Казахстан в период российской революции 1905-1907 гг.

Первая русская революция, порожденная глубокими противоречиями в социально-экономической и политической жизни России и ее национальных окраин, способствовала политической активизации простого народа против колониального и социального гнета. Непосредственным толчком к революции, продолжавшейся 2,5 года, послужили события кровавого воскресенья в Петербурге 9 января 1905 года, когда погибло и было ранено более 4600 человек. К концу 1905 г. восстание достигло своей кульминации, общее количество стачечников дошло до 5735 тыс. произошло более 5 тысяч крестьянских восстаний, около 200 солдатских волнений. В Москве, Сормове, Перми и в других городах вспыхнули вооруженные восстания рабочих.

Изданный 17 октября манифест объявил о предоставлении народу свободы слова, совести, собраний, союзов, вероисповедания. Были проведены выборы в Государственную Думу, создан двухпалатный парламент. В нижнюю палату депутаты избирались по четырем куриям: землевладельческой, крестьянской, рабочей, городской.

И первая, и вторая Государственные Думы настаивали на отчуждении помещичьих земель. Депутаты от казахских областей не раз выступали за ограничение переселения русских и украинцев в Казахстан и возврат земель коренному населению. При выборах в третью Государственную Думу жители Средней Азии и Казахстана были лишены избирательных прав.

Первая русская революция оказала большое влияние на Казахстан. Выдающийся лидер казахской национальной интеллигенции А.Букейханов говорил, что в 1905 году “Вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения”. М. Дулат писал: “С 1905 г. и наш народ, следуя действиям других и подражая их делам, стал приниматься за решение национальных нужд”. Воздействие революции на Казахстан было неоднозначным. Если на жителей городов оно было значительным, то на переселенческую деревню и особенно на казахский аул слабым и неповсеместным. Бедная часть городских жителей, особенно рабочие промышленных предприятий, из-за трудностей жизни и бесправия были более склонны к революционной борьбе.

Весть о расстреле петербургских рабочих 9 января толкнула людей к активным формам протеста. В середине января рабочие Омска устроили стачку. Весной и летом на стачку вышли железнодорожные рабочие на станциях Туркестан, Перовск, Казалинск, Шалкар и др. В октябре состоялись демонстрации на ряде горнорудных предприятий. Особую активность показали рабочие железнодорожных станций Петропавловска и Омска. Они создали стачечный комитет, составили график движения поездов и взяли его под свой контроль. Испугавшись нарастания рабочих выступлений, генерал-губернатор Степного края 19 октября с тревогой сообщал министру внутренних дел, что “Всероссийская октябрьская стачка на степь оказывает потрясающее впечатление, возбуждает неспокойные элементы”.

Особый размах имела демонстрация в Каркарале 15 ноября 1905 года, когда вышедшие на улицы люди не расходились до глубокой ночи. Выступавшие перед демонстрантами ораторы остро критиковали антинародную политику царизма и его местных органов, провозглашали политические лозунги. Колониальные власти оказались в трудном положении. Уездный начальник Оссовский в рапорте генерал-губернатору Степного края писал: “…имею честь доложить Вашему превосходительству, что политические беспорядки, бывшие в г. Каракаралинск 15 ноября, внесли в степь почти полную деморализацию. В данное время степь крайне возбуждена”. 7-12 декабря 1905 года состоялась внушительная забастовка рабочих на Успенском руднике под руководством рабочего Топорнина. В декабре 1906 г. в г. Омске между стачечниками и полицией произошла кровавая стычка, во время которой были убиты военный губернатор Акмолинской области Литвинов, городовой Васильев и приказчик Обухов. 10 июня 1907 года в г. Кустанае состоялся многолюдный митинг. От имени его участников было послано письмо царю, в котором они требовали созвать законно избранную Думу и дать свободу всем пострадавшим в борьбе за народное дело.

Но выступления казахстанских рабочих в годы первой русской революции были экономическими слабыми, стихийными. Политическое сознание рабочих, особенно казахских, было низким. Действия их были нерешительными, непоследовательными. Малочисленность, недостаточный уровень организованности и сознательности, слабая связь с рабочими выступлениями в центре России и другие причины не дали возможность казахстанским рабочим возглавить освободительное движение народа против царизма.

