Анализ информационных и компьютерных ресурсов на предприятии

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

 

Современный этап развития экономики характеризуется, в числе прочего, стремительным ростом социального и экономического значения информации. Информационные ресурсы становятся фактором экономического роста, причем ведущую роль играют «активные» информационные ресурсы, т.е. та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматического хранения, поиска передачи и обработки. Стремительное развитие информатизации превратило компьютер в незаменимый инструмент повседневной работы многих специалистов.

Важнейшей функциональной характеристикой современных информационных технологий является состав программного обеспечения, представляющий собой совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения задач менеджера, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая менеджеру большие удобства в работе и минимум затрат времени на обработку информации.

Различают системное и прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение способствует работе компьютера и выполнению общих задач. Наше предприятие оснащено 6-ю персональными компьютерами, на которых установлено системное программное обеспечение Windows XP.

Прикладное программное обеспечение предназначено для решения определенных проблемных задач менеджера. Среди множества прикладных программных продуктов на нашем предприятии используются следующие:

- Текстовый процессор Microsoft Word 2003 для подготовки тестовых документов, например, договоров, должностных инструкций, справок и проч.

- Табличный процессор Microsoft Excel 2003 для обработки числовых данных, характеризующих различные производственно-экономические и финансовые объекты и составления информационно-аналитических материалов

- Почтовый клиент Microsoft Outlook 2003 для ведения электронной деловой переписки, а также планирования личного времени на различных временных уровнях, при этом почтовый клиент может своевременно напоминать о наступлении запланированных мероприятий

- Информационно-поисковая правовая система КонсультантПлюс для работы с правовыми документами

Все компьютеры объединены в сеть, имеющую выход в Интернет.

На предприятии установлен интегрированный программный продукт «1С:Предприятие», который является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. На предприятии используется только одна из трех возможных компонент 1С:Предприятие – 1С:Бухгалтерия версии 7.7, реализующая отражение хозяйственных операций, происходящих на предприятии.

Поскольку в условиях разразившегося глобального финансового кризиса как никогда актуально снижение издержек в коммерческих циклах, а также учитывая стремительное развитие службы Интернета актуальным для предприятия на сегодняшний день является электронная коммерция.

Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реального» бизнеса:

- Расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные рынки;

- Круглосуточная доступность;

- Автоматизация сбора маркетинговой информации с использованием CRM-систем. Любой посетитель сайта оставляет о себе некоторую информацию (с какого сайта он пришел и на какой ушел и т.д.), некий «электронный» след. Эту информацию можно накапливать.

- Снижение расходов на организацию и поддержку инфраструктуры, так как это в этом случае нет необходимости в организации торговых залов и офисов;

- Снижение расходов на рекламу. Реклама в Интернете в ряде случаев обходится дешевле по сравнению со средствами массовой информации, к тому же Интернет предоставляет больше возможностей.

Проясним смысловое различие между терминами «электронный бизнес» и «электронная коммерция» проведем небольшое исследование.

Электронная коммерция – это покупка/продажа товаров и услуг посредством Интернета. На практике этот термин и более новый термин «электронный бизнес» часто взаимозаменяемы.

Электронный бизнес – это термин обозначающий ведение бизнеса посредством Интернета, причем это не только покупка/продажа, но и обслуживание клиентов, и взаимодействие с бизнес-партнерами. Первая использовала этот термин фирма IBM, инициировавшая вокруг него в октябре 1997 года шумную кампанию. Компания IBM зарегистрировала его как торговую марку, понимая под этим «преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий».

Единственный, заслуживающий внимания вывод – то, что оба термина «часто взаимозаменяемы». Словарь по информационным технологиям и телекоммуникациям, подготовленный Gartner Group, дает следующие определения:

Электронная коммерция - использование коммуникационных технологий для передачи бизнес-информации и ведения бизнеса. Прием заявок по телефону – это простейшая форма электронной коммерции. Интернет-коммерция – это тоже электронная коммерция, но только одна из нескольких развитых форм электронной коммерции, в которой для связи предприятий используются технологии, интегрированные приложения и бизнес-процессы.

Электронный бизнес - любая базирующаяся на средствах Интернета бизнес-деятельность, преобразующая внутренние и внешние взаимоотношения для создания новой стоимости и использования рыночных возможностей, предоставляемых новыми правилами «связанной экономики».

Вряд ли данные определения вносят полную ясность. Действительно, если внимательно и вдумчиво их прочитать, то остается непонятным, какое из понятий шире и как вести электронный бизнес без Интернета.

Обратимся еще к одному источнику: специальному документу Администрации президента США, объявляющему мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет. В нем даются следующие определения.

Электронная коммерция – это любая транзакция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой было передано от одного лица другому.

Электронный бизнес – это любой процесс, который организация производит посредством сети связанных между собой компьютеров".

Наконец-то все становится на свои места: коммерция остается коммерцией, а бизнес – бизнесом (и Интернету отводится подобающее место).

Действительно, электронная коммерция (в отличие от такой ее формы, как Интернет-коммерция) существует уже давно. Достаточно вспомнить появившиеся в 60-е годы системы бронирования и покупки билетов на поезда и самолеты. Примерно в те же годы появились первые формы электронного бизнеса: АСУ, АСУ ТП и т.д., направленные, выражаясь современным языком, на автоматизацию бизнес-процессов предприятия. Другое дело, что для ведения электронной коммерции или электронного бизнеса требовались дорогостоящие системы электронного обмена данными, специальные стандарты электронного обмена и т.д. Более того, отсутствовало такое свойство, как общедоступность.

Появление Интернета стимулировало своего рода второе рождение электронной коммерции и электронного бизнеса, став для них дешевой, общедоступной и популярной транспортной средой. Но не только. Интернет стал родоначальником новых бизнес-моделей электронного бизнеса и электронной коммерции. Проведенный анализ показывает, что электронная коммерция является подмножеством электронного бизнеса. Исходя из этого, мы будем рассматривать современные бизнес-модели, появившиеся до настоящего времени.