Конкурентное преимущество применения электронной коммерции

В последнее время стало, можно сказать, престижно и современно для предприятия создавать свою страницу Интернете. Такая деловая модель, как персональная страничка, позволяет придать предприятию привлекательный имидж, сообщить важные сведения о нем, создаваемой им продукции и услугах, о сотрудниках (рисунок 1).

Рисунок 1 – Страница предприятия в Интернете

И все же, чтобы быть хотя бы на шаг впереди конкурентов, предприятию стоит пересмотреть свою политику присутствия во всемирной сети Интернет, особенно с точки зрения использования преимуществ электронной коммерции.

Интернет упраздняет расстояния. Используя Интернет, можно свободно перемещаться в пространстве и значительно экономить время и генерировать дополнительный рост прибыли.

Благодаря огромному радиусу действия Интренета становятся вполне достижимыми не только отдаленные рынки сбыта, но и покупатели, о существовании которых ранее даже не догадывались.

Колоссальные и недорогие информационные ресурсы Интернета позволяют многократно увеличивать объем информации, в том числе рекламной, о любом предприятии.

Благодаря выходу во «всемирную паутину» поставщики конкурируют уже не с двумя или тремя хорошо известными конкурентами - соседями, а со всеми компаниями в мире, которые имеют собственную страничку и предлагают подобную продукцию или услугу. Таким образом, электронная коммерция увеличивает интенсивность конкуренции и способствует повышению качества продукции, доведению его до высочайших мировых стандартов.

В прошлом продавцы имели преимущество перед покупателями, потому что зачастую они знали больше - о своем продукте, издержках его производства, о наличие сырья и деталей, об эффективности производственного процесса и многом другом. Интернет же объединяет предприятия и частных лиц для информационного обмена, создает своеобразное «виртуальное сообщество», в котором можно быстро узнать всю подоплеку интересующего тебя товара или услуги.

Электронный бизнес смещает акцент конкуренции от секретности - в сторону прозрачности и открытости. Рыночные параметры любого товара или услуги становятся полностью сравнимы, преимущества и недостатки каждого предложения - наглядны и очевидны.

И, хотя, электронная коммерция усиливает конкуренцию и ослабляет устаревшие пути получения преимущества на рынке, в тоже время она создает условия для использования новых методов конкуренции. В частности, молниеносная обратная связь по Интернету - от клиента и к клиенту - обеспечивает компании неслыханным ранее средством для расширения доступности их предложений. Реализаторы и продавцы всегда передают некоторое количество информации изготовителям и поставщикам продукции. Без такой обратной связи трудно представить любой бизнес.

Попытка провести классификацию моделей электронного бизнеса и электронной коммерции наталкивается на значительные трудности. Предположим, что некоторая организация размещает в Интернете сайт, на котором перечисляются товары и/или услуги, предоставляемые потребителям. В этом случае мы имеем дело с электронным бизнесом. Через некоторое время организация начинает модифицировать этот сайт, с тем, чтобы организовать электронный магазин по продаже товаров и/или услуг. Теперь мы имеем дело с электронной коммерцией. Еще через некоторое время на сайте организации появляется аналитическая информация о состоянии дел в данной области деятельности, разнообразная справочная информация, подписка на новости и т.д. Совершенно очевидно, что такая деятельность относится к сфере электронного бизнеса, а не к сфере электронной коммерции. Возникает естественный вопрос: "А как теперь все это называть?" В соответствии с последними определениями это, конечно, электронный бизнес, поскольку электронная коммерция включается в электронный бизнес как подмножество. Приведенный пример наглядно демонстрирует возникающие трудности. Вместе с тем, существуют ситуации, когда можно четко сказать: это – электронная коммерция, а это – электронный бизнес, – вот и ключ к классификации: выделяются "чистые модели" электронной коммерции и "чистые модели" электронного бизнеса. Любые "гибриды" чистых моделей, автоматически переводят нас в класс моделей электронного бизнеса.

В настоящее время к моделям электронной коммерции относятся:

- C2C = Consumer-to-Consumer ("потребитель -потребитель ");

- C2B = Consumer-to-Business ("потребитель -компания ");

- B2C = Business-to-Consumer ("компания -потребитель ");

- B2B = Business-to-Business ("компания -компания ");

- B2G = Business-to-Government ("компания -государство ");

- E2E = Exchange-to-Exchange ("биржа -биржа ").

Наиболее популярной моделью электронной коммерции в Интернете является модель B2B (Business-to-Business) – «фирма-фирма».

Согласно модели В2В, компании заключают сделки между собой с использованием Интернета. В2В-площадка объединяет в себе решения для поставщиков и покупателей, образуя единую систему в виде Интернет-портала.

Рисунок 2 – Размещение информации о предприятии на В2В-площадке

При создании любой В2В-площадки следует учитывать ряд важных аспектов, необходимых для успешной работы:

1 Доступность новых участников.

2 Масштабируемая и надежная платформа. Появление в системе новых участников и добавление новых приложений не должны влиять на функционирование площадок в целом.