В годы революции развертывалось переселенческое движение. Из созданных на зауральском востоке 17 переселенческих районов Акмолинский переселенческий район в 1905 и 1906 гг. занял первое место по заселению крестьян, а Урало-Тургайский район – третье место после Томской губернии. На изъятые у казахов плодородные земли в 1905-1907 гг. только в Акмолинских степях было заселено 262 тыс. крестьян. Огромный наплыв крестьян-переселенцев в Казахстан принес много горя и страдания казахам. Об этом вот что говорил выдающийся поэт Магжан Жумабаев: “С каждым годом наши земли и воды уменьшаются. Их занимают русские крестьяне. Могилы наших отцов и дедов остаются между улицами и деревнями. Русские крестьяне, нуждающиеся в камнях и лесе, для строительства себе домов их ломают. Когда я думаю об этом, горе огнем сжигает сердце”.

Крестьяне-переселенцы, считая недостаточным отводимые им 15 десятин земли на одну мужскую душу, требовали дополнительного надела земли и оказания новой помощи, освобождения от уплаты недоимок. Были случаи, когда они отказывались подчиняться местным властям, ругали императора. Например, в мае 1906 года в селе Пресновка Петропавловского уезда Семен Михаилов и Дмитрий Ватутин прилюдно ругали царя и настраивали людей к решительным действиям против властей. 16 июня 1907 года в Омском уезде крестьяне Вайдоло и Лавицкий пытались поднять односельчан на бунт.

Крестьяне-переселенцы, считая себя колонизаторами, хозяевами на казахской земле, добивались создания лучших условий, привилегий. Они являлись опорой царизма в проведении колониальной политики угнетения казахского народа. Поэтому их недовольство и волнения были не опасны царизму и легко улаживались. Местные колониальные власти стремились даже вооружать крестьян, чтобы использовать их вместе с войском для подавления восстания казахов.

К началу ХХ века в результате усиления колониального господства России, лишения лучших земель, обложения непосильными налогами и поборами были разорены многие казахские хозяйства. Судьба их совершенно не интересовала колонизаторов. Например, А.К. Гейнс говорил: “Мы полагаем, что туземцев в Средней Азии можно считать народом вымирающим, совершенно неспособным к цивилизации”. А В.Д.Тронов заявлял: “Такие народы, как киргизы, в борьбе за жизнь должны уступить место соседу, стоящему по культуре выше его, и исчезнуть”.

Совершенно обнищавшие казахи вынуждены были на кабальных условиях. Журнал “Восточное обозрение” писал: “Киргизы, лишенные скота, жатаки нанимаются за самую ничтожную плату к русским казакам и превращаются в их рабов или живут в навозных кучах около станиц, голодают и мрут под влиянием тифов в ужасной обстановке”.

Страшная нужда и бесправие вынуждали казахов подниматься на борьбу против колонизаторов и объединившихся с ними своих богатых сородичей. Формы этой борьбы были разнообразны: недовольство, жалобы, драки, нападения на казачьи крестьянские селения, поджог хозяйственных построений, угон скота, убийство отдельных колонизаторов и своих баев.

Зная, что озлобленные казахи могут поднять восстание, колониальные власти постоянно контролировали их настроение. Так, 19 июля 1905 года Семипалатинский военный губернатор доносил Степному генерал-губернатору о том, что “киргизы внимательно следят за всем происходящим в России”. А командующий войсками Западносибирского военного округа Сухотин 29 ноября 1905 года военному министру сообщал: “В степи очень неспокойно…Администрация совершенно беспомощна. После манифеста 17 октября много вероятности, что весной придется поднимать казаков… ”.

Действительно положение в степи было напряженным. В 1906, 1907, 1908, 1909 гг., когда казахи, объединившись в отряды до 500-1000 человек в каждом, подняли восстание, царские войска вместе с вооруженными крестьянами потопили их в крови. Многие аулы были разорены полностью. Несмотря на такие плачевные последствия, борьба казахов велась против колониального ига России за свободу и поэтому была справедливой.

Чтобы освободительная борьба народа проходила успешно, надо было разъяснять массам сущность российского колониализма, его вред и опасность, возглавить народную борьбу, четко определив ее цели и задачи. Такую благородную миссию своевременно поняли и стали осуществлять в меру своих возможностей молодые казахские интеллигенты. Так, например, М.Тынышбаев, в 1905-1906 гг. будучи студентом в Петербурге, участвовал в студенческих волнениях, был свидетелем многих революционных событий в столице, интересовался работой партии кадетов и эсеров, выступал с публицистическими статьями на страницах периодической печати. 20 июня 1905 г. он написал письмо на имя председателя совета министров о бедственном положении казахского народа и требовал решить ряд вопросов, связанных с его насущными нуждами. 19 ноября 1905 года М.Тынышбаев выступил с ярким докладом на съезде автономистов. Его призыв покончить с колониализмом и всем угнетенным народам дать свободу произвел на слушателей большое впечатление.

