Комплексная автоматизация банковской деятельности
Перечисленные выше требования характеризуют общее направление развития АБС. В то же время важно проанализировать состояние рынка АБС и на примере конкретной системы рассмотреть подходы к развитию соответствующих систем.
В опубликованном перечне десяти фирм-разработчиков, наиболее популярных в банковском сообществе по активности на рынке, следует отметить российскую фирму "МакроПроджект", ориентирующуюся на создание комплексных проектов с использованием CASE-средств проектирования и реинжиниринга, а также ряд зарубежных фирм (CSBI ЕЕ, UNISYS, IBM, Derby и др.)
Комплексность автоматизации банковской деятельности достигается за счет продуманной архитектуры, предусматривающей наличие ядра и ряда подсисюм (рис 2.11)
Ядро включает в себя базовые функции, необходимые для функционирования каждого из программных продуктов. Эти функции являются основой реализации системы формального учета, а в развитом варианте и содержательного учета. Предусматриваются:
• ведение плана счетов бухгалтерского учета и справочника клиентов банка;
• организация документооборота;
• ведение активных остатков счетов и бухгалтерских выписок по ним;
• ведение контрактов (описаний бизнес-процессов, происходящих в банке);
• контроль прав доступа пользователей к информации и ресурсам;
• ведение архивов и организация доступа к ним;
• аудит сущностей прикладной системы.
Состав и функции модулей автоматизации учетных операций приведены на рис. 2.12. К ним, прежде всего, относится операционный учет, т.е. компоненты, которые служат основой гак называемою операционною дня банка. Кроме того, учетные операции характерны для внутрибанконских операций, предназначенных дли учет основных средств и других активов банка (зданий и сооружений, нематериальных активов и др.).
Состав и функции модулей активно-пассивных операций
• депозитное и кредитное обслуживание клиентов с автоматическим начислением процентов по гибкой схеме;
• обеспечение процессинга пластиковых карт,
• операции на рынках межбанковских кредитов и валютного обмена, внебиржевом и биржевом рынках ценных бумаг,
• автоматизированный учет и оформление сделок;
• автоматизированное управление счетами,
• управление портфелями ценных бумаг;
• сохранение архива производимых операций.
Функции модулей оказания интерактивных услуг предусматривают:
• получение информации о деятельности банка и состояния счетов клиентов, а также другой финансовой информации ;
• подготовку клиентами документов к оплате и заявок на конвертацию валюты;
• открытие и закрытие краткосрочных вкладов;
• передачу клиентами по каналам связи распоряжений банку;
• удаленную работу с наличным средствами.
Группа модулей анализа и формирования отчетности (рис. 2.13) ориентирована на задачи управления и прогнозирования, а также на задачи аналитической оперативной отчетности. Особое внимание к этим модулям определяется ориентацией компании на разработку систем четвертого поколения.
Информационно-аналитическая подсистема (модули) на практике должна функционировав как интегрированная, объединяющая все информационные потоки, связанные с рабою в внутри банка (филиалов, отделений, отделов и управлений). Необходимо обеспечить рациональное сочетание следующих видов информации:
• функциональной, обеспечивающей согласованное выполнение технологических и организационно-экономических операций по управлению взаимосвязанными процессами,
• организационной, обеспечивающей рациональное распределение ответственности и прав доступа персонала к информации,
• программной, обеспечивающей функционирование комплекса подсистем, согласованного с технологическими процессами обработки информации,
• информационной, обеспечивающей взаимодействие потоков информации на основе единой информационной базы о совместных системах сбора и обработки информации.
Информационный фонд должен представлять собой совокупность единых для всех пользователей централизованных баз данных, библиотечною фонда, локальных информационных массивов специального и справочного назначения. При создании информационною фонда основное внимание должно уделяться полноте охвата тематических интересов всех пользователей автоматизированной системы за счет интегрирования различных существующих информационных массивов и банке в стране и за рубежом.
Аналитические модули системы должны обеспечивать структуризацию и обработку данных для последующего принятия решений. Необходимо наличие специального интерфейса, позволяющего наращивать возможности системы путем разработки новых алгоритмов анализа и подключения их на рабочем месте конкретного аналитика. Большинство операций по расширению состава информационного фонда, в том числе по вводу новых объектов анализа и их показателей, должно осуществляться администратором системы самостоятельно и без всякого программирования.