Методика преподавания темы

«Работа с базами данных»

 

 

Выполнила студентка 3 курса 2 группы

факультета математики и информатики

Гончар Юля

 

 

2012 г.

Найдите ответы на следующие вопросы:

I. Каково место данной темы в школьном курсе информатики (в каких классах изучается данная тема и почему, каково процентное соотношение данной темы в общем курсе)?

Данная тема изучается в 11классе. Для изучения данной темы отводится 8 часов.

II. Каковы цели изучения материала данной темы?

Ø формирование научного мировоззрения путем расширения объема необходимых знаний в области информационных технологий;

Ø освоение знаний, составляющих основу научного представления об информационных технологиях в целом на примере СУБД Microsoft Access (в дальнейшем – MS Access);

Ø овладение умениями работать с конкретной информационной технологией, организовывать собственную информационную деятельность, решать учебные и практические задачи;

Ø формирование умений решать прикладные задачи с использованием СУБД MS Access;

Ø практическая подготовка и психологическая адаптация к жизни в современном информационном обществе.

1) на какие знания учащихся учитель может опираться в процессе преподавания:

• что учащиеся уже могут или должны знать и уметь (до первого урока данной темы)?

Такой вид информации как табличная. Умения работать с текстовой информацией, с электронными таблицами.

• какие новые понятия вводятся при изучении данной темы (перечислите все): база данных, системы управления базами данных, элементы интерфейса СУБД, таблица базы данных, типы полей, запрос, отчет, макросы.

• какие умения и навыки формируются у учащихся при изучении данной темы?

ü обобщение понятия «информационная технология» на примере СУБД MS Access;

ü навыки работы с СУБД MS Access в повседневной жизни;

ü анализ предлагаемых заданий, определение целей создания базы данных;

ü умения решать прикладные задачи с использованием СУБД MS Access;

ü умения определять выбор информационной технологии в процессе решения конкретной задачи, практически значимой для учащегося, как с точки зрения учебной, так и познавательной деятельности.

Учащиеся должны знать: назначение СУБД.

Учащиеся должны уметь:

ü проектировать базы данных,

ü загружать программное средство,

ü создавать таблицы, устанавливать связи между ними, определять свойства полей и подстановки, фильтровать данные,

ü импортировать и связывать данные из внешних источников (например, MS Excel, текстовых файлов или других баз MS Access),

ü создавать запросы, позволяющие извлекать из базы данных любую требуемую информацию по заданным критериям (в том числе из нескольких таблиц), производить любые другие манипуляции с данными с помощью запросов на изменение, добавление и удаление,

ü разрабатывать и настраивать формы,

ü разрабатывать отчеты: от простейших, представляющих данные таблицы или запроса.

2) реализация внутрипредметных связей: какие новые знания, умения и навыки, приобретенные учащимися при изучении данной темы, будут применяться при дальнейшем изучении курса информатики?

Умения создавать макросы, отчеты, формы, работать с данными представленными в табличном виде.

3) реализация межпредметных связей:

• какие знания, умения и навыки, приобретенные учащимися ранее при изучении других предметов, могут пригодиться при рассмотрении определенных вопросов данной темы;

умения работать с текстовой информацией, с электронными таблицами,

 

• какие новые знания, умения и навыки, приобретенные учащимися при изучении данной темы, будут применяться при дальнейшем изучении других школьных предметов.

Умения создавать таблицы, связи между ними

4) развивающие и воспитательные задачи данной темы:

• какие специфические стили мышления учащихся получают развитие при изучении данной темы? Какие черты характера учащихся получают развитие при изучении данной темы?

Интеллектуальный рост ученика за счет максимально возможного развития познавательной активности ученика. Навыки проективного мышления при оперировании с информационными объектами, навыки аналитического мышления. Воспитание терпения в работе, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.

III. Содержание образования (чему учить при изучении данной темы)?

• как отражена данная тема в образовательном стандарте учебного предмета «Информатика»?

Понятие базы данных. Назначение системы управления базами данных (СУБД). Основные элементы интерфейса СУБД.

Создание таблиц базы данных. Ввод и редактирование данных. Связывание двух таблиц.

Формирование запросов на выборку данных. Сортировка данных. Создание отчетов.

Выполнение практических заданий из различных предметных областей.

• сколько часов отводится на изучение данной темы в различных классах?

Для изучения данной темы отводится 8 часов.

• приведите пример наиболее удачного поурочного планирования учебного материала (разработать самостоятельно или выбрать из учебной программы по информатике):

№ урока: Тема урока:
Понятие базы данных. Назначение СУБД. Элементы интерфейса СУБД
Создание таблицы базы данных
Связывание таблиц базы данных
Создание и заполнение формы
Поиск данных с помощью запросов
Сортировка записей в таблице
Создание отчетов
Практическая работа