на руководстве Совмином. Но уже в январе 1955 г. он подал в вынужденную отставку, будучи обвинен за ошибки в сельскохозяйственной политике и преимущественное развитие легкой промышленности в ущерб тяжелой.

Руководителем правительства стал Н.А.Булганин, министром обороны – Жуков. Это заметно усилило позиции Хрущева.

Новое правление началось с реорганизации наиболее одиозных государственных структур: МГБ преобразовано в Комитет Государственной безопасности при Совмине с установлением над ним прокурорского надзора и контроля со стороны партийных комитетов. Часть руководителей карательных органов была отдана под суд за фабрикацию фальшивых дел.

В течение 1953-1955 гг. были пересмотрены все основные политические дела послевоенного времени. Сняты политические обвинения с репрессированных народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, крымских татар, немцев Поволжья) и в 1957 г. восстановлена государственность многих из них. Были упразднены особые внесудебные органы, «тройки», творившие беззаконную расправу. Началась реабилитация и освобождение из лагерей политических заключенных. В 1956 г. отменены законы (1938, 1940), предусматривавшие уголовные наказания за незначительные трудовые нарушения и фактически прикреплявшие рабочих к заводам. Процесс реабилитации жертв сталинских репрессий ускорился после ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.).

25 февраля 1956 г. Хрущев на закрытом заседании ХХ съезда КПСС выступил с докладом о культе личности. Он открыл перед потрясенным залом масштабы репрессий и роль Сталина как их организатора. 30 июня 1956 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», где объяснялись причины культа личности. Объективной стороной возникновения культа назывались трудности социалистического строительства, враждебное капиталистическое окружение – это требовало якобы максимальной централизации и привело к свертыванию демократии. Второй стороной культа объявлялись личные качества Сталина: его грубость, нетерпимость. В заключение постановления делался вывод, что культ личности не мог изменить характера социалистического строя и коммунистической партии. Вопрос о связи культа личности с этим строем даже не ставился.

Приоритетным направлением экономики для Хрущева было сельское хозяйство. Сентябрьским (1953 г.) Пленумом ЦК были намечены меры по подъему сельского хозяйства: списана задолженность с колхозов, в три раза повышены закупочные цены, снижен налог с личного приусадебного участка, проведена паспортизация колхозников. Но основной упор делался на экстенсивные факторы: с 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Освоение примерно 40 млн. га новых земель позволило добиться быстрого, хотя иногда и кратковременного заметного результата: к концу десятилетия валовой сбор зерна увеличился на 40 %.

Сельское хозяйство в полной мере испытало на себе и перегибы хрущевского правления. После принятия в 1955 году программы развития животноводства началось принудительное внедрение кукурузы как решающей для формирования кормовой базы агрокультуры. В 1957 году был выдвинут лозунг «догнать и перегнать» Америку по производству молока и мяса. И «кукурузная» и «мясная» кампании выродились в гротеск: кукурузу сеяли за Полярным кругом, для перевыполнения плана заготовок мяса забивали весь скот и даже закупали его в соседних областях.

Важнейший рычаг подъема сельского хозяйства Хрущев видел в разнообразных реорганизациях. В 1958 году были ликвидированы МТС (машинно-тракторные станции), колхозы были вынуждены втридорога выкупать у государства изношенную технику, вновь оказавшись в долгах. У колхозов не хватало квалифицированных кадров, так как механизаторы МТС уезжали в город. С конца 50-х годов в сельском хозяйстве был проведен ряд волюнтаристских мер, мотивированных скорым вступлением страны в коммунизм: происходило массовое преобразование колхозов в совхозы, ликвидировались приусадебные хозяйства колхозников, домашний скот изымался из личного хозяйства и передавался в огромные животноводческие фермы, шла ликвидация так называемых «неперспективных деревень». В результате, если в период 1953-1956 гг. производство сельскохозяйственной продукции ежегодного увеличивалось на 25 %, то с конца 50-х годов наступила полоса стагнации сельского хозяйства. С 1962 года СССР приступил к регулярным закупкам зерна за рубежом.

В промышленности была сделана попытка преодолеть научно-техническое отставание от Запада. С 1955 г. главными направлениями развития промышленности были намечены электрификация, комплексная механизация и автоматизация. В реализации отдельных программ были достигнуты впечатляющие успехи: в 1954 г. построена первая в мире атомная электростанция. В 1957 г. запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 г. – космический корабль с человеком на борту, были построены первые заводы-автоматы, практически заново создана химическая промышленность. В конце 50-х годов и СССР вступил в этап научно-технической революции, но десятилетие отставания от Запада так и не удалось наверстать.

