Эволюция отношений Армении и РФ

Пока президентом Армении был Левон Тер-Петросян, а потом реальная власть в стране концентрировалась в руках премьер-министра Вазгена Саркисяна и председателя парламента республики Карена Демирчяна, выступавших с общих пророссийских позиций, односторонняя ориентация на Россию вроде бы оправдывала себя. 27 октября 1999 года в здании армянского парламента прямо во время заседания организованная группа террористов во главе с Наири Улуняном в упор из автоматического оружия расстреляла всю правящую верхушку Армении за исключением президента Роберта Кочаряна, который на заседании отсутствовал.

На этом фоне стала вдруг сразу же изменяться формула взаимоотношений Еревана и Москвы. Президент Армении после того, как прошел шок от этих событий, вдруг выдвигает новацию во внешнеполитическом курсе Республики, провозглашая тезис о "равноудаленности" Армении от России и Запада. Москва ответила адекватно.

В ходе первого официального визита в Россию в сентябре 2000 года президента Армении в аэропорту Внуково-2 встречал не вице-премьер российского правительства (как положено по протоколу), а всего лишь председатель российско-армянской комиссии по энергетике. Кроме того, Владимир Путин при встрече с Р. Кочаряном уведомил последнего, что Ереван не может рассчитывать на "более льготные условия" в экономическом сотрудничестве по сравнению с другими членами СНГ. Да "Армения в особых льготах и не нуждается", добавил он при этом, словно бы забыв, в какой бездне экономических трудностей пребывает Армения в связи с войной и блокадой её транспортных путей со стороны Азербайджана и Турции.

Казалось, сигнал был услышан и понят. Президент Армении в ходе бесед с руководителями России много говорил об укреплении военного сотрудничества с Москвой, об активизации переговоров по поводу инвестиционных проектов, и даже о том, что необходимо устранить ненормальное положение с русским языком в Армении. Последнее более или менее понятно, потому что еще в 1998 году, баллотируясь на пост президента и в стремлении привлечь на свою сторону возможно большее число избирателей сам Р. Кочарян обращал внимание на то, что русский язык уходит из общения и выступил с идеей придания ему в Армении официального статуса.

Ничего, однако, из этих обещаний, кроме военных (но на это имеются причины от Р. Кочаряна зависящие мало) выполнено не было.

Уже через два месяца после возвращения Р. Кочаряна из Москвы законопроект о придании русскому языку в Армении статуса языка межнационального общения и разрешающий учреждение учебных заведений с преподаванием на русском языке был жестко раскритикован верным соратником президента, премьер-министром Армении Андраником Маркаряном. Законопроект был, естественно, отклонен.

А в январе 2001 года был переведен из метрового диапазона вещания на дециметровый телеканал ОРТ, в результате чего возможности смотреть этот российский телеканал была лишена вся республика за исключением Еревана. В настоящее время такая же участь, а может быть и хуже, ожидает телеканал РТР.

Из 55 тысяч армянских студентов обучающиеся почти в 100 ВУЗах страны, только около двух тысяч человек имеют возможность слушать преподавателей на русском языке, но в основном только в филиалах российских учебных заведений.

И это при том, что в России проживает (по оценкам) около 2,5 миллиона армян (в самой Армении - 3,5 миллиона), которые в прошлом году при личной поддержке президента России создали Союз армян России, ставящий своей целью сохранение армянского языка и культуры на территории России.

Иное положение дел в области военного сотрудничества. Здесь идет всестороннее укрепление обоюдовыгодных связей с Арменией. Российская 102-я военная база на территории Армении постоянно пополняется новой техникой (истребители-бомбардировщики, занитно-ракетные комплексы, военная техника сухопутных сил), недавно армянские и российские силы ПВО перешли на режим совместного дежурства, армянская сторона перестала взимать с российской плату за землю, на которой располагается 102-я военная база и так далее. Нет слов, России это важно для закрепления ее интересов на Кавказе (и в Закавказье). Но нельзя закрывать глаза и на то, что даже нынешнее руководство Армении изменить в этой сфере что-либо не в состоянии, так как находясь в условиях блокады со стороны Турции и Азербайджана и, учитывая историю взаимоотношений с этими странами, и ближнюю, и дальнюю, Ереван вынужден постоянно считаться с возможностью внешней угрозы при определенных обстоятельствах. Любое руководство Армении, которое не будет принимать это в расчет, будет немедленно сметено армией, которую, вне всякого сомнения, тут же поддержит всё население республики и армянские диаспоры не только в России, но и в США и во Франции.

