Основные идеи

История появления концепции

Изобретение самого термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 году японскому правительству были представлены отчёты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году — «План информационного общества».

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.

Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционной футурологии.

Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

- структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

- растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

- широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

- развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

- поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

- широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 (введен в действие); ГОСТ Р 52633.1-2009 (введен в действие), ГОСТ Р 52633.2 (прошел публичное обсуждение); ГОСТ Р 52633.3 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.4 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.5 (разработан, готовится к публичному обсуждению).

Каждая страна решает самостоятельно, какой тип информационного общества следует создавать. Возможны два полярных типа информационного общества: «цифровая диктатура» или «цифровая демократия».

«Цифровая диктатура» создается цифровой бюрократией для того, чтобы упростить управление цифровым государством. При этом цифровые права цифровых граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские меры тотального цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услуг населению, в которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).

«Цифровая демократия» это совершенно иной тип устройства информационного общества. Прогнозы показывают, что «цифровая демократия» должна обеспечивать конфиденциальность, анонимность личной информации граждан. Обеспечить конфиденциальность и анонимность личной информации (персональных данных) граждан удается только средствами криптографии, при этом личным ключом для управления своей личной криптографией должен стать сам человек (биометрический образ человека).

Наметилось явное международное разделение труда: Россия создает биометрические стандарты для «цифровой демократии», а США активно создает ветвь биометрических стандартов для «цифровой диктатуры». Цифровому государству нужны обе ветви биометрических стандартов, однако важно, чтобы эти ветви были сбалансированы между собой. Ветвь российских стандартов пакета ГОСТ Р 52633.хх должна выровнять существующий перекос.

Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 1576 образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, этим же указом утверждено Положение о Совете и его состав.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации — совещательный орган при Президенте Российской Федерации, созданный для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в Российской Федерации.

Основные задачи (в соответствии с Положением о Совете, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 1576)

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, а также по определению ключевых мер и механизмов, включая государственную поддержку, необходимых для решения этой проблемы;

- рассмотрение основных вопросов развития информационного общества в Российской Федерации, а также определение способов и форм их решения;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, а также по иным вопросам развития информационного общества в Российской Федерации;

- рассмотрение и утверждение плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, разрабатываемого Правительством Российской Федерации;

- анализ практики реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и иных программ и проектов в области развития информационных и телекоммуникационных технологий, оценка эффективности мер, направленных на развитие в России информационного общества, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этой области;

- проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с развитием информационного общества в Российской Федерации;

- представление Президенту Российской Федерации ежегодно доклада по вопросам развития информационного общества в Российской Федерации

Р. Инглегарт замечает, что в «Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе значительная часть работников трудится сегодня вне фабричных стен. Большинство людей уже не живет в механистической среде, а проводит большинство своего производственного времени в общении с людьми и символами. Усилия человека все меньше оказываются сегодня сосредоточенными на производстве материальных товаров, вместо этого акцент делается на коммуникации и на обработке информации, причем в качестве важнейшей продукции выступают инновации и знания».

Для начала попробуем оценить нынешнее состояние ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в сухих цифрах:

- в 2004 г. примерно 20 % населения Земли (1 млрд. человек) никогда не пользовались компьютером или сотовым телефоном;

- население Земли на 1 января 2008 г. — 6,67 млрд. человек;

- население Российской Федерации на февраль 2009 г. — 141,9 млн. человек;

- количество ПК в мире на начало 2008 г. — 1.050.000.000 (в 2004 г. 700 млн. ПК; в России — 20 млн.);

- количество пользователей сотовой связи во всем мире начало 2009 г. — 4,1 млрд. ( в 2002 г. едва превышало 1 млрд.);

- уровень проникновения сотовой связи в России на январь 2009 г. достиг 134 %; зарегистрированных в России sim-карт — 189,9 млн.;

- в 2008 г. в России было продано 36,34 млн. сотовых телефонов;

- в развитых странах каждая семья (средний состав средней семьи 3,1 человека) имеет 1-2 компьютера и 3-4 мобильных телефона;

- большую часть времени работы с компьютером люди тратят на чтение документов, электронной почты и просмотр веб-страниц;

- в 2007 г. на планете Земля было сгенерировано около 240 млрд. ГБ информации;

- объем генерируемой во всем мире информации ежегодно увеличивается на 50 %;

- количество пользователей Интернета в мире — 1,2 млрд. (в 2000 г. — 315 млн.; в России — более 1 млн. человек);

- количество пользователей Интернета в России на март 2009 г. — около 50 млн.;

- уровень проникновения Интернета в России не превышает 25 %;

- средний возраст российского пользователя Интернета — 31 год;

- количество размещенных в Интернете файлов на январь 2008 г. перевалило за 3 млрд.;

- в России на февраль 2009 г. 18,4 млн. пользователей социальных сетей;

- самые популярные поисковые запросы — погода, работа, секс, гороскоп, знакомства, анекдоты, скачать музыку…;

- общее количество сайтов в Интернете на 1 марта 2009 г. — 224.749.695 (в январе 2008 г. — 155.583.825);

