Технология развития у ребенка способности к самопринятию

(Механизм позитивного толкования поступка)

Педагог оценивает не только личность, но и поступки ребенка, так как любой поступок каждого ребенка это его поступок, и только он сам вправе как-то его оценивать (оценка поступка педагогом все равно воспринимается ребенком как оценка его личности и предъявление условия: «Сделай то, что я считаю хорошим поступком, и будешь хорошим (для меня -?!)»).

Технология. Этапы:

1. Помочь ребенку индивидуально проанализировать уже совершенный шаг, не привнося в этот анализ своих оценок (только если прогнозируемый поступок может впрямую угрожать жизни или здоровью данного субъекта или другого человека, взрослый имеет право вмешаться до завершения избранного ребенком способа действия, однако только после совершения ребенком самостоятельного выбора).

2. Помочь ребенку увидеть как можно больше вариантов возможного в той или иной ситуации поведения.

3. Помочь ярче и эмоциональнее предъявить ребенку свое отношение (личное эмоциональное переживание по поводу совершенного поступка или избранного намерения). При этом очень четко и наглядно отделяя отношение к совершенному акту и неизменное или прогрессирующее положительное отношение к ребенку. Подчеркнуть вероятность правоты ребенка, и возможность своей ошибки.

(Н. Пезешкиан. Концепция позитивной психотерапии). Симптомы и синдромы - не главный объект психотерапевтического воздействия, а внешнее проявление глубинных конфликтов, происшедших, как правило, в социальной сфере. Рассматривать симптомы следует не как проявления болезни, а как проявление той или иной способности клиента).

Технология обеспечивает:

- безусловное принятие ребенка педагогом (поступки и состояния, понимаемые как особенности и умения, не оставляют места для негативных оценок и возникновения условий принятия);

- совместный анализ и поиск причин тех или иных поступков и решений.

Традиционное толкование поступка Позитивное толкование поступка
Подростковый алкоголизм
Переоценка своих возможностей, расторможенность, несдержанное поведение, бестактность, навязчивость, склонность реагировать без размышления (переходящее в нарушение закона и преступления). Способность с помощью "алкоголя на время делать конфликты терпимыми, способность порождать иллюзию защищенности, основанную на чувстве внутреннего тепла, и облегчать принятие собственной личности через ослабление торможения и тревоги.
Непослушание, дерзость
Самоуверенность, отрицание внешних авторитетов, неумение управлять собой. Способность сказать “нет”.
Депрессия
Ощущение подавленности с преимущественно пассивной установкой, душевное уныние Способность даже на мелкие конфликты реагировать глубокими эмоциями.
Лень
Отсутствие прилежания, необязательность, слабость характера. Способность избегать требований, обязательств, которые могли бы вызвать стресс. Отрицание суеты.