Выдающимся лидером национальной интеллигенции являлся А.Букейхан. Будучи в 90-ых годах студентом в Петербурге, он активно участвовал во многих столичных событиях, хорошо изучил общественно-политическое движение в России и европейских странах. Несмотря на то, что в одно время А.Букейхан увлекся марксистским учением, марксистом он не стал. А.Букейхан полагал, что из всех политических партий в России по настоящему демократической партией является партия кадетов. Поэтому он вступил в ее ряды и даже был избран членом ЦК. В конце 1905 года в Уральске он создал ячейку партии кадетов, а в мае 1906 года в Семипалатинске провел региональный съезд кадетской партии, где ознакомил собравшихся с программой этой партии и внес в нее существенные дополнения по национальному вопросу, предложив:

1. принять закон, объявляющий все земли казахов их собственностью,

2. ввести ограничения переселенческому движению,

3. принять законы, защищающие права рабочих,

4. открыть для казахских детей школы, медресе, университеты и т.п.

А.Букейхан вместе с местными лидерами кадетов, эсеров, большевиков и других партий являлся организатором многолюдной демонстрации в Омске 19 октября 1905 г. Когда по указанию колониальных властей два отряда казаков с обнаженными шашками и нагайками разогнали демонстрантов, он послал в Петербург по пяти адресам телеграммы с требованием наказать виновных в разгоне мирной демонстрации.

Чтобы донести содержание царского манифеста 17 октября до широких масс казахов, А.Букейхан и его соратники перевели его на казахский язык и распространяли в степи. Он писал об этом: “В конце октября 1905 г. интеллигенты киргизы, жившие в Омске, перевели манифест 17 октября на казахский язык и напечатали в Акмолинской областной типографии и послали в степь 10000 экземпляров. Благодаря подвижности киргизов в короткое время манифест сделался достоянием всей степи. Повсеместно киргизы съезжались на большие и малые съезды и читали манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную Думу. Киргизы самых отдаленных областей толпами поехали в города, где принимали участие в городских митингах, устраиваемых горожанами”.

Митинги по случаю объявления царского манифеста 17 октября состоялись в Павлодаре под руководством Ж.Акпая, в Каркарале под руководством А.Байтурсынова, в Уральске под руководством Б.Каратаева и в других городах. В Кокшетауском уезде среди казахов манифест читали и призывали их к действиям против колониальных властей Мукаш Кадыров, Ескенбай Туленкин, Ауталип Бакзин, за что были высланы в отдаленные регионы.

В Акмолинской областной почтово-телеграфной конторе заместителем начальника работал Досмухамед Кеменгеров. Он сочинял и распространял среди казахов написанные им на казахском языке прокламации с призывом к восстанию против колонизаторов. Под руководством А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, Ж.Акпаева, М.Тынышбаева и других летом 1905 г. в Казахстане проводилась широкая петиционная кампания. В городах Каркаралы, Семипалатинск, Петропавловск, Уральск, Лепсинск и других от имени казахского народа принимались и направлялись в Петербург петиции с изложением в них тяжелого положения казахов и требованием решить его проблемы. Среди этих петиций по своей остроте и смелости особо отмечается Каркаралинская петиция на имя председателя Совета Министров от 25 июня 1905 года, подписанная 12767 казахами. В петиции после обстоятельного изложения крайне тяжелого положения народа было выдвинуто одиннадцать требований.

6 июня 1907 года в приложении татарской газеты “Улфат” “Серке” была напечатана небольшая статья М. Дулатова “Наша цель”, в которой кратко изложена была цель освободительного движения казахского народа. Эта статья произвела большой переполох в руководящих кругах России.

Казахские интеллигенты активно участвовали в работе мусульманских съездов. Ш.Кощекулов и С.Жантурин вместе с такими выдающими лидерами мусульманского движения, как И.Гаспралы, Ю.Акчурин, А.Ибрагимов и др., были избраны в состав ЦК мусульманской партии “Иттифак эль муслимин”.

