Ход работ по проектированию и сооружению памятника Петру I на Сенатской площади представляется в следующем виде.

1764 г. — отклонение проекта установки в Петербурге конной статуи Петра I, выполненной К. Раст­релли и отлитой А. Мартелли. Решение о выборе нового места и изготовлении нового монумента.

27 августа 1766 г.— подписание в Париже контракта между посланником кн. Д. А. Голицыным и Фальконе о поездке последнего в Россию для работы над памятником.

10 сентября 1766 г. — отъезд Фальконе в Петербург.

5 мая 1768 г. — рапорт И. И. Бецкого в Сенат о распоряжении Екатерины II относительно места установки памятника на Сенатской площади.

Июль 1768 г. — объявление Академии художеств о розыске камня-скалы, пригодного для постамента конной статуи.

Август 1768 г. — донесение А. Пилюгина об осмотре и приискании камней по побережью Финского залива.

Сентябрь 1768 г. — обнаружение «гром-камня» близ села Лахты. Начало работ по сколке камня на месте.

Март 1769 г. — начало работ по перевозке камня из Лахты в Петербург.

14 августа 1769 г. — письмо Бецкого Фальконе с предложением скульптору взять на себя руковод­ство отливкой конной статуи. Отказ Фальконе.

Август 1769 г. — окончание работы Фальконе над моделью памятника.

Май 1770 г. — модель памятника открыта для публичного обозрения в мастерской Фальконе. Художник Лосенко делает рисунок с модели.

23 сентября 1770 г. — выгрузка «гром-камня» на Сенатской площади.

1771 г.—прибытие литейщика Эрсмана, его отказ от руководства отливкой и увольнение.

1773 г. — архитектор Ю. М. Фельтен назначен для содействия отливке и установке монумента.

Август 1774 г. — Фальконе берет на себя руко­водство отливкой статуи.

Август 1775 г. — первая (незаконченная) отливка статуи.

Ноябрь 1777 г. — отливка под руководством Фаль­коне недостающих частей статуи. Спайка частей.

Лето 1778 г. — окончание всех работ по отливке статуи.

1 сентября 1778 г. — последнее письмо Фальконе Екатерине II.

Начало сентября 1778 г. — отъезд Фальконе из Петербурга.

Июль 1782 г. — окончание работ по установке конной статуи на постаменте под руководством Ф. Г. Гордеева.

7 августа 1782 г. — торжественное открытие памятника.[35]

 

А теперь концептуализируем основной фактический и теоретический материал лекции.

 


Заключение

 

Историк, публицист, журналист, издатель, драматург, поэт и прозаик М.П. Погодин, с которым общалась вся литературная элита 20-70- х годов прошлого столетия (Пушкин, Тютчев, Островский, Толстой, Достоевский, Гоголь), был панегиристом Петра и высоко ценил его заслуги перед Отечеством.

       
   
 
 
Михаил Петрович Погодин (1800-1875) Портрет В.Г. Перова

 


Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 г. Петр велел считать годы от Рождества Христова. Петр Великий велел считать месяцы от января.

Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена от овец, которых развел он.

Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы, Вы начнете читать ее – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний церковный.

Приносят газеты – Петр Великий их начал.

Вам нужно купить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни написаны им, другие выведены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге.

За обедом от соленых сельдей до картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости – это ассамблеи Петра Великого. Встречаете там дам – допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.

Вы получаете чин – по Табели о рангах Петра Великого.

Мне надо подать жалобу – Петр Великий определил ей форму. Примут ее пред зерцалом Петра Великого. Рассудят Генеральному регламенту.

Вы вздумаете путешествовать – по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств, и проч., и проч. и проч.».[36]

Николай Павлович Павленко, не десятилетие посвятивший исследованиям о Петре I и его времени, не преминул заметить: «… Я не встречал более лаконичной, выразительной, емкой и доступной пониманию каждого характеристики этого государственного деятеля».[37]

Как дипломат Петр I проявил глубокое понимание задач внешней политики России, умение пользоваться обстоятельствами и способность к компромиссам. Вся внешнеполитическая деятельность России находилась под его постоянным руководством. Он неоднократно лично вел переговоры и заключал соглашения. В 90-х гг. XVII в., как писал Ф. Энгельс, - «этот действительно великий человек…первый в полной мере оценил благоприятное для России положение в Европе [Маркс К. Ф. Энгельс. Соч., изд 2-е, т. 22, с.20] в отношении начала борьбы со Швецией. Перед Полтавским сражением 1709 г. активными дипломатическими действиями Петру I удалось предотвратить вступление в войну на стороне Швеции Турции и Крымского ханства, а позже возобновить распавшийся в 1706 г. Северный Союз, присоединив к нему Пруссию и Ганновер. Петр I умело использовал противоречия между западно-европейскими державами и не допустил срыва Великобританией начатых в 1719 г. мирных переговоров со Швецией, завершившихся Ништадским мирным договором 1721 г. Персидский поход Петра I 1722-1723 гг. закрепил за Россией западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикеты.

