Политический режим

Лекция 10

Контрольные вопросы и защита работы

Содержание отчета и его форма

1.Форма отчета письменная.

2.Описать выполнение работы при выполнении лабораторной работы.

3.Продемонстрировать данную работу на ПК.

4. Ответить на контрольные вопросы.

1. Как занести формулу?

2. С какого символа начинается формула?

3. Как откорректировать формулу?

4. Как размножить формулу?

1) Тоталитарный режим.

2) Авторитарный режим.

3) Демократический режим.

 

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, политический режим – совокупность принципов и методов осуществления политической власти.В зависимости от степени социальной свободы человека и характера взаимоотношений государства и общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

1) Тоталитарный режим (от латинского «totalis» - «весь», «целый», «полный»). Термин вошёл в практику в 20-е гг., когда Муссолини провозгласил своей целью создание тоталитарного государства. Характерные черты тоталитаризма:

- особая общеобязательная идеология, обосновывающая право такого режима на существование, идеология, охватывающая все сферы общественной и частной жизни; она отрицает прошлое и настоящее во имя светлого будущего, постулирует необходимость тотального переустройства общества, его воссоздание на новой основе с вновь сформированным человеком. Место морали в таком обществе занимает преданность движению, причем право истолкования интересов движения закрепляется за одним или немногими его лидерами. Речь идет не о верности каким-то неизменным принципам, а о готовности исповедовать идеалы, которые в данный момент провозглашает движение;

- личность при политической системе такого типа растворена в массе, которая отчуждена от политики, собственности, духовности; в политической области этому соответствует монополизация всех видов власти в руках одной партии, которая полностью сливается с государством. Вследствие этого исключительно возрастает роль номенклатурного истэблишмента и его лидера (отца народов, фюрера, самого красного солнышка), который постоянно печется о благе массы, не интересуясь волей самого народа;

- главный источник власти в таком обществе - насилие. Поэтому сохранение и упрочение тоталитарного общества совершенно невозможно без перманентного и всеобщего террора по отношению ко всем членам общества, без глобальной милитаризации всей общественной жизни.

Стремление реального тоталитаризма к провозглашенному идеалу вступает в противоречие с закономерностями самой динамики тоталитарного процесса. «Горячий» период развития тоталитаризма весьма ограничен во времени, его длительность связана с продолжительностью жизни. Это связано с тем, что при терроре настолько возрастает роль вождя, что его смерть имеет для режима весьма серьезные последствия. Аппарат стремится обрести самостоятельность, а значит, и относительную независимость, что явно противоречит идеалу «горячего» периода. Поэтому в борьбе за власть аппарат поддерживает не наиболее последовательного продолжателя политики покойного вождя, но такого деятеля, который не станет покушаться на безопасность аппарата. В итоге выигрывает Хрущев, а не Берия.

Во время «охлаждения» тоталитарного общества режим быстро теряет свой главный козырь - возможность быстрой мобилизации людей. Это связано с «приземлением» того идеала, который прежде был вынесен за пределы реальности, попытки же представить этот идеал как нечто доступное ныне живущим крайне опасны, поскольку они быстро демонстрируют свою полную несостоятельность (построение коммунизма при Хрущеве).

Генезис современных модификаций тоталитарного общества связывается с антилиберальными и социалистическими идеями второй половины XIX века, отрицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека лишь как момент движения к некой коллективной цели.

Для атомизированного населения тоталитарного государства характерны эрозия, а затем и отрицание традиционных ценностей, неукоренённость людей в устойчивых социальных группах, отсутствие собственного «Я». У таких людей складывается тоталитарный синдром - невозможность самодетерминации и выраженная готовность подчиняться тому, кто обещает стабильность и порядок. Базой для возникновения тоталитаризма является выход на авансцену истории «массового человека» - малообразованного, социально неустойчивого, с примитивными ценностями; человека, легко попадающего в ситуациях многочисленных социальных стрессов ХХ века под воздействие тоталитарных идеологий - фашизма, коммунизма, крайних форм национализма.

Экономические истоки тоталитаризма усматриваются в стремлении решать экономические проблемы в экстремальных условиях путём максимальной централизации управления и контроля над общественным хозяйством, что, в конечном итоге, разрушает механизмы его саморегуляции. Описание тоталитарного общества (в «чистом» виде в истории не зафиксированного) дано в произведениях Е. Замятина, А. Кестлера, О. Хаксли, Дж. Оруэлла и др.

Тоталитарный режим, на некоторых этапах своего развития способный динамично развивать отдельные сферы экономики, неизбежно входит в противоречие с природой вещей и рано или поздно (обычно после смерти харизматического лидера) это становится очевидным даже для правящей элиты.

Тогда перед режимом открывается два пути - распад или трансформация.

2) Авторитарный режим. Один из вариантов его возникновения трансформация тоталитарного режима. Противоречие между законом, по которому ничего не разрешено, кроме абсолютного послушания, и практикой, которая убеждает, что всё дозволено, «если с умом», провоцирует на постоянную проверку границ запретов. Это толкает власть на защиту своего престижа путём демонстрации силы (борьба с огородами, спекулянтами, диссидентами).