На сегодняшний день можно сказать, что расчеты Р. Кочаряна менее всего напоминают именно расчеты. Его надежды на то, что сближение с Соединенными Штатами поможет ему окончательно решить проблему Карабаха в пользу Армении и тем создать себе на президентских выборах прочную электоральную базу, не оправдались. Он был почти шокирован, когда на последних переговорах с официальными лицами Вашингтона услышал, что США выступают за возвращение Азербайджану занятых Карабахскими Вооруженными Силами территорий.

В этих условиях резко возросла значимость позиции Москвы и в целом по политике в Кавказском регионе, и конкретно по проблеме Карабаха. И надо признать, что В. Путин сумел выжать из этой ситуации максимум полезности для российской внешней политики на Кавказе.

Если ограничиться двумя словами, то суть позиции Путина можно отразить в лапидарном стиле: проблему Карабаха должны решить Степанакерт, Баку и Ереван. А Россия в этом случае готова выступить гарантом соблюдения этих соглашений. Но здесь требуются, конечно, пояснения.

Не сразу, но В. Путин, в отличие от Б. Ельцина, в споре между Азербайджаном и Арменией за статус Нагорного Карабаха, отошёл от позиции односторонней поддержки какой-либо из сторон. Уже в сентябре 2000 года, во время официального визита в Россию президента Армении он дал понять Р. Кочаряну, что причиной тупика, в который зашла деятельность Минской группы по карабахской проблеме, является как раз вот это стремление потрафить то одной, то другой, то третьей стороне, а в результате получалось, что резко недовольны позицией России оказывались все стороны сразу. Поэтому Путин и предложил другую формулу, которую он окончательно сформулировал в ходе своего визита в Армению в сентябре текущего года.

Дав чётко понять, что Россия намерена отстаивать в этом регионе свои собственные интересы, которые распространяются на весь Кавказ и Закавказье, заявив, что "вся наша политика в регионе будет направлена на то, чтобы обеспечить надёжную оборону Армении", Путин, одновременно с этим подчеркнул, что Россия не намерена оказывать какого бы то ни было рода давления ни на азербайджанскую, ни на армянскую сторону. Более того, он дал понять, что решение карабахской проблемы должно исходить из того статус-кво, которое к настоящему времени в этом вопросе сложилось. "Россия не должна своими неаккуратными действиями нарушить баланс, который уже сложился между Арменией и Азербайджаном", - подчеркнул он в Ереване. А чтобы уж ни у кого не возникало сомнений в том, что Москва окончательно сформулировала свои параметры кавказской политики, он добавил: "Мы будем помогать способствовать решению этого (карабахского - ред.) вопроса. Нам бы не хотелось только, чтобы в результате достигнутого между двумя странами компромисса Россия была крайней".

 

III. Когда "перестройка", а конкретно, углубление кризисных явлений в обществе поставила перед политической верхушкой, перед всей элитой Азербайджана острые вопросы, она не смогла найти ответы на них. Добровольно ушел в 1988 году в отставку первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Кямран Багиров, человек не коррумпированный и честный, насколько это позволяла номенклатурная система. Пришедший ему на смену Абдурахман Везиров также был не коррумпированным, но абсолютно не адекватным времени номенклатурщиком, деятелем "дозастойных" времен. Он попытался было бросить коррумпированному номенклатурному сообществу республики вызов, но время и обстоятельства были против него. Жернова перестройки и карабахского кризиса перемололи и его. Конкретно его свергали лидеры Народного Фронта Азербайджана, но по сути они были исполнителями социального заказа, спущенного сверху антидемократической верхушкой республики.

Появление на политической сцене Азербайджана в 1988-89 г.г. группы разночинцев - лидеров Народного Фронта Азербайджана (НФА) стал ответом общества на бессилие и бездарность верхушки Компартии Азербайджана. ЦК КПА состоял из людей, отобранных в результате долгой селекции на основе отрицательных качеств. Большинство же из 16 членов руководства Фронта были из "народа" - рядовые ученые, инженеры, были два писателя. За короткое время эти совершенно неизвестные люди стали кумирами масс, надеждой миллионов.

