Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
Развитие информатизации бизнеса показало, что ИТ и бизнес взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, информационные технологии и построенные на их основе информационные системы должны быть полностью интегрированы в деятельность предприятия. С другой стороны, бизнес должен постоянно использовать новые информационные технологии, а также развивать их для извлечения максимальной выгоды от внедрения новых технологий.
Взаимодействие между технологиями и бизнесом - сложная и комплексная проблема. Оно подвержено влиянию большого числа факторов, включая структуру бизнеса, организационно-функциональное построение предприятия, бизнес-правила, политику, корпоративную культуру, опыт и знания управленцев, внутренние технологические процессы, внешнее окружение.
Менеджеры должны постоянно принимать эти факторы во внимание, чтобы успешно внедрять и использовать новые ИТ или управлять существующими системами.
Вычислительные и телекоммуникационные средства достигли высокого уровня развития, а объемы перерабатываемой информации стали возросли и информация стала товаром и важнейшим стратегическим ресурсом.
Организации создают ИС, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность своего бизнеса.
Существует много причин, отличных помимо экономических, которые приводят руководителя компании, корпорации, холдинга к необходимости инвестировать средства в информатизацию бизнеса.
Рис. 2. Внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании
На рисунке отражены внешние и внутренние факторы, вызывающие изменения в структуре и политике компании в соответствии с моделью конкурентных сил Портера.
Рис. 5.3. Процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов развития компании
Разделение систем ИТ на внешние и внутренние подсистемы необходимо для эффективного реагирования на воздействие внешних и внутренних факторов.
Современные компании должны быстро приспосабливаться к изменяющемуся окружению, для этого им необходимо:
- удовлетворять постоянно изменяющимся требованиям потребителей,
- не уступать соперникам в условиях жесткой конкуренции,
- совершенствовать внутренние процессы, расширять диапазон товаров и услуг,
- ставить перед персоналом достижимые цели при решении тактических задач,
- развивать приоритетные бизнес-процессы, которые ориентированы на выполнение ожиданий клиента.
Компания и её информационные службы должны быть организованы таким образом, чтобы система управления помогала отслеживать изменения во внешнем мире и формировать соответствующие изменения в стратегии и политике компании. Таким образом, одной из главных задач ИС предприятия является обеспечение информационного взаимодействия между внешним окружением и внутренней средой (рис. 4).
Рис. 4. Внешняя и внутренняя среды предприятия