Но власть уже теряет свою магическую силу, к тому же меняются идеалы политического поведения. Тоталитарная личность с её скромностью и энтузиазмом уходит в легендарное прошлое, а люди эпохи авторитаризма уходят в беззастенчивый карьеризм, мафиозные структуры, открытое стяжательство, с откровенной издёвкой относясь к официальным лозунгам и принципам. Однако всё ещё сохраняются мощные зоны тоталитаризма - в партии, армии, школах, пенитенциарной системе поддерживается атмосфера единомыслия и подчинения. Идущий на смену тоталитаризму авторитарный режим обеспечивает любым путём, вплоть до прямого насилия, политическую власть и не допускает в сфере политики никакой конкуренции, но не вмешивается в области жизни, которые непосредственно с политикой не связаны. Тональность идеологии изменяется: идеалом власти становится профессионализм. Каждый должен заниматься своим делом, причём заниматься профессионально, не вмешиваясь в дела других, находясь при этом под бдительным присмотром власти.

Характерные черты авторитаризма:

- главным источником власти является авторитет;

- появляются, по сравнению с тоталитаризмом, целые области, недоступные государственному контролю;

- для авторитарного сознания характерно отчуждение его от власти, тогда как в тоталитарном государстве сознание и власть сливаются;

- тоталитаризм разрушает любые горизонтальные структуры в обществе (т.е. структуры, не связанные с отношением «господство-подчинение»), в то время как авторитаризм их разрешает, но лишь в той мере, в которой они не связаны с политикой;

- авторитаризм разрешает действия, не связанные с политикой, в то время как тоталитаризм запрещает всё то, что не оговорено специально;

- идеалом политического поведения при тоталитаризме является всемогущество власти и энтузиазм масс; в авторитарном же обществе власть должна быть компетентной, массы - профессиональны и послушны.

3) Демократический режимосновывается на правовой политической системе. Важнейшей предпосылкой её создания является возникновение в XVI - XVIII веках правосознания с его кардинальным отличием от нравственности, религиозных рассуждений и рефлексии. В это время появляются индивиды, ищущие индивидуальную выгоду, функционирующие только в условиях равнопартнёрства, которое могло быть представлено в виде «честной» конкуренции, основанной на взаимопризнании.

Политическая философия, разрабатывающая идеи правового государства, выдвигает в качестве его важнейших оснований право на жизнь, свободу и собственность, которые фактически являются выражением единой сущности, ибо нет свободы без собственности, а собственности - без жизни. За два последних века теоретических исследований и практики государственной эволюции в странах Западной Европы и Северной Америки концепция правового государства обрела достаточную стройность и в самом общем виде может быть представлена так:

- главным источником власти в правовой политической системе является право. Это означает подчинение граждан, сообществ, различных групп и самого государства (в лице органов власти, судов и т.д.) только закону. Государственная власть в таком обществе ограничена и имеет предел в виде неотъемлемых прав человека. Верховенство закона означает также то, что перед ним все равны. Закон вмешивается в жизнь людей не на уровне их намерений, а на уровне их действий, причём только в том случае, когда действие (бездействие) людей ему противоречит. В этом обществе разрешено всё, что не противоречит закону;

- гарантированность прав и свобод человека. Неотъемлемость и неприкосновенность прав человека не может быть обеспечена в государстве, если они будут в его полном распоряжении. Интересы же правового государства и составляющих его личностей не могут противоречить друг другу, поскольку все граждане принимают участие в формировании самого государства и принимают решение о выборе конкретных носителей власти;

- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Главный смысл такого разделения в том, чтобы исключить какие-либо злоупотребления: одна власть не позволит другим выйти за разумные пределы.

Правовое государство может функционировать только в демократическом обществе. Но непосредственная демократия остаётся несбыточной мечтой и может осуществляться только в небольших коллективах. Реальная демократия - это власть людей, избранных народом на тайных, всеобщих выборах в условиях демократических свобод. Демократическое общество требует для своего функционирования сформированного демократического сознания и отработанных демократических процедур, без чего даже самые лучшие законы будут лишь словами. Только при этих условиях будет достигнута гражданская идентичность - восприятие человеком себя в качестве деятельного и равноправного члена общества. Демократия может успешно функционировать только при условии, что она опирается на многочисленные среднезажиточные слои общества (концепция среднего класса).

В политологии под демократическим (как и любым другим) обществом понимается совокупность общественных отношений (политических, экономических, социальных), формальных и неформальных структур, в рамках которых удовлетворяются потребности населения и реализуются интересы индивидов и групп, соответствующих достигнутому уровню развития общества.

Идея демократии обладает в современном мире особой притягательностью, хотя недостатка в сомнениях относительно её практической целесообразности никогда не было: она не гарантирует от проникновения в эшелоны власти людей своекорыстных, с низкой нравственностью, но с изощрённым умом. Поэтому, как парадоксально заметил У. Черчилль, «демократия - очень плохой способ правления. Однако правда заключается в том, что остальные ещё хуже».