НФА провел свою учредительную конференцию 16 июля 1989-го года. Уже в сентябре организованные Народным Фронтом массовые митинги и многодневные забастовки превратили его в решающую политическую силу страны. НФА наладил тесные связи с прибалтийскими народными фронтами и Межрегиональной депутатской группой ВС СССР. В сентябре НФА заставил коммунистический Верховный Совет Азербайджана отменить решение ВС СССР о Комитете особого управления Нагорно-Карабахской Автономной Областью (15. 09. 1989 г.) и принять революционный по тем временам "Конституционный закон о суверенитете Аз. ССР" (22. 09. 1989 г.). 5-го октября 1989 г. НФА, фактически будучи политической оппозицией Компартии, был зарегистрирован как общественная организация. По всей республике шла мощная волна создания ячеек - опорных групп НФА. Не было села, райцентра, предприятия, школы и вуза, где не было бы опорных групп НФА. По закону в начале весны 1990-го года должны были быть проведены выборы депутатов ВС Азербайджана. Внушительная победа НФА на выборах была делом предрешенным. Бюро ЦК КПА просило лидеров НФА "зайти в ЦК КПА для совета". Решением Правления НФА останавливались целые отрасли промышленности и транспорта республики. Появилась реальная перспектива положить конец всевластью партхозноменклатуры, привести к руководству свежие силы и новые идеи. Но как? Постепенно, путем эволюции, или же революционным скачком? Перед глазами стояли эволюционный польский путь и "румынская революция". Какой путь выбрали новые политики Азербайджана? Как они ответили на вопросы времени? Лучше, чем обанкротившаяся верхушка КПА?

Крушение империи требовало от политиков Азербайджана найти правильные решения следующих проблем:

- Отстоять Карабах от притязаний Армении;

- Не только спасти индустриальный, технологический и научный потенциал страны, но и встроить все это в новую рыночную систему, найти достойную нишу в международном разделении труда;

- Сохранить традиционные рынки сбыта Азербайджана, т. е. рынки постсоветских стран, дабы смягчить болезненные перекосы переходного периода;

- Уберечь традиционные для страны межэтнический мир и согласие (конфликт с армянским меньшинством управлялся больше из-за пределов Азербайджана, хотя здесь тоже требовался холодный и расчетливый ум, а не эмоциональный порыв и спекуляция на националистических мифах);

- Растить хрупкое деревце демократии, не дискредитировать это понятие и т. д.

Общество нуждалось в оптимальных решениях. Оно уже не ждало этих решений от обанкротившейся компартийной верхушки. Все взоры были обращены на новых лидеров, народных героев, на 16 человек, на тех, кому были доверены надежды и любовь масс.

Очень скоро большинство из этих новых лидеров доказало, что народ напрасно надеялся на них. Они оказались таким же естественным продуктом эпохи, каковым был и состав ЦК КПА. Они выросли на грядках огорода Гейдара Алиева, были политы смесью большевистско-националистической идеологии. Националисты по форме, по содержанию они оказались большевиками, не имеющими ни малейшего понятия о демократии. Сразу же после регистрации НФА были отброшены в сторону стесняющие вождя Устав и Программа. Нарушения Устава стали нормой. Лидеры НФА сделали все, чтобы сорвать предстоящие победоносные для них выборы в ВС Азербайджана. Сначала в течение октября-декабря насильно были свергнуты 18 первых секретарей районных комитетов КПА. Все они были ставленниками Везирова. Они были заменены на кадры "не-Везировские". Кульминация беспорядков пришлась на конец декабря 1989 г. В Джалилабаде районная организация НФА под руководством то ли провокатора, то ли сумасшедшего Миралима Бахрамова, поддержанного председателем НФА Абульфазом Алиевым, свергла третьего подряд "везировского" секретаря. При этом последнему секретарю голову преломили ломом, разгромили и сожгли здания райкома партии и милиции. В район были стянуты дополнительные силы милиции. Выборы в ВС были отложены на неопределенное время. Кстати, при годичном правлении Народного Фронта "народный герой" Бахрамов был посажен в тюрьму.

