Оккультное направление новых религиозных движений

Помимо национал-патриотического направления, неоязычества имеются и его версии. Например, языческие религии на основе почитания природы (например, движения П.К.Иванова, А.Апнашева, «Анастасия», «Щербовское братство» в Гомельской области). Направлением неоязычества как религии можно считать широко распространенные практики «колдовства» и «народного целительства».

Последователи неоязычества при реконструкции языческих верований часто используют этнографические источники, а также копируют обрядность, сохранившуюся у различных славянских народностей. Часть неоязыческих движений опирается на версии «панславянства». Согласно им, в доисторические времена на евразийском континенте существовала громадная общность, ставшая основой развития индоевропейских цивилизаций. Отмечается при этом, что славяне являются ее генетическими потомками, а ее верования сохранились в индуизме и буддизме, принесенными, якобы, ариями в виде Вед в Индию.

Неоязыческое направление новых религиозных движений

В настоящее время под неоязычеством понимаются новые культы, в основу которых составляют верования язычников дохристианского периода.

Причем, по мнению исследователей этого движения, в неоязычестве имеет место более или менее произвольная реконструкция древних славянских верований, т.к. древние языческие традиции были прерваны в народе много веков назад.

В.Прибыловский полагает, что внутри неоязыческого движения выделяются два противоположных полюса: один – это фольклорно-игровое, слабо-политизированное язычество, другой - политизированное национал-патриотическое язычество.

Остатки верований этой древней славянской цивилизации адепты данного направления обнаруживают также в так называемых «славянских Ведах» или «Велесовой книге». Данная книга была обнаружена в 1919 году белэмигрантом подполковником А.Изенбеком и представляла собой россыпь дощечек с написанными на них письменами. Во время войны они пропали, сохранились только несколько фотографий и перевод со старославянского. В связи с этим многие исследователи считают «Велесову книгу» фальсификацией. Тем не менее, она оказала влияние на формирование русского неоязычества как разновидности патриотической идеологии.

Национал-патриотическое неоязычество отрицательно и даже враждебно относится к христианству, которое, по мнению его адептов, уничтожало коренные верования древних славян. В связи с этим, последователи современного неоязычества часто предпринимают хулиганские и преступные действия в отношении христианских церквей, поэтому их часто путают с сатанистами. Так, в Королев Стане Минского района в 2001 г. двумя молодыми последователями неоязычества была сожжена православная церковь и убит человек.

В данном направлении неоязычества пропагандируется славянский национализм, национальная и расовая неприязнь, в связи с чем их представителей часто не отличают от скинхэдов.

Культовая практика неоязычников эклектична и представляет собой совмещение сохранившихся народных обрядов и вновь созданных ритуалов, направленных на почитание древних языческих Богов, предков и сил природы.

В неоязыческих движениях часто обнаруживается их политизация, выражающаяся в критике правящих политических движений, властных структур и основных религий, в провоцировании межнациональных и расовых конфликтов и в идеях формирования государственного устройства на основе тех принципов, которые, якобы, были присущи древним славянам.

Эклектизм неоязычества обусловил формирование множества различных его направлений, часто оппозиционных по отношению друг к другу.

Социальные проекты будущего «славянского мира» национал-патриотического направления неоязычества представляют собой произвольную реконструкцию древней религии и структуры общества славян. Однако, при откровенной ориентации данных идеологий на языческие верования древних славян, в моделях «идеального» общества не обнаруживается участие религиозных структур в общественном устройстве, оно является чисто светским с исключением инородцев

Необходимо отметить, что в национал-язычестве распространены идеи экстремизма. Анализ публикаций отдельных источников этого направления позволяет выделить следующие экстремистские идеи: а) в качестве причин проблем славянских народов и государств называются евреи и другие «цветные» народы якобы создавшие порочные системы управления, религии и культуру; б) выдвигаются идеи борьбы против них; в) выдвигаются идеи борьбы за новый социальный строй, представляющий собой жесткую властную структуру с выделением круга «русской элиты»

Наиболее утопические модели социального устройства имеются в природно-ориентированных версиях неоязычества, в основе которых лежит почитание природы. Согласно этим моделям, человек должен жить не в цивилизованных, а в природных условиях. В природе он может получать все необходимое для жизни и духовного совершенствования. В вероучениях данного направления практически отсутствуют представления о структуре общества, поскольку пропагандируется идея проживания человека в поселениях типа хуторов (родовых поместий) в природном окружении. Основными ценностями человека, согласно данной модели, должно быть сохранение здоровья и целостности окружающей природы. В связи с концепцией «золотого миллиарда» вызывают также тревогу идеи апологетов этого направления о существовании славян только в лесах без цивилизационных достижений или даже за Полярным кругом.

