Тема: Литературный процесс в Англии 30-60-х гг.

 

19 век в истории английского общества вошел под названием «викторианский век». Свое название эпоха получила по имени королевы Виктории. В 1837 г. в 17 лет она взошла на престол и царствовала до своей смерти в 1901 г. Историки выделяют раннее (1830-1840-е гг.), среднее (1850-1870-е гг.) и позднее викторианство. Понятие викторианства означает определенный образ мыслей и жизни, идеологию, основанную на идее благополучного поступательного развития общества. В эту эпоху формируется концепция национального характера.

Английский историк Г. Перкин: «В период между 1780 и 1850-х гг. англичане перестали быть одной из самых агрессивных, грубых, буйных, шумных, прямолинейных, жестоких и кровожадных наций в мире и превратились в одну из наиболее сдержанных, вежливых, организованных, благоразумных, не в меру щепетильных, лицемерных наций».

Английские писатели обратились к обычному «маленькому» человеку. Через призму его жизни пытались проанализировать издержки движения вперед викторианского общества. Авторы подвергают сомнению многие нравственные и моральные ценности викторианской эпохи.

В историко-литературном процессе Англии 19 века выделяют 3 главных периода:

1) 30-е годы

2) 40-е «голодные» годы

3) 50-60-е годы

Первый период характеризуется расцветом буржуазных отношений, развитием рабочего движения. Англия стремительно расширяет внешнюю торговлю и продолжает колониальные захваты. Ведущей идеологией становится буржуазный либерализм. Один из главных его идеологов Д. Бентам (1748-1832) предлагает теорию утилитаризма. Она основана на культе практицизма, личной наживы и предпринимательства.

В 40-50-е гг. Ч. Диккенс в своих романах выступит с критикой этой теории разумного эгоизма, себялюбия и практицизма. Основной проблемой этого периода была проблема дальнейшей судьбы романтизма и романтического героя.

В творчестве писателей Бульвера-Литтона, Эйнсворта возникает «ньюгейтский» роман (от названия лондонской тюрьмы Ньюгейт). Социальная проблемность этих романов была относительной. Авторы рассматривали сильную личность вне общественных связей, при этом излишне поэтизировали мир преступлений и наказаний. Другим явлением этого периода был светский, фешенебельный роман («роман серебряной ложки»). Он характеризуется пристальным вниманием к быту и нравам представителям высшего света. В 30-е гг. в литературу вступают молодые Диккенс и Теккерей. Их ранние романы «Оливер Твист» и «Кэтрин» были ответом на царившие тогда «ньюгейтские» романы.

Второй период – 40-е годы – период общественного подъема, 1842 г. ознаменовался экономическим кризисом, всеобщей забастовкой и усилением чартистского движения. На 1-й план выдвигается просветительская функция романа. Огромное влияние на писателей этого периода оказали просветители 18 в. Просветительские традиции сказались в постановке проблем воспитания и образования человека.

Достижением реалистов стало открытие болезней современного общества – снобизма, тщеславия, чрезмерного эгоизма. Английские реалисты опираются на традиции нравоописательного просветительского романа. Они выдвигают благородные гуманистические идеалы – людей, способных на самопожертвование.

Реалисты обогатили жанр романа. Они привнесли в него элемент публицистичности, прямой полемики с философской концепцией утилитаризма. Диккенс, Теккерей, сестры Бронте внесли в реалистическую структуру повествования элементы театра, пародии, сатиры, символику и метафору. Для них характерно существенное изменение отношения к человеку. Человек предстает в различных общественных и личностных связях.

Третий период – 50-60-е гг. Это время утраченных иллюзий, пришедших на смену больших ожиданий. Изменившаяся общественная жизнь меняет и облик романа.

Основу духовной жизни общества определяют теперь идеи позитивизма. Ведущим идеологом позитивизма был Г. Спенсер (1820-1903). Он механически перенес законы живой природы на общество. Философия позитивизма указывала трудящимся не только на права, но и на обязанности. Позитивизм оказал огромное влияние на английский роман, особенно на произведения Троллопа и Элиот.

Во втором периоде писатели опирались на традицию Филдинга и Смоллета. Для 3-го периода характерна ориентация на традиции сентиментального бытового романа. Акцент делается на прозаическом и обыденном. Для писателей 3-го периода характерно усиление психологизации. Элиот и Троллоп знают о своих героях, их происхождении, болезнях, привычках, одежде больше, чем знали Диккенс и Теккерей. Но согласно позитивистской философии описывались сами явления, но не раскрывалась их суть.

Изменение характера романа в 30-60-е гг. было продиктовано требованиями времени, условиями социального и духовного развития Англии.