И в дореволюционной, и в советской и постсоветской историографии о Петре стало общим место, что его преобразования носили многосторонний характер, то есть они изменили весь уклад России того времени (о чем прекрасно, образно написал М.П. Погодин).

Разумеется, Петр не мог не реформировать и русскую дипломатию. В чем состояла ее реформация?

Во-первых, она стала постоянной и неотъемлемой отраслью государства. Были созданы постоянные дипломатические представительства России во многих странах мира. До Петра такой широкого представительства в зарубежных странах Россия не имела.

Во-вторых, перед этими представительствами император поставил главную задачу – всеми возможными (и невозможными) средствами защищать интересы своего Отечества, возвысить его в глазах общественного мнения, создавать достоверный образ России за рубежом.

Эту идею Петра во второй половине XIX века очень четко сформулировал один из выдающихся русских мыслителей охранительного направления общественной мысли России. Он писал: «Во внешней политике мы должны знать только интересы нашего Отечества и руководствоваться в наших делах только долгом перед судьбами России».[38]

В-третьих, все нити управления дипломатической службой были сосредоточены в руках императора. Он читал донесения послов, писал на них своим колоритным языком резолюции, которые нередко под его пером превращалась в многостраничные инструкции. Продолжательница Петра Екатерина II постоянно изучала эти резолюции и инструкции, тем самым училась у своего героя дипломатическому искусству, что ей (забегая вперед) весьма и весьма удавалось. Екатерина осмысленно поняла стратегический и тактический опыт дипломатии Петра и в полной мере использовала его в своей длительной императорской деятельности.

В-четвертых, одной из главных особенностей дипломатии Петра были политические добросовестность и верность взятым не себя обязательствам.

В-пятых, из этой характерной черты проистекала и еще одна – твердость внешней политики и ее проводника – дипломатии

В-шестых, было уже сказано, что Петр презирал формальности и этикет в своей дипломатической работе, о чем ярко вспоминал датский посол в России барон Юль, хорошо знавший преобразователя. Но так было не всегда. Позже, став императором, Петр изменил свой дипломатический обычай, - он не стал чураться русских традиций в дипломатии, хотя особой пышности (вспомните картину Семирадского «А. Невский принимает папских послов») старался избегать. О том, что это так, свидетельствует картина неизвестного художника «Прием Петром иностранных послов»

 
 

 

 


Видим в центре картины Петр I со шпагой в военном мундире. За его спиной императрица Екатерина далее в черном парике, вероятно, Ф.А. Головин, за ним поодаль, без головного убора, седой, с бородой, скорее всего Н.М. Зотов. За его спиной в шляпке, надо думать – Анна Петровна (дочь Петра).

В правой части картины – послы иностранных государств. Делает полупоклон – представитель какой-то из славянских стран, справа от него с надменным видом, полный какой-нибудь шляхтич, посланный в Россию.

На задней части картины, на стене – громадное полотно – это Петр I.

Прием происходит в торжественном зале одного из дворцов Петергофа. Видны позолотые двери боковых комнат дворца.

Из сказанного, как не трудно догадаться, Петр I использовал разные формы приемов представителей иностранных государств, а не только те, о которых рассказал барон Юль.

В-седьмых, важнейшая особенность Петра I как государственного деятеля и дипломата – это выдвижение на главные должности империи русских людей. Ни один иностранец, к примеру, не был при Петре I во главе, скажем, Посольского приказа или Коллегии иностранных дел. Они все – русские – П.А. Толстой, А.С. Матвеев, Ф.А. Головин и т.д. То же самое в Сенате, Синоде, армии и флоте. Иностранные специалисты были всегда при Петре в подчинении у русских. Послы России в Англии, Франции, Швеции – русские. Эту традицию русской дипломатии поддерживали (после «бироновщины») Елизавета Петровна, Екатерина II. Однако при Александре I и Николае I засилье иностранцев в Министерстве иностранных дел России было очень сильным. Чего стоит, к примеру, - К.В. Нессельроде, руководивший русской дипломатией более 40 лет, с 1816 по 1856 гг.

Таков Петр I Великий! Таковы черты его дипломатической школы. Обратимся теперь к основным событиям его преобразовательной работы и к датам их свершения.