ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ НАЧАЛА XX ВЕКА.
Изменения в экономике, демографии, техническом оснащении городов. Строительство железных дорог ( 344 тыс. км ж/д линий ) – в Европе милитаризация à рост пром. центров.
Строительство городов – спутников, связанных экономически. Тенденция развития больших городов и расширение муниципальных границ, введение понятий «Большой Лондон», «Большой Берлин». Жилищный кризис.
Строительство рабочих посёлков, за счёт промышленных предприятий частных предпринимателей.
- Германский концерн Ф.Круппа – жилищное строительство в Рурской области.
- во Франции Шнейдер à 1 119 новых жилищ
- Англия
Идея города – сада - г. Лечуорт Э.Говард.
Рассчитывал получить средства на строительство от распродажи акций.
Первым законом, суммировавшим основные положения городской планировки и застройки, был Английский закон 1909 г.
- составление генеральных планов производилось в городских советах под контролем Министерства Внутренних Дел и наблюдением частных лиц.
- право принудительной покупки земли для реконструкции и расширения городов
- не подлежали отчуждению только территории общего пользования (улицы, площади, сады и места расположения памятников архитектуры и искусства, а также королевские парки).
- для реализации проектов планировки городам разрешалось выпускать займы на срок до 80 лет.
Первое десятилетие XX в. – поиски выхода из транспортного кризиса и попытки выдвинуть новые формы расселения. Вторую проблему настойчиво разрабатывал Э.Говард.
Он считал, что города надо лечить путем сокращения числа жителей, выводимых в иные населенные пункты - идея Говарда о создании «третьего магнита» для расселения человечества, который возникнув на лоне природы, вне городов и сел, сочетал бы в себе все преимущества городской и сельской жизни. «Третьим магнитом» (в противоположность «1-ому» и «2-ому», т.е. городу и деревне), по мысли Говарда, должны были стать экономически автономные города-сады.
Идея Говарда о городах – садах имела три основных аспекта:
- социальный (примирение классов)
- экономико-географический
- градостроительный.
Экономико – георгафический à Схема расположения городов-садов напоминала планетную систему, центром которой являлся крупный город с многочисленным населением, размещая в нем мелкие предприятия промышленного и торгового назначения.
Группировка населённых пунктов (32 тыс. чел) по 6, в виде федерации с общественным центром в центре на 58 тыс. жителей, тем самым население федерации повышалось до 250 тыс., и города – сады, сохраняя преимущества сельской природы, выигрывали в культурно – просветительном обслуживании.
Город – сад окружали не подлежащие застройке сельскохозяйственные угодья, находящиеся под контролем города – сада. Пояс сельскохозяйственных земель подлежал озеленению в интересах города, но на свободных территориях разрешалось селиться фермерам, число которых лимитировалось (2 – 2,5 тыс. жителей), низкая плотность застройки городов-садов – домами коттеджного типа (1-2 этажа).
Соотношение между городской и сельской территориями устанавливалось в размерах 1 : 2. Территория города не превышала 2 км в диаметре, т.о. весь внешний зелёный пояс становился доступным для ежедневных прогулок. Сам город обильно насыщался зеленью: центральный сквер, окружённый общественными зданиями, далее – кольцо широкого бульвара со спортивными площадками и школами, индивидуальными палисадниками, огороды и аллеи вдоль радиальных улиц – всё это превращало город в рощу с искусно культивированной природой. На периферии города располагались безвредные производственные предприятия (швейные, мебельные, картонные фабрики), связь с другими городами – по железной дороге.
В 1898 году – книга Говарда «Завтра»
1903 г. – переиздана под названием «Города – сады будущего»
Идея децентрализации населения в масштабе целых стран.
В 1903 г. на участке 1545 га в 55 км от Лондона начал строится город Лечуорт, основанный Говардом и компанией – первый экспериментальный город-сад.
Генеральный план Лечуорта был составлен Б.Паркером и Р.Энвином в 1904 г.
Центром города стал партерный сквер, обрамленный деревьями по границам. От сквера во всех направлениях проложено 12 радиальных улиц. Одна из них (Бродвей) получила значительную ширину – 30 м и превратилась в главную магистраль города – сада, соединившую центр с ж/д вокзалом. Вокруг центрального района Лечуорта была проложена кольцевая магистраль, внутри которой оказались общественные и торговые здания : зал, театр, музей, библиотека, лекторий, магазины.
Промышленные предприятия также образовали кольцо на внешних границах города, с разрывами, предотвращающими отсечение жилых районов от загородных лугов и рощ. Плотность застройки 12 домов на 1 акр и ряд хорошо запроектированных групп жилых домов с проездами и лужайками.
Несмотря на высокое качество строительства Лечуорт заселялся медленно.
Причины : 1) трудность достижения экономической автономии городов – садов
2)недоступность (дороговизна) коттеджей для рабочих.
Р. Энвин разработал концепцию пригорода – сада. Необходимость реконструкции окраин больших городов (книга Энвина « Планировка городов на практике »).
Планировочные принципы города – сада сочетались с условиями большого города и напоминали будущий городской микрорайон.
Первый пригород – сад назывался Хемпстед, построен в 1907 г. по проекту Р.Энвина на северной окраине Лондона на пл. 120 га.
Генеральные планы Хемпстеда и Лечуорта имеют ряд общих черт :
1) Центры – обширные лужайки, к которым сходятся радиальные улицы – аллеи.
2) Сочетание элементов регулярной и живописной планировки
3) Жилые ансамбли с широкими партерными курдонерами, обстроенные жилыми домами
4) Отростки улиц в виде глубоких тупиков.
Различия :
1) функции: Лечуорт – самостоятельный город с производством и торговлей
Хемпстед- благоустроенное предместье, город – потребитель, посёлок – спальня
2) композиции: Лечуорт – ассиметричен, живописен
Хемпстед- симметричен (прямоугольный курдонер, шестиугольная площадь – перекрёсток, сплошная периметральная застройка )
Теория градостроительства развивалась в 1854 – 1932 г. профессором Геддесом.В 1903 г. был объявлен конкурс на реконструкцию г.Данфермплайна в Шотландии. Геддес выдвинул идею создания в центре города просторного парка с площадками для отдыха и спорта, оранжереями, музеями и общественными зданиями.