Летом 1906 года от Казахстана в первую Государственную Думу были избраны 9 депутатов, из них 4 казаха, а в начале 1907 года во вторую Государственную Думу - 15 депутатов, в том числе 7 казахов. Из 7 членов мусульманской фракции Думы трое были казахи. С. Жантурин являлся секретарем фракции. Казахские депутаты Думы ставили очень актуальные вопросы и добивались их решения. Так, по инициативе А.Беримжанова, А.Калменова, С.Жантурина, Ш.Сыртанова 6 июля 1906 года за подписью 53 депутатов был подан запрос председателю совета министров по поводу незаконности изъятия земли у казахов.

После роспуска второй Государственной Думы и начала реакции в стране революционно-демократические силы Казахстана подверглись преследованиям, разгрому. Печатные органы «Степной край», «Степной голос», «Семипалатинская жизнь», «Трудовая жизнь» и др, в которых печатались неугодные властям материалы, закрылись. В отчете Акмолинского военного губернатора за 1907 год записано, что люди, “могущие разжигать страсти, удалены из области, а местные газеты, в коих обнаружены вредные направления, закрыты”. Строго запрещалось открывать на территории Казахстана любые культурно-просветительские организации. Лидеры интеллигенции А.Букейхан, А.Байтурсын, Ж.Акпай, Х.Досмухамедов, К.Кеменгеров и другие были высланы в отдаленные районы Казахстана и Сибирь.

Царизм и местные колониальные органы усилили политику раскола казахского общества, создания групп, партии среди казахской правящей верхушки и разжигания между ними соперничества и вражду. От такой политики страдали казахи. Поощрялись и поддерживались обрусение и христианизация казахов. Результатом этого явились поселки из крещенных казахов: Александровское, Михайловское, Макарьевское на степных просторах Кустаная, Михайловское под Омском, Буконское возле Усть-Каменогорска.

Численность казахского населения катастрофически падала. Если в 1897 году в крае она составила 81,7 % всего населения, то 1913 году –58,5 %. Состав казахов уменьшился в Омском уезде до 15 %, в Кокшетауском уезде до 26 %, в Уральском уезде до 24 %.

Все время усиливающийся колониальный гнет в Казахстане угрожал будущему казахского народа. Если не остановить и не ликвидировать его, он мог привести к исчезновению казахов как самостоятельной нации. Поэтому казахские интеллигенты, несмотря на все трудности и преграды, настойчиво продолжали борьбу против российского колониализма за свободу и независимость. Для широкой пропаганды своих идей и пробуждения народа к борьбе они приступили к созданию казахских печатных органов: “Айкап”, “Казах”, “Бирлик туы”, “Сарыарка” и т.д. Первый номер «Айкапа» под редакцией М. Сералина вышел в 1911 году в Троицке. Тираж составлял более 1000 экземпляров, за пять лет существования вышло 89 номеров. В «Айкапе» публиковались внутренние новости страны, официальные сообщения, письма читателей, проблемные статьи о земле, съездах, выборах, новости из-за границы, некрологи, рецензии и т.п. Другим общепопулярным изданием начала века стала общественно-политическая и литературная газета «Казах». Придавая исключительное значение ее появлению в Оренбурге, первый редактор «Казаха» А.Букейханов назвал 2 февраля 1913 года, день выхода ее первого номера, историческим днем для казахов.

В пробуждении казахского народа, в поднятии его национального сознания исключительную роль сыграли стихи Мыржакыпа Дулатова “Проснись, казах”, опубликованные в 1911 г. Острые, пламенные слова его:

Проснись, казах,

Открой глаза,

Подними голову,

Не проводя годы,

Зря, в темноте.

Земли не стало,

Религия ослабла,

Нравы испортились,

Дальше лежать,

Казах, нельзя, -

пробуждали казахов от сна, открыли им глаза на происходящее вокруг, зажгли огонь в сердце, поднимали на борьбу. Народное движение благодаря неустанной деятельности интеллигенции ширилось и развивалось.

Всероссийская политическая стачка дала мощный импульс для подъема политического самосознания рабочих и ремесленников Казахстана. В революционную борьбу включились рабочие горной и обрабатывающей промышленности, солдаты, почтово-телеграфные рабочие и служащие, полиграфисты, учащаяся молодежь, набирало силы революционно-освободительное аграрное движение национального крестьянства.

Постепенно стачечное движение охватило почти все промышленные предприятия Казахстана. Самая крупная забастовка произошла на Успенском руднике (Акмолинская область), на котором работало свыше 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Борьба простого народа против колонизаторов и баев стала приобретать организованный политический характер и превратилась в мощное национальное движение, возглавляемое степной аристократической элитой и формирующейся казахской интеллигенцией. Пробуждение национального самосознания привело к консолидации тюркоязычных народов.

