Выгоды от стандартизации и Инфраструктур

Появление стандартов “де факто” против официальных стандартов, кажется, трудный процесс в Информационных и Коммуникационных Технологиях (ICT). Чтобы понять это, важно не забывать, что продукты и услуги, основанные на Информации и Телекоммуникациях, используют так называемые сетевые внешности (network externalities), и следовательно являются предметом изучения в теории В. Брайена Артура (W. Brian Arthur) о возрастающей отдаче от масштаба. В отличие от традиционной кейнсианской теории убывающей отдачи от масштаба, предложение «ведет» спрос, вызывая необычные экономические результаты:

Организации получают существенные преимущества от внедрения ICT-стандартов. Выбор ICT-стандартов это одна из часто встречающихся проблем в производстве информации и коммуникаций. Следующая упрощенная теоретическая модель (Dewan, Seidmann и Sundaresan) показывает, что экономическая проверка правильности стандартов зависит от объемов, которые в нее вовлечены. Она моделирует результаты применения различных технологий различными отделами в организации.

Следующая проблема, которая встает перед нами, это как применить стандарты к ICT/S сообществам пользователей. Профессор Жан Труидженс [Jan Truijens] из Университета Амстердама разработал хорошую модель для характеристики «не-специфических (non-specific)» аспектов использования ICT/S в пяти областях:

платформы (platforms): связаны с основным аппаратным обеспечением и операционными системами

работа с сетями (networking): адресация в сетевом аппаратном обеспечении и используемые протоколы

информация (information): определение (не-специфических) информационных элементов, которые включены в инфраструктуру

приложения (applications): перечисление объединенных приложений (и систем) пакетов программных продуктов, которые поддерживаются инфраструктурой

организация (organization): определение ответственных за разработку, обслуживание и обеспечение инфраструктуры

Другим важным аспектом использования этой схемы является практика, понятие уровня восприятия, которое в основном указывает размеры сообщества пользователей для ICT/S инфраструктуры. Самый низший уровень восприятия – персональный уровень, где пользователь – один человек. КПК может быть примером персональной ICT/S инфраструктуры. Наивысший уровень восприятия, это, конечно же, космический, всемирный уровень восприятия. Уровни между ними могут включать отделы, организации или даже виртуальные группы организаций, которые бы хотели совместно использовать общую инфраструктуру, например, используя технологию виртуальных частных сетей (VPN) для доступа Интернет.

Очень трудно сравнивать ICT/S инфраструктуры на разных уровнях восприятия, что может быть проиллюстрировано на двух примерах. Первый пример иллюстрирует ICT/S инфраструктуру на примере ведомственной рабочей группы.

Второй, в чем-то крайний пример, показывает, как Интернет действительно может рассматриваться как глобальная ICT/S инфраструктура, служа базой для электронной коммерции.

В целом, централизованная система дает возможности для более качественного глобального планирования, что выражается в лучшем использовании ресурсов из-за экономии на масштабе, лучшей стандартизации, уменьшении безработицы и централизации принятия решений. С другой стороны, в децентрализованной системе принимаемые решения ближе людям, которые потом будут их внедрять и использовать. Это означает, что в целом решения могут быть более четко адресованы тому, кто будет решать проблему, и оказывать поддержку, необходимую для того, чтоб сделать действия эффективными. Аргументы за централизацию всегда по своей природе больше экономические, в то время как за децентрализацию – во многих случаях политические или общественные по своей природе.

В случае ICT/S систем дебаты становятся особо сложными, поскольку термины централизация и децентрализация должны быть четко определены, чтобы избежать размытых и пустых обсуждений. Этот раздел стоит начать с определения этих основных концепций (по Готлибу):

Оборудование (включая аппаратное и программное обеспечение) может быть концентрированным и распределенным. Все оборудование для вычислений и хранения данных может быть сконцентрировано в одном месте, с обеспечением доступа из любой точки мира, через удаленные терминалы, например, банкоматы. Альтернативным вариантом может быть распределенное оборудование для вычислений и хранения данных. Например, глобальная брокерская фирма может предоставлять мощные рабочие станции каждому из своих трейдеров – но каждая рабочая станция использует абсолютно одинаковое программное обеспечение, которое разрабатывается центральной группой.

Управление (контроль) может быть централизованным и децентрализованным. Управленческий контроль систем, баз данных, планирования и программных приложений может быть централизован в области корпоративного информационно-коммуникационного сервис центра, который «обладает» системой независимо от размещения самого оборудования. Локальные подразделения обращаются к этому центральному органу для решения всех ICT функций. Традиционно, это используется в финансовых департаментах или в корпоративном ресурсном центре. Альтернативно, контроль может быть децентрализован отдельным подразделениям. При децентрализованном контроле подразделения могут взаимодействовать через различные системы, описанные в предыдущем разделе, для доступа к ICT-ресурсам и разработки программного обеспечения. Или же они могут нести полную ответственность за свои ICT-ресурсы, полностью независимые от других подразделений. Каждый из этих способов встречается на практике.

Разработка приложений может быть локальной и распределенной. Действительно, разработка приложений может вестись централизованной группой или индивидуальными разработчиками независимо от того, централизовано ли оборудование или децентрализовано. Сегодня применяются различные формы совместной разработки программ.


[1] Величины х,у,а могут быть многокомпонентными у=F(k, l) или векторными (xi...xn)