Области дизайн-деятельности и субъекты дизайна

Области дизайн-деятельности в принципе аналогичны областям многих других видов человеческой деятельности, объединяющих в себе общественную практику, ее теоретическое осмысление и обоснование, подготовку профессиональных кадров для данного вида деятельности, оценку результатов различных аспектов деятельности и консультативную деятельность специалистов данной профессии.

Это – практическая, теоретическая, академическая (учебная), оценочно-критическая и консультативная области деятельности.

В дизайне предметом теоретической областидеятельности является осмысление природы, происхождения, цели, задач, функций дизайна, исследование его структуры, основных понятий, принципов и закономерностей, разработка методики дизайна как проектно-творческой деятельности, ориентированной на гуманизацию среды человеческой жизнедеятельности посредством ее гармонизации. Субъектами этой области дизайн-деятельности являются теоретики и методисты.

Предметом практической дизайн-деятельности (собственно проектной практики) является разработка самых разнообразных объектов дизайна, обладающих гармоничной (содержательной и выразительной, целостной) формой, образно отражающей в визуально воспринимаемых ее признаках потребительную ценность объекта проектирования. Субъектами данной области дизайн-деятельности являются практики дизайна – художники-конструкторы.

Предметом академической (учебной) дизайн-деятельности является формирование соответствующих научно-методических знаний и практических навыков в процессе обучения будущих профессионалов дизайна разных специализаций. Субъектами этой области деятельности в дизайне являются педагоги.

В большинстве случаев они сами являются практикующими дизайнерами, передающими свой опыт будущим поколениям дизайнеров. И нередко именно из их среды выходят теоретики и методисты дизайна. В дизайне очень редко теоретиками становятся профессионалы, не имеющие достаточного опыта проектной практики и не обладающие способностями к аналитическому мышлению и обобщению, систематизации различных аспектов практики дизайна.

Предметом оценочно-критической, экспертной дизайн-деятельности являются анализ и оценка качества объектов дизайна как средств удовлетворения определенных потребностей людей и артефактов материально-художественной культуры. Это предполагает на основе разработки соответствующих методик проведение экспертизы потребительских свойств и эстетического совершенства объектов (выявление их эстетической ценности) или осуществление анализа и оценки социально-культурной значимости и художественной ценности объектов дизайна методом, аналогичным художественной критике в сфере искусствознания.

Субъектами этой области деятельности являются эксперты и критики. Ими могут стать как опытные профессионалы – практики дизайна, овладевшие методикой анализа и оценки объектов разного назначения, так и теоретики и методисты дизайна, владеющие методами экспертизы и (или) обладающие опытом критического анализа и оценки произведений дизайнерского творчества с позиций определенной системы общезначимых идеалов, установок, ценностей в тех или иных существующих и развивающихся областях материально-художественной культуры.

Предмет консультативной деятельности в дизайне – это выработка и формирование с позиций дизайна конкретных рекомендаций по различным аспектам планирования, проектирования, производства, сбыта, рекламы разных групп, видов (типов) промышленных изделий, повышения уровня их потребительских свойств и достижения эстетического совершенства, разработки номенклатуры и формирования ассортимента продукции, а также оптимизации процессов деятельности, связанных с такими задачами, и т. п.

Субъектами такой деятельности являются опытные авторитетные профессионалы дизайна – консультанты.

Консультативная деятельность в дизайне может совмещаться с экспертной, представляя собой в этом случае выводы и конкретные рекомендации по итогам экспертизы соответствующих объектов.

Результатом такой работы может быть как устное, так и письменное заключение (с рекомендациями, советами), а также концепция дизайнерского подхода к решению соответствующей проблемы (задачи).

Иногда такая концепция может сопровождаться художественно-графическим выражением дизайн-идеи в самом общем виде. Консультации дизайнеров могут быть отдельными, эпизодическими или постоянными, систематическими в зависимости от условий договора с консультируемой организацией (предприятием).