  1. Казахстан в годы первой мировой войны. Антиколониальное восстание казахов 1916 г.

20 июня 1914 года Россия, являющаяся членом одного из агрессивных блоков (Антанты) по переделу мира, вступила в империалистическую войну. Вскоре после ее начала остро встал вопрос об обеспечении нужд фронта. Эту работу с самого начала русская буржуазия взяла в свои руки. С конца 1914 года ею создавались Землегорсоюзы, а с мая 1915 года – военно-промышленные комитеты (ВПК), которые должны были заниматься снабжением армии оружием, обмундированием, питанием, а также решать вопросы об обеспечении оборонных предприятий сырьем, рабочей силой. Одновременно царское правительство организовало центральную особую комиссию по обороне и комиссии по артиллерии, перевозке, продовольствию и т.п.

Поскольку Казахстан являлся богатой сырьевыми ресурсами колонией, надо было использовать их для нужд войны. Поэтому здесь также были созданы отделения Землегорсоюза и военно-промышленные комитеты (ВПК). Так, 31 августа 1915 года был организован Семиреченский ВПК во главе с председателем областного торгово-промышленного союза И.Л.Брюзгаловым с пятью секциями по заготовке и вывозу сырья и продуктов.

Война еще больше ухудшила положение Казахстана. На плечи трудящихся легли новые непосильные тяготы: массовая реквизиция скота, фуража, юрт, кошм и т.п. для снабжения армии. “Добровольные пожертвования” с населения собирались в год по несколько раз и в довольно больших размерах. Например, в Усть-Каменогорском уезде среди 800 кибитковладельцев летом 1916 г. средства на войну собирались три раза и для Красного Креста – 4 раза. Люди не хотели давать деньги, вещи и продукты, но власти вынуждали их отдавать, прибегая к угрозам и насилию. О сопротивлении казахов “добровольному” оказанию помощи фронту заведующий розыскного пункта военного губернатора Семипалатинской области в декабре 1914 года сообщал: “К пожертвованиям на нужды войны мусульмане в общем относятся отрицательно и, если и жертвуют, то только благодаря волостным управителям, которые часто прибегают к угрозам”. А председатель Уральского областного военно-промышленного комитета И.Кишкель 5 ноября 1917 года на заседании о ходе “добровольной помощи” населения фронту сказал: “Добровольная поставка не дала совершенно ожидаемых результатов. Сдача баранов по сделанным владельцами записям сильно сократилась, так как многие владельцы стали уклоняются от исполнения принятых ими на себя обязательств. Учитывая создавшее положение “брать реквизиционным порядком, то количество баранов, которое было заявлено к сдаче”, всех уклонившихся от сдачи владельцев привлекать к законной ответственности. Вместе с тем на киргизскую территорию сделан наряд по принудительной поставке 160 тыс. баранов”. Вот такими принудительными мерами из одного Лепсинского уезда было собрано и отправлено на фронт 1000 пар валенок, 1000 полушубков и 1000 пар сапог. А из Туркестана за первые три года войны было вывезено 70 тыс. лошадей, 12767 верблюдов, 270 телег, 13441 кошмы, сотни тысяч пудов мяса, масла, рыбы и прочей продукции.

На плечи народа тяжелым бременем легли растущие налоги, количество которых за годы войны увеличились до 10, а размеры в 15 раз. Усилилось взяточничество и казнокрадство, произвол и насилие колониальных чиновников, волостных управителей и аульных старшин.

Все это привело к еще большему разорению, обнищанию казахских хозяйств. Например, в апреле 1917 года группа депутатов Туркестанского Совета составила доклад по итогам опроса местных жителей, в котором писалось: “… среди киргиз полный голод, хлеба у них самих нет, а крестьяне его им не дают. … русские крестьяне и отпускные солдаты беспощадно грабят и убивают киргиз. Если бы не российские солдаты, которые стоят здесь на охране, от киргиз осталось бы одно воспоминание. Часто киргиз насильно уводят в работники и заставляют их работать бесплатно. С начала революции кулачье стало забирать землю, домашний скарб и даже жен и детей у киргиз, творя над ними чудовищные зверства и жестокости”.