Затем, по указанию председателя НФА, была разрушена госграница с Ираном в Нахчыване, Джабраиле, Джалилабаде и Астаре. Вакханалии обезумевшей толпы потворствовал КГБ СССР. Специальные агитмашины погранвойск приглашали народ снести пограничные сооружения и "воссоединиться с братьями в Южном Азербайджане". Вторая конференция НФА (6-7 января 1990 г.) оценила эту провокацию как историческую победу народа. В декабре 1989 - январе 1990 года по Баку ходили толпы деклассированных людей и угрозами вынуждали руководителей учреждений и предприятий выгонять с работы граждан армянской национальности. Так шла "национально-освободительная борьба" и так давался отпор "армянским претензиям" на Карабах. Из руководства НФА ушли последние люди, способные адекватно оценивать ситуацию. Лидеры НФА при поддержке ЦК КП пошли на создание незаконного военно-административного органа - Национального Совета Обороны (НСО). Совет возглавил председатель НФА Абульфаз Алиев, по образованию востоковед, арабист, кандидат наук, текстолог, два года в середине 70-х годов отсидевший за "антисоветскую пропаганду", но покаявшийся и после отсидки устроенный властями в Институт рукописей АН Аз. ССР. В НСО, кроме него, вошли другие "звезды" азербайджанской политики - кандидат исторических наук Этибар Мамедов, кандидат математических наук Рагим Газиев, рабочий Немат Панахов и журналист Халыг Бахадыр. 13 января в день объявления на митинге НФА о создании НСО в Баку начался армянский погром. Было убито 56 мирных граждан. Через семь дней части СА и Внутренних войск МВД СССР смели декоративные баррикады НФА и устроили жесточайшую резню. Было убито и задавлено танками 131 мирный гражданин в Баку, 6 человек в Нефтчале. Более тысячи человек были арестованы, в т. ч. члены НСО Этибар Мамедов и Рагим Газиев. После гигантской компартийно-гебистской провокации 20 января председатель НФА Абульфаз Алиев принял псевдоним "Эльчибей", что означает "Господин Посланник".

НФА потерял авторитет в массах, выродился в узкую группу гиперактивных соискателей должностей. На выборах в ВС Азербайджана осенью 1990 года ЦК КПА милостиво выделил оппозиции квоту - 8% депутатских мест. В это же время в трех балтийских республиках СССР и двух южнокавказских республиках оппозиция завоевала большинство в Верховных Советах. Но ни грузинскому, ни армянскому народу эти победы оппозиции также счастья и благополучия не принесли.

После провала путча ГКЧП Эльчибей в нарушение демократического Устава НФА распустил правление и ввел режим личной власти. Считающиеся демократами члены правления НФА удовольствовались лакейскими постами "заместителей председателя ". НФА превратился в точную копию компартии в том, что касалось авторитаризма и бездарности кадров, но без выучки и дрессированности номенклатуры.

После январской резни Москва сменила Везирова на Аяза Муталлибова - красавца мужчину в расцвете сил, влюбленного по уши в самого себя, мягкотелого и слабовольного. Но он единственный из лидеров Азербайджана за последние 15 лет выдвинул разумное предложение - создать коалиционное правительства на базе программных целей НФА, с преобладанием фронтистов. Перед лидерами НФА раскрывалась блестящая перспектива: плавно войти в правящую элиту, завладеть властными рычагами, вместе с номенклатурной верхушкой начать кардинальные социально-экономические реформы, подготовить почву для свободных и справедливых выборов. Перед Азербайджаном опять забрезжил эволюционный польский вариант перехода от тоталитаризма к демократии. Лидеры НФА избрали еще раз румынский вариант. Троекратное предложение Муталлибова о правительстве народного доверия было отклонено, был взят курс на переворот.

Почву для переворота создавали армянские вооруженные банды в Карабахе. Каждая новая волна беженцев, каждая резня подрывала опоры режима Муталлибова. Все больше и больше сторонников президента Муталлибова предавали его и покидали тонущий корабль. После резни в Ходжалы, устроенной бандами армянских националистов, Муталлибов был свергнут в ночь с 5-го по 6-е марта. На два месяца воцарился хаос, грязная драчка за власть. На фоне растущего числа оккупируемых армянскими боевыми отрядами населенных пунктов НФА успешно устранял одного за другим политических оппонентов и, наконец, 15-го мая 1992-го года захватил власть. Оформление переворота "демократическими" президентскими выборами относилось к области тривиальных политтехнологий.