- средний пользователь Интернета проводит в месяц 31,3 часа на просторах «всемирной паутины», в течение которых просматривает около 2500 веб-страниц;

- всё большей популярностью пользуются электронные деньги и интернет-магазины;

- самым популярным товаром для пользователей интернет-магазинов являются книги;

- средний возраст владельца домена в зоне RU уменьшается — в 2006 г. с 28 до 26 лет, в 2007 г. — с 26 до 25 лет;

- в 2009 г. в России насчитывалось 55 710 школ (из них две трети — сельские); количество ПК в российских школах — около 670 тыс.; доступ к Интернету имеют 50 тыс. школ;

- в российских общеобразовательных учреждениях число компьютеров должно отвечать соотношению, установленному Федеральной программой — 1 компьютер на 80 учащихся; во многих школах на один компьютер приходится от 100 до 200 учащихся; в Москве на один ПК приходится 19 учащихся*.

Следует отметить, что проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям остро стоит не только на международном уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Сегодня происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками.

Не стоит забывать и о других негативных составляющих развития Интернета, прежде всего о таких действиях в Сети, как распространение непристойных материалов, представляющих угрозу моральным устоям, в частности детской порнографии, материалов неонацистского толка, использование Интернета для азартных игр, заключения пари, проведения разного рода лотерей с целью изъятия денег у населения. Помимо этого Сеть может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров.

В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Сети, справиться с этой проблемой представляется возможным лишь в рамках международного сотрудничества.

С целью определения направлений такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы правительственные и общественные объединения, разрабатываются кодексы «инфоэтики» в Интернете и проекты законов.

Проблема регулирования Интернета и распределения доменных зон стала одним из главных вопросов проходившего в Женеве 10–12 декабря 2003 г. Всемирного саммита по вопросам информационного общества, на котором глава российской делегации министр РФ по связи и информатизации Л. Д. Рейман подчеркнул, что Россия по-прежнему выступает за передачу контроля над Сетью международной организации. Раньше наша позиция по этому вопросу подвергалась в целом резкой критике, но после трагических событий в США и других точках мира ситуация сильно изменилась.

Немаловажной проблемой является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов — защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс.

Одним из значительных препятствий на пути становления глобального информационного общества и решения возникающих в ходе его развития проблем является языковой барьер. Нетрудно заметить, что большая часть информации в Интернете дается на английском языке, в то время как и на других языках мира в Сети содержится весьма важная и достаточно интересная информация. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации. Для того, чтобы Интернет стал подлинным международным каналом общения, необходимо создание инструментария, который поможет его пользователям, во-первых, понимать представленную информацию, во-вторых, поставлять содержимое на максимально большем числе языков. В этом направлении сегодня ведутся интенсивные исследовательские работы.

Наряду с этим появляются принципиально новые реальные угрозы использования достижений в области новых информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с основными принципами поддержания мировой стабильности и безопасности, таких как суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров и конфликтов. В частности, для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в компьютерных технологиях и средствах информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание для информационной, политической, экономической и культурной экспансии.

Если постараться выделить основные проблемы развития ИКТ, то можно привести следующий перечень:

- киберпреступность;

- специалисты не исключают возможность возникновения IT-войн;

- спам (глобальная проблема! В зависимости от сезона, доля спама в общем трафике составляет от 83 до 97 %. При это потери российской экономики от спама составляют от $1,3 млрд. до $1,9 млрд. в год);

- фишинг;

- киберсквоттинг;

- общее количество вирусов, шпионов и других вредоносных программ — более 2 млн.;

- 40 % ПК в мире не защищены от вирусов и сетевых угроз;

- подключенному к Интернету ПК без средств защиты обычно достаточно 10–15 минут, чтобы оказаться зараженным;

- каждый день в Интернете инфицируется 6 тыс. веб-страниц;

- нарастает активность инсайдеров;

- нецелевое использование ПК и сетевых ресурсов;

- уровень пиратства в России (нелицензионное ПО) — около 80 %.

Но это проблемы связанные с технологиями, гораздо серьезнее болезни люде, связанные с ними:

- синдром компьютерного зрения;

- туннельный синдром (синдром запястного канала);

- гиподинамия (малоподвижный образ жизни); тромбоз (закупорка вен тромбами), боли в спине, сколиоз, остеохондроз;

- компьютерная зависимость; игровая зависимость (средний возраст детей-геймеров снизился до 6 лет);

- информационная зависимость; интернет-зависимость;

- мобильная зависимость — зависимость от мобильного телефона;

- информационный стресс. Так как наблюдается лавинообразный рост информации, то даже подготовленные пользователи ИКТ зачастую «стрессуют» по поводу того, что не успевают обрабатывать эту информацию;

- digital divide. В последнее время психологи заговорили о том, что неумение пользоваться информационными технологиями (особенно среди людей старшего поколения) приводит к так называемому digital divide — цифровому неравенству, неравноправию по признаку доступа к ИКТ, и предупреждают, что это чревато социальными последствиями.