На усиление гнета, произвола казахи отвечали сопротивлением, отказом от уплаты налогов и различных сборов и даже откочевывали в отдаленные, тихие места. Например, летом 1915 года, когда волостной управитель Нуринской волости Акмолинского уезда Бисенов приехал в аул собирать налоги, казахи отказались от уплаты и дерзко высказывались в адрес властей. 30 сентября 1916 года казахи Павлодарского уезда, как сообщал уездной пристав, снимались со своих насиженных мест и уходили на новые, отдаленные места. А казахи Ногай-Нуранской волости Черняевского уезда, напав на управителя волости и старшины, отняли и уничтожили податные документы и прогнали их.

В связи с призывом русских рабочих и крестьян в армию казахов заставляли работать в казачье-крестьянских хозяйствах, на перевозке грузов. В Актюбинском уезде 114 казахов работали пастухами в казачьих станицах. В Петропавловском городском управлении 218 казахов занимались заготовкой дров и другими хозяйственными работами. В Акмолинской области 1376 казахов трудились на перевозке государственного хлеба. Использование казахов на различных работах в полной мере не решало вопрос о рабочей силе. Поэтому широко использовался труд военнопленных. В феврале 1915 года скопившиеся в Омске 130477 военнопленных были распределены по области для использования их на работах городских и земских учреждений, в сельском хозяйстве, на железной дороге, на промышленных предприятиях и личных казачье-крестьянских хозяйствах. Весной 1915 года прибывшие в Туркестанский край 45 тыс. военнопленных также были распределены между хозяйствами для использования их как рабочей силы

В годы войны нелегким было положение и в переселенческой деревне. В начале войны переселение крестьян в Казахстан заметно ослабло, но затем оно усилилось: в 1917 г. из всех переселявшихся за Урал крестьян осел 51 %, и общее число их выросло до 3377 тыс. Из переселенных в Казахстан крестьян быстро разбогатела лишь небольшая часть, отличавшаяся трудолюбием,. Надельные земли их расширились до 60 десятин, у них было много скота, достаточно орудия и средств. Крестьяне, которые уповали только на государственную помощь и не проявляли трудолюбия, пополняли ряды бедноты. Те, которым вообще не везло с созданием личного хозяйства, влачили жалкое существование. Озлобленные крестьяне переходили к активным действиям. Например, в августе 1915г. крестьяне села Васильевка Кокчетавского уезда устроили бунт, отказавшись от уплаты налогов. Они оказали сопротивление прибывшим полицейским для наведения порядка. Когда полицейские арестовали зачинщиков волнения, толпа крестьян ринулась на них и, освободив арестованных, категорически заявила, что отправить их они не дадут, налоги платить не будут.

Война отразилась на жизни казахстанских рабочих. Положение их ухудшилось до крайнего предела. Рабочий день удлинялся, зарплата уменьшалась. Питание, жилище, медицинское обслуживание было крайне некачественным. Согласно закону от 25 июня 1916 года (Правила о порядке использования инородцев в работах на государственную оборону) казахские рабочие, страдавшие от бесправия, были прикреплены к предприятиям как рабы, на трудных подземных работах разрешалось использование женщин и подростков. Не исполнившие этот закон рабочие подвергались аресту и осуждению или же штрафу на 3000 рублей.

Измученные неимоверно тяжелым гнетом рабочие, когда простое недовольство и жалобы не давали никаких результатов, поднимались на стачки, чтобы добиться улучшения условий труда и жизни. Так, 1 мая 1915 года на Карсакпайских рудниках рабочие собрались на митинг. Перед ними выступили бывшие петербургские рабочие, высланные в Казахстан за революционную деятельность: К.Калинин и Ф.Захаров. Они говорили о кризисе и анархии, охвативших страну, о войне и революционной борьбе рабочих в центральных районах страны, о необходимости и казахстанским рабочим приступать к борьбе против войны, капиталистов и царизма. Хотя многое из сказанного не было понято в полной мере, все же рабочие слушали их с большим вниманием, слышались одобрительные возгласы. В мае 1915 года произошла большая стачка на Экибастузских угольных шахтах, где трудилась 1500 рабочих. Эта стачка продолжалась полтора месяца и показала крайнюю озлобленность шахтеров. Управляющий шахты писал Военному губернатору, что “рабочие казахи, недовольные оплатой за их работу и грубым отношением к себе, бросили работы, никакие уговоры на них не действуют”, и просил прислать войска для наведения порядка. После подавления восстания 85 активных участников стачки были арестованы, 40 рабочих (25 русских и 15 казахских) были занесены в черный список. После этой стачки колониальные власти заявили, что любое недовольство рабочих, особенно стачечное выступление, будет считаться как восстание против действующих государственных порядков и будет наказываться самым строгим образом. На промышленных предприятиях и железнодорожных станциях усилился полицейский надзор за рабочими. Но, несмотря на все строгости, выступления рабочих не прекращались.