Предшественниками современного оккультного мировоззрения можно считать учения Е.П. Блаватской, Е.И.Рерих, А.А.Бейли, А.Безант и др, которые, адаптировали массонское вероучения, которые, в свою очередь, заимствовали обряды и атрибуты древних рыцарских и религитиозных орденов и братств, каббалы, оккультизма.

В современном оккультизме к настоящему времени обозначились два направления, которые условно можно обозначить как «теософское» и «физикалистское».

В «теософском» - высшая сакральная структура мира представляет собой иерархию, предложенную Е.П.Блаватской, и названная ею «Космической Иерархией Учителей» или «Великим белым братством». В «небесной» части иерархии современного оккультизма высшим началом является «Бог». В следующий уровень оккультисты помкстили так называемых «Великих Учителей» или «Великих посвященны»: И.Христа, Будду, Учителей Мория и Кут Хуми, Магомета, Будду Майтрейя, Лао Цзы, Конфуция. На третьем уровне находятся уже умершие создатели современных оккультных учений: Е.П.Блаватская, Е.И. и К.Н.Рерих, Беинса Дуно, П.Иванов, А.Бейли и множество других. Так называемый «земной уровень» составляет иерархия ныне живущих учителей. Высший «земной» уровень составляют создатели и руководители реально существующих оккультно-мистических организаций, и «контактеры», принимающие, якобы, от «небесной» иерархии указания.

«Физикалистское» направление в современном оккультизме не имеет явно выраженной «небесной иерархии». Высшей силой здесь также является «Высший Разум», являющийся, по отдельным представлениям, материальной субстанцией, по другим – нематериальной. Однако миром и людьми он управляет посредством различных внеличностных материальных «сил» и «тонких энергий». Представители этого направления обычно называют себя «материалистами».

Характерной особенностью современного «физикалистского» направления является то, что он широко использует многие научные понятия и терминологию, вульгаризируя их и придавая при этом им собственное толкование. Наиболее распространенным объектом спекуляций являются квантовая механика и теория поля, кибернетика, теории информации, физика пространства. При этом всем явлениям, даже информационным, духовным и психическим, приписываются физические и материальные свойства. Материальными, хотя и относящимися к «тонкой» материи, являются душа, мысль, память и, по-видимому, другие психические процессы. В связи с представлением о «материальности» души весьма специфически понимается распространенная в неомистицизме идея реинкарнации или вера в то, что после смерти душа может снова родиться в новом теле. Материальными в неомистицизме являются также души умерших, различные «астральные» сущности и другие представители «тонкого» мира, а также ангелы, Сатана и даже сам Бог.

Очень популярной является идея существования некоего, еще не открытого учеными, особого физического поля, называемого в данной среде «биополем», «солитоном», «лептонным», «торсионным» «психовибрационным» и «энергоинформационным» полями. С точки зрения идеологов этого направления данное поле пронизывает всю вселенную и присутствует во всех объектах «тонкого» и материального мира. Благодаря этому полю, с их точки зрения», происходят все известные «чудеса». Некоторые последователи физикалистского направления идентифицируют это поле с самим Богом. Ньюэйджеры считают, что некоторые люди могут ощущать это поле и, благодаря этому свойству, они обладают даром экстрасенсорики, ясновидения и магического воздействия на весь мир. Поскольку такой дар считается высшим проявлением духовности, то все его последователи свое «духовное совершенствование» видят в усвоении психотехник транса и трансцендентальной медитации, посредством которых они могут, якобы, взаимодействовать с этим полем.

Распространенной «научной» версией является признание существования внеземных цивилизаций или иных «космических миров», которые населены "сущностями" более высокого по сравнению с землянами уровня развития, причем они могут представлять как «темные» так и «светлые» силы. В этом случае НЛО признается как представитель этих миров, несущий весть землянам. Скоростное перемещение в космическом пространстве и другие аномальные проявления НЛО объясняются овладением «высокоразвитыми космическими цивилизациями» энергиями вышеназванных «полей».