3 Качественое управление информационным наполнением портала

4 Возможности интеграции. В2В-площадка должна поддерживать все виды электронной коммерции – от систем транзакций до поддержки сети поставок и делового сотрудничества между компаниями. Важным аспектом интеграции является обеспечение взаимодействия бизнес-процессов В2В-площадки с бизнес-процессами ERP системам ее участников. Подобная интеграция поможет компании-участнику оптимизировать планирование и управление внутренними ресурсами, а организаторы В2В-площадки смогут получать данные из внешних приложений в режиме реального времени.

Рисунок 3 – Подключение к В2В-площадке

5 Обеспечение безопасности. Создателям В2В-площадки необходимо обеспечить безопасность осуществления платежей и передачи ценной информации.

6 Аналитические услуги. В2В-площадка должна не только снабжать участников необходимой деловой информацией, но и осуществлять ее анализ.

7 Дополнительные услуги. В целях получения дополнительной прибыли и привлечения новых клиентов В2В-площадка может предлагать ряд дополнительных услуг: аукционы, различные финансовые услуги(например, депонирование или объединение платежей за месяц), услуги по логистике и др.

Рисунок 4 – Система для размещения госзаказа

Модель В2В реализуется следующими схемами

- Электронные торговые площадки (торговые концентраторы,e-marketplace);

- Электронные торговые склады (системы сбыта и снабжения, e-procurement).

Реализация модели торгового концентратора предполагает организацию на сайте «содружеств» продавцов и покупателей. Продавцам выделяются специальные места для рекламы своих товаров, а покупателям предоставляется возможность взаимодействовать с ними с целью получения новостей, спецификаций и описаний продуктов и т.д. Торговые концентраторы могут быть как горизонтальными, т.е. поддерживать все категории продавцов и покупателей или определенные категории продуктов многих отраслей. Такая площадка выступает в роли посредника.

Электронные торговые склады являются универсальным местом для закупки материально-технического обеспечения. В едином месте и в едином формате представляются каталоги многих поставщиков. Информация о группах и категориях продуктов отображается в реальном масштабе времени и может содержать сотни тысяч наименований.

Предприятие участвует в информационно-консалтинговой системе для всесторонней поддержки процедуры государственных и муниципальных закупок. Система содержит полную базу документов, нормативно-правовых актов и комментариев, а также дает возможность для получения онлайн-консультаций и проведения экспертиз документации у ведущих экспертов по государственному заказу.

Рисунок 5 – Система для размещения государственных и муниципальных нужд

Комментарии в системе разработаны специалистами Министерства Экономического Развития и Торговли РФ, Федеральной Антимонопольной Службы РФ, Института Государственных Закупок РАГС и др. Пользователи в информационно-консалтинговой системе получают исчерпывающую информацию, необходимую для проведения государственных закупок в точном соответствии с актуальными требованиями российского законодательства.

Электронный продукт, приведенный на рисунке 5 позволяет получить представление о:

- логической структуре реализации госзаказов,

- информации по всем тендерам, проходящим на территории РФ (федеральный, региональный, муниципальный уровни);

- комментариях к законодательству в области госзакупок, подготовленные представителями МЭРиТ, РАГС, ФАС России;

- интерактивных консультация, экспертизе, разработки конкурсной документации от ведущих специалистов в области госзакупок;

- площадке для проведения электронных аукционов;

 

Рисунок 6 – Подключение к электронной системе

Приведенная пользовательская система включает:

- развитую систему перекрестных ссылок и возможность морфологического поиска;

- механизм «помощи выбора следующего шага».

В состав информационного контента входят следующие информационные группы:

- нормативно-правовые основы реализации госзаказов (Федеральный закон № 94-ФЗ с подробными комментариями МЭРТ России);

- методологические руководства по реализации госзаказов с подробными комментариями МЭРТ России к этапам, действиям, правилам реализации госзаказов;

- бланки, образцы и примеры документов, которые в обязательном порядке сопровождают реализацию госзаказов, с подробными комментариями МЭРТ России;

- нормативно-правовые документы, ссылки на которые содержатся в Федеральном законе № 94-ФЗ, методологические руководства и комментарии к ним;

- статистика по конкурсам (аукционам): информация об объявленных и проведенных конкурсах, участниках и победителях и т. д.;

- интерактивные консалтинговые услуги: консультации, экспертиза документов пользователей на соответствие требованиям законодательства и практике государственных закупок, подготовка конкурсной документации и заявок на участие в конкурсах по заказам клиентов

Все элементы информационного контента взаимосвязаны между собой благодаря системе перекрестных ссылок, позволяющей на любом шаге работы с электронным продуктом получить всю необходимую информацию в достаточном объеме для выполнения необходимого этапа (подэтапа, действия, шага) по реализации и принятия решения по выбору следующего.

Российский сектор корпоративной электронной торговли (В2В) характеризуется тем, что подавляющее большинство предприятий и фирм обеспечены компьютерами и имеют выход в Интернет, а системы доставки и проведения платежей, пусть даже пока офлайновые, достаточно хорошо отлажены. Технологии В2В могут быть внедрены достаточно легко, что позволит заметно повысить эффективность ведения бизнеса. Кроме того, на фоне экономического подъема, объем межфирменной торговли будет постоянно расти.

В свете сказанного, перспективность направления В2В для российской части Интернет представляется очевидной. Хотя аудитория российского сектора Интернет не столь многочисленна в сравнении с ведущими западными странами, деловые круги России предпринимают значительные усилия по внедрению в свою деятельность современных информационных и телекоммуникационных технологий.