К концу войны в Казахстане, как и во всей стране, углубился экономический кризис. Работа многих промышленных предприятий была расстроена, сокращалась производимая продукция, добыча золота уменьшилась на 30 %, нефти на 300 %. Сбор зерна без двух южных областей снизился на 12 %, а поголовье скота сократилось на 700%. Расстроена была работа транспорта. До предела упала торговля. Развал экономики привел к максимальному сокращению промышленных товаров широкого потребления и продуктов питания с резким ростом цен на них. Так, в 1916 году стоимость одного пуда муки выросла на 250 %, мяса на 200 %, хлеба на 400 %. В результате жизненный уровень народа упал так низко, что озлобленные люди стали громить магазины, склады и разбирать содержащиеся в них товары и продукты. Так случилось, например, в 1916 году в ряде городов Жетысу. Народ выходил из-под подчинения властей.

Все это глубоко переживала казахская национальная интеллигенция. Ее лидеры неустанно искали пути выхода из такого катастрофического положения. Главным вопросом в этот момент был вопрос о войне. Лидеры казахской интеллигенции, хотя и отрицательно относились к войне в целом как пролитию крови народа, из-за агрессивного столкновения великих держав, заняли оборонческую позицию, разделяя мнение российского руководства. Они полагали, что, если россиян поддержать и помочь им довести войну до победного конца, то они, проявив понимание, может быть, помогут решить наши вопросы и, прежде всего, вопрос о создании национальной автономии. Поэтому все областные казахские съезды 1917 года принимали решение о поддержке России в войне с Германией. Так, например, Семиреченский областной казахский съезд (12-23 апреля 1917 г.) под председательством И.Жайнакова утвердил резолюцию, призывающую казахов поддержать войну и помочь России. А Тургайский областной казахский съезд (2-8 апреля 1917 г.) под председательством А.Байтурсынова принял резолюцию, в которой говорилось: “Помочь делу обороны Родины всеми возможными средствами и тем содействовать доведению войны до победного конца”.

Такое отношение к войне можно объяснить наивностью и доверчивостью казахской национальной интеллигенции. Это было их ошибкой. Им надо было занять твердую, принципиальную позицию, и, разоблачив антинародный характер войны, и призвать народ к борьбе против нее. Видимо, они боялись усиления враждебного отношения царизма, колонизаторов к казахам, а также гонения против них. Оборонческая позиция лидеров казахской национальной интеллигенции не вызвала радости у российских руководителей. Их отношение к ним не изменилось. Наоборот, лидеров казахской, татарской, узбекской, башкирской и другой национальной интеллигенции они продолжали считать своими врагами–пантюркистами и хотели расправиться с ними. По Туркестанскому краю, например, был составлен список из 170 человек. За каждым из них был установлен строжайший надзор и использовался малейший повод для наказания.

Затянувшаяся война востребовала все ресурсы России, особенно людские. Поэтому было решено привлечь к работе на оборонных предприятиях, на прифронтовой полосе мужское население среднеазиатских народов, которое не призывались в армию. И 25 июня 1916 года издается царский указ о мобилизации казахов в возрасте 18-43 лет. Было запланировано призвать из Казахстана и Средней Азии 400 тыс. человек. Колониальные чиновники, волостные управители и аульные старшины приступили к составлению списков призываемых в трудовую армию. Это сопровождалось множеством подлогов махинаций. Мобилизация могла привести к разорению многих казахских хозяйств. Поэтому с первых дней эта кампания взволновала всю казахскую степь. Озлобленные из-за несправедливости казахи уничтожали списки, избивали усердствовавших аульных и волостных правителей. Все это переросло в восстание, охватившее весь Казахстан. Со всех уездов поступали сообщения о том, что “нет ни одного киргиза, который не принимал бы участие в волнениях”.