В процессе создания новой религии участвуют и представители науки. Во-первых они пытаются доказать с помощью различных физических или информационных теорий физическую реальность Бога, «астральных сущностей», «потустороннего мира», возможность перевоплощений, путешествий в пространстве и времени, «эволюционной энергии Вселенной». Во-вторых, они занимаются разработкой, теоретическим обоснованием и созданием приборов или предметов, обладающих, якобы, магическим действием на человека. Взаимодействие с данными предметами является своеобразной «новой» культовой практикой. В движении НЭ России имеются «технологические» организации - разработчики устройств воздействия на человека, природу и общество. Благодаря таким организациям достаточно распространены культовые устройства НЭ. Это, например, «магические пирамиды», размещенные во многих районах России и РБ, очки или пластинки с нанесенными на них магическими символами, чудодейственность которых темно и пространно «доказывается» законами физики и физиологии.

В оккульных направлениях новых религиозных движений распространены идеи «нового человека» и «нового мира», которые заключаются в следующем.

1. Причина негативного развития мира – человек, который, не считаясь с «божественным повелением» и в ущерб «духовности», развил в себе разумное начало и на его основе создал деструктивную цивилизацию. Она еще более усугубляет положение, мешая человеку развиваться в нужном направлении. Чаше всего в НЭ подвергаются критике наука, технический прогресс, культура, религия, особенности ментальности человека и его духовный мир.

2. По мнению оккультистов сознание «нового» человека должно быть всеобъемлющим, т.е. «природным», «планетарным» или «космическим». Под таким сознанием понимается забота обо всей Земле и о космическом пространстве, и особая форма трансцендентности (или даже формы жизни человека), в которой должно отсутствовать мышление, привязанность сознания к телу и присутствовать гипотетичная всеобъемлющая «космическая» или «природная» содержательность.

3. Для того, чтобы стать эволюционной основой человека будущей «6-й коренной расы», современный человек должен быть активным последователем новых религиозных движений, избрать путь «сознательной эволюции», что подразумевает подчинение себя «учителю», а также борьбу за «новый мир».

4. Идеальная социальная общность будущего мира, с точки зрения идеологов НЭ, представляет общеземное «духовное единение» или братство, организованное по принципу иерархии «учителей», осуществляющих контроль поведения и внутреннего мира каждого человека с момента рождения.

Литература

1. Митрохин Л.Н. Религии “Нового века”. - М.: Сов. Россия, 1985. – 160 с.

2. Дворкин А. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Нижний Новгород: Из-во Братства во имя св.князя Александра Невсого, 2002. – 813 с.

3. Маршал Д. Новый век против Евангелия, или величайший вызов христианству. - Заокский: Источник жизни, 1995. – 230 с.

4. Прибыловский В. Русское неоязычество – квазирелигия национализма и ксенофобии / В.Прибыловский. //Диа-Логос: Религия и общество 1998-99. –М.: Истина и Жизнь, 1999. –С.137-158;

5. Шнирельман В. Неоязычество на просторах Евразии / В.Шнирельман. //Диа-Логос: Религия и общество 1998-99. –М.: Истина и Жизнь, 1999. –С.201-213.

6. Прибыловский, В. Идейные центры политических неоязычников / В.Прибыловский. //Религия и СМИ. Центр «Новая политика», 24.06.2004. www.religare.ru

7. Кантеров И. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). /И.Кантеров. –М.: МГУ, 2007. -472 с.

8.Агеенкова Е.К Социально-психологические аспекты исследования новых религиозных движений (социальный аспект). //Психологический журнал. – 2009. -№4. –с.57-61.

9. Агеенкова Е.К. Социально-психологические аспекты культов «нового времени». //Проблеми полiтичноĩ психологiĩ та ĩĩ роль у становленнi громадянина украĩнськоĩ держави. Збiрник науко их праць. /за ред. М.М.Слюсаревського. – Киĩв: Асоцiацiя полiтичних психологв Украĩни, 2007. – Вип.5-6. – С. 171-182

Контрольные вопросы

1. Какие верования в новых религиозных движениях выделяет А.Л.Дворкин?

2. Какие виды деятельности в новых религиозных движениях выделяет Л.Н.Митрохин?

3. Каковы особенности восточно-ориентированных направлений новых религиозных движений?

4. Каковы особенности неоязыческих направлений новых религиозных движений?

5. Каковы особенности оккультных направлений новых религиозных движений?

6. Каковы идеи распространены идеи «нового человека» и «нового мира», в оккультных направлениях новых религиозных движений?