Историческая справка

Психология способностей

Формы девиантного поведения и акцентуации характера

 

Формы девиантного поведения Акцентуации характера
Сочетается очень часто (более 50% случаев) Часто (до 50%) Редко (до 20%) Практически не сочетается
1. Алкоголизация Эксплозивн. Эпилепт.   Эпилепт. Истер. Гиперт. Психостен. Ц-л. Ш. Сензит Астеноневр.
2. Правонарушения Эксплозивн. Э, Неуст. Гип. Эстер. Шиз. Ц-л. Психастенич., Сензитит. Астеноневрот.  
3. Бродяжничество Эпил. Гиперт. Эксп. Э. Ш. Истер. Неуст.   Психастенич., Сензитит. Астеноневрот, Ц-л
4. Сексуальные девиации Эпил.   Ш. Истер. Гиперт. Неуст. Ц-л.   Психастенич., Сензитит. Астеноневрот
5. Суицидные демонстрации Истер. Э. Эпил. Астено-невр. Ц-л Неуст. Ш. Психастен. Сензит. Гиперт. Гиперсоц. Эпил.
6. Самоубийства Сензит. Ш. Э. Психостен. Ц-л. Экспл.Э. Гиперт. Истер. Неуст. Астеноневр.

 

 

Платон впервые ввел в науку понятие «способность». Отличие людей по способностям обусловлено генетически. Способности имеют врожденный характер, т.е. наследственно обусловлены. Идея способностей имела классовый характер.

Хуан Уарте опубликовал работу «Исследования способности к наукам». Он развивает идеи Платона о врожденном характере способностей. Эта работа была переведена на все европейские языки, переиздавалась более 70 раз. Т.о. этот ученым привлек внимание других исследователей к проблеме способностей.

С античного периода до XVI века взгляды на природу способностей кардинально не менялись. Первоначально философы избегали отрицания взглядов Платона, но они стали указывать на то, что имеет место роль среды в наличии способностей.

Френсис Бэкон признавал двойную детерминацию способностей.

Томас Гоббс отрицал роль наследственности в развитии способностей. Их развитие полностью предопределяется средовыми факторами, условиями обучения и воспитания. С момента рождения все люди обладают равным потенциалом, прежде всего, по умственным способностям.

Эта теория получила более широкое распространение в работе философов XVIII в.

Гельвеций написал работу «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Одна из глав этой книги получила название «Воспитание всемогуще». Именно эта идея звучит лейтмотивом в работе философа: неравенство способностей – это следствие неравенства условий воспитания и обучения.

Ян Амос Каменский придерживался тех же взглядов о всемогуществе обучения и воспитания.

Единства взглядов философов на природу способностей так и не сложилось. Выделилось 3 точки зрения:

  1. Способности имеют врожденный характер.
  2. Признание двойной детерминации способностей.
  3. Способности имеют не врожденный, а приобретенный характер.

Френсис Гальтон предпринял эмпирическое исследование способностей. Он впервые попытался решить вопрос о природе способностей эмпирическим путем, разработав анкету и опросив большое количество интеллектуальной элиты, изучая биографии известных людей, а также путем внедрения близнецового метода. Гальтон пришел к выводу, что способности обусловлены наследственностью. Одна из его работ называлась «Наследственный гений». Однако часть полученных Гальтоном данных противоречила его выводу. В его работах наметились основные проблемы в исследовании способностей:

ü Проблема детерминации.

ü Проблема соотношения общих и специальных способностей. Гальтон пришел к выводу, что уровень общей интеллектуальной одаренности человека можно определить по уровню развития отдельных частных психических функций, т.е. специальных способностей. Он изучал элементарные психические функции или психические процессы (ощущений), при этом он проводил замеры разностной чувствительности. Гальтон обратил внимание на то, что лица с крайне низким уровнем развития интеллекта не способны к различению разницы. Вывод: по уровню разностной чувствительности можно судить об интеллектуально одаренности людей.

ü Проблема психодиагностики способностей.