В целом промышленность продолжала развиваться по экстенсивному пути. Приоритетным оставался военно-промышленный комплекс. Темпы экономического развития страны, достигнутые в середине 50-х годов (10 % ежегодного прироста национального богатства, сохранить не удалось. Выход из экономических трудностей пытались найти в административных реформах, в перестройке управления экономикой. В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства и созданы территориальные органы управления промышленностью – советы народного хозяйства (совнархозы). На первых порах это дало положительный эффект за счет лучшей информированности управленцев о реальном состоянии и нуждах каждого конкретного предприятия. Но вскоре проявились и негативные результаты, главным из которых было то, что стала невозможна единая техническая политика в масштабах отрасли. Затормозился технический прогресс, прекратился обмен передовым опытом между родственными предприятиями. После отставки Хрущева система совнархозов постепенно сворачивалась, и к началу 70-х годов была полностью возобновлена централизованная ведомственно-отраслевая хозяйственная модель, в наибольшей степени соответствовавшая директивному характеру социалистической экономики.

В 1962 была осуществлена перестройка партийного руководства народным хозяйством. В границах существовавших областей вместо одной создавались две партийные организации промышленная и сельская. По производственному принципу были также перестроены советские органы, Профсоюзные и комсомольские организации. Это привело к смешению функции руководящих органов, к безответственности и дезорганизации управления.

Ситуация в экономике напрямую отражалась в социальной сфере, на уровне жизни советских людей. Были достигнуты ощутимые успехи в этом: повышалась зарплата, отменялись обязательные покупки облигаций госзаймов, отменялись все виды платы за обучение, вводились пенсии по возрасту рабочих и служащих, сокращался рабочий день. Много средств вкладывалось в здравоохранение, увеличилась по сравнению с предыдущими годами, продолжительность жизни советских людей. Наконец, шло массовое строительство жилья: за 1956-1960 гг. в новые малогабаритные квартиры («хрущевки») въехало более 50 млн. человек – четверть населения страны.

На рубеже 50-60-х годов возможности проведения благоприятной социальной политики уменьшились: сказались сбои в экономике, новое обострение «холодной войны» привело к росту военных расходов. Трудности с продовольствием обусловили повышение цен на него в 1962 г., появились хлебные очереди, в ряде городов произошли волнения рабочих. Трагедией обернулись события в Новочеркасске, где повышение цен на продукты совпало со снижением расценок на электровозостроительном заводе. Толпа митингующих на площади перед горкомом партии была хладнокровно расстреляна. После этих событий наверху принимаются многочисленные решения по усилению политического контроля, происходит расширение функций КГБ, активизируется борьба с антиобщественными настроениями. В июле 1962 г. Была принята 70-я статья УК РСФСР, восстановившая репрессии.

В целом непоследовательность и противоречивый характер реформ привел в середине 60-х г. к снижению темпов развития и ухудшению жизненного уровня людей, что стало поводом для новой корректировки курса, начавшейся со смещения Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

Определяя главные направления, суть и итоги проводимых Хрущевым реформ, следует иметь в виду, что их целью ставилось лишь усовершенствование существующей политической системы, а не ее коренное изменение. Частичное раскрепощение колхозников, поворот в сторону социальных нужд, использование, хотя и ограниченное, материальных стимулов способствовали на первых порах экономическому росту. Можно было опираться на энтузиазм людей, верящих в социализм, в наступление лучших времен, тем более, что проводились в жизнь целые программы подъема жизненного уровня.

Ни вожди, ни общество не были тогда готовы к радикальным переменам. Сменившие Сталина руководители не мыслили себя и своих отношений с обществом вне той авторитарно-бюрократической и административно-мобилизационной системы, внутри которой они сформировались и выдвинулись.

В партии, да и в обществе продолжала господствовать система ценностей с ее исходными положениями о социализме и коммунизме. К числу не подвергаемых сомнению приоритетов относились монополия государственно-кооперативной собственности, преимущество крупного производства над мелким, государственной торговли над частной, ведущая роль тяжелой промышленности по сравнению с производством средств потребления.

Общество не мыслилось без жесткого планирования и руководящей роли партийных комитетов во всех сферах жизни.

Начавшиеся реформы разрабатывались и принимались без рассмотрения каких-либо альтернативных или вариантных программ, научное их обоснование подменялось волевым решением.

И, тем не менее, как отмечал А.Д.Сахаров, «после ХХ съезда КПСС система избавилась от крайностей и эксцессов сталинского периода, стала более цивилизованной», с лицом, если не совсем человеческим, но, во всяком случае, не тигриным». В хрущевское десятилетие произошел существенный сдвиг в общественном сознании (правда, больше всего он наблюдался в среде интеллигенции, в первую очередь творческой).