В Азербайджане началась кардинальная замена правящей элиты. Шаг за шагом выходцы из народных низов вытесняли старые кадры из насиженных мест в госаппарате. Это не могло продолжаться долго, сопротивление чиновничества привело к попытке переворота и легитимизации Гейдара Алиева как президента Азербайджана. Эльчибей "сдал пост" и улетел в свое родное село Келеки в Нахчыване, Гейдар Алиев прилетел из Нахчывана и "пост принял". На долгие десять лет в Азербайджане вновь воцарился "застой". То, чем характеризуется социально-политическая система большинства стран СНГ, в классическом виде было установлено патриархом КГБ и Политбюро в Азербайджане. Монополия клана на экономическую, политическую и информационную власть обернулась его абсолютной властью над всем обществом. Исполнительная власть подмяла под себя и парламент, и суды, и бизнес, и медиа, и партии, и большинство НПО, и муниципалитеты.

Сейчас политическая арена Азербайджана представляет из себя унылое зрелище. Приписка по числу партий: Минюст зарегистрировал 40 партий, еще 10-15 стоят в очереди. Но реальных структурованных партий менее десяти, остальные состоит из "лидера" и, как правило, сопровождающего его одного приятеля-бездельника. Псевдоправые партии состоят из люмпенов-безработных и нищих служащих, героически борющихся за расширение прерогатив буржуазии. Они хотят быть политическими представителями правящего класса страны, но этот правящий класс люто ненавидит и презирает их. У правящего класса уже есть сложившаяся структура - партия "Йени Азербайджан". Эта партия - КПСС без коммунистической идеологии, место которой занял беспородный "гейдаризм". Сформировался слой молодых бесстыжих активистов, которые за меркантильный интерес готовы служить любой внутренней или внешней силе.

Псевдолевые партии абсолютно бессильны по причине отсутствия поддерживающих их общественно-политических и экономических структур. На каждых выборах власть жестко выделяет мизерную квоту оппозиции ради отчетности перед ОБСЕ и ПАСЕ. Растущие нефтяные доходы прежде всего расхищаются коррумпированной властной кликой, народу достаются крохи с барского стола. Социально-активная часть населения эмигрировала из страны, образованная и способная молодежь не видит для себя в Азербайджане никаких перспектив.

Азербайджан потерял традиционные рынки для своей агропромышленной продукции. Он потерял наработанные в советский период научный и технологический потенциал. Утечка мозгов для Азербайджана невосполнима. Потеря части территории и населения, по всей видимости, безвозвратны. И все это - благодаря некачественности политической элиты. Отношение толпы к безусловному лидеру столь неуспешного национально-освободительного движения Эльчибею сравнимо разве что с отношением населения России к Ленину. Вышедшие из шинели Эльчибея политики помельче - лидеры партий "Мусават" Иса Гамбар, Национальной независимости Этибар Мамедов и Народного Фронта Али Керимли - яростно сражаются друг с другом на все более сужающемся электоральном поле национальной демократии. Каждый раз эти лидеры проигрывают борьбу за власть правящей элите, низкое качество которой также не вызывает ни у кого сомнений.

Гейдар Алиев значительно расчистил ряды правящего клана от остатков порядочных и образованных людей. Избавившись от оков общесоюзных правил, он целиком отдался инстинктам своей средневековой натуры. В результате сейчас правящая Азербайджаном элита состоит, за редким исключением (совсем без профессионалов уж никак нельзя!), из невежественных и некультурных, однако безусловно преданных правящей семье особей. Круг замкнулся. Государство возглавляет Ильхам Алиев, про которого доподлинно известно только то, что он сын своего отца, да еще - человек, который за всю свою жизнь никогда ни перед кем, ни за что не нес ответственность. Вселенская ложь советской пропаганды сменился ложью "независимого и процветающего Азербайджана", а трусливая покорность советских времен - на не менее трусливую апатию современного азербайджанского народа на фоне постепенной и неуклонной деградации всего общества и государства.

Из краткого очерка деяний политической элиты Азербайджана можно смело сделать следующий вывод: единый советский народ, по крайней мере, на Южном Кавказе, продолжает быть. Какое поразительное сходство характеров, взглядов и судеб! Более образованный и, на первый взгляд, умеренный Левон Тер-Петросян выгодно отличался от экзальтированных этнонационалистов Эльчибея и Гамсахурдиа. Но по результатам ущерба, нанесенного деятельностью всех троих своим народам и странам, они типологически стоят в одном ряду и почти идентичны. Хотя по жестокости и коварству, алчности и лживости Гейдар Алиев и превосходил Эдуарда Шеварднадзе и остановленного в полушаге от власти Карена Демирчяна, но типологически и по результатам своей разрушительной деятельности они также одинаковы.