Напуганное расширявшимся с каждым днем размахом восстания, царское правительство два раза переносило сроки призыва. Но это не могло погасить пламя народного восстания, которое было направлено против царизма, его жестокой колониальной политики, против мобилизации казахов на тыловые работы. Основной движущей силой восстания были казахские шаруа, беднота. Восставших поддержали казахские рабочие, но они в силу своей малочисленности, слабой организованности и низкого политического сознания не могли оказать решающее влияние на развитие и исход восстания. Были случаи, когда в лагерь повстанцев переходили отдельные русские рабочие и крестьяне, преследуемые властями за антиправительственные настроения.

С самого начала восстание было стихийным, разрозненным, неорганизованным. Не было единого центра для руководства восстанием. Повстанцы не имели программы и плана с четко определенными стратегическими и тактическими задачами. В отношении к восстанию не было единства и среди казахской национальной интеллигенции. Она разделилась на две противоположные группы. Одна группа во главе с А.Букейханом, проявлявшая прозорливость и взвешенный подход, была против восстания. Она считала, что силы явно неравны, и восстание может привести к страшному кровопролитию, истреблению казахов царскими палачами. Так, например, М.Тынышбаев говорил: “Я не одобрил восстание казахов и киргиз 1916 г. против царской власти – отнюдь не из любви к царскому режиму, а из боязни, что казахи и киргизы пострадают от восстания”. Такое предсказание сторонников Букейхана позже подтвердилось полностью.

Однако часть казахских интеллигентов, перешедшая на сторону большевиков (А.Жангельдин, А.Иманов, Т.Бокин, С.Мендешев и другие), выступила против сторонников Букейхана. Они призвали казахов к восстанию и даже возглавили его. Их умело использовали большевики для раскола рядов казахской национальной интеллигенции и для борьбы со своими противниками: царизмом и национальной интеллигенцией, борющейся за общенациональные интересы казахов. Против восстания выступили также феодально-родовая аристократия, аульные старшины и волостные управители. Они, перейдя на сторону колонизаторов, помогали расправляться с повстанцами. Основными районами восстания были Жетысу, Центральный, Восточный Казахстан и Тургайская степь. Восстание началось с выступления казахов и киргизов в Жетысу в начале августа 1916 г. под руководством Бекболата Ашкеева и братьев Шабдановых (Аман, Макыш, Камал, Хисамуддин). Повстанцы громили поселения крестьян, разрушали почтовые тракты, телефонные линии, нападали на чиновников, аульных старшин и волостных управителей. В районы, в которых действовали повстанцы, были направлены карательные войска с пулеметами и артиллерией. Против повстанцев вооружали крестьян-переселенцев. В сентябре 1916 г.в Лепсинском, Капальском, Пишпекском и Прижевальском уездах произошли кровопролитные сражения. Повстанцы, несмотря на громадное превосходство сил врага, дрались отчаянно, но потерпели поражение. К началу октября царские войска зверски расправились не только с повстанцами, но и с мирным населением. Сотни аулов были уничтожены полностью. Казахи и киргизы подверглись истреблению. 300 активных повстанцев были повешены. Остальные были осуждены, заключены в тюрьмы и высланы в Сибирь. 300 тыс. казахов, киргиз, спасаясь от карателей, бежали в пределы Китай. Массовые выступления казахов происходили летом и осенью в Уральской, Семипалатинской областях. В Акмолинских степях повстанцы во главе с Куанышевым, Байданалиевым, Тлемисовым и др., доводя свою численность в отдельных местах до 12 тыс. человек, боролись до конца. Но они не могли долго сопротивляться царским карателям и в начале октября также потерпели поражение. Все районы, охваченные восстанием, палачи подвергли страшному опустошению, зверски расправлялись с повстанцами. Чудом уцелевшие бежали на Запад и там присоединились к тургайским повстанцам.

В отличие от других очагов, в Тургае восстание было более организованным, длительным, массовым. В ноябре число повстанцев там выросло до 50 тыс. человек. Восстание возглавили Абдулгапар, Оспан и Амангельды. Военными действиями руководил военный совет. Были учреждены судебная коллегия, секретариат, почта. Принимались меры по обеспечению повстанцев обмундированием, питанием. Была создана небольшая мастерская по ремонту и изготовлению оружия. Все это позволило значительно укрепить дисциплину, боеспособность и поднять дух повстанцев. В середине октября они атаковали и заставили отступить карательный отряд возле села Карабутак. Две недели город Тургай находился в осаде, хотя повстанцы не смогли взять его. Но осада Тургая, несмотря на безуспешность повстанцев, имела большое значение для поднятия боевого духа. Участник осады А.Жаныбеков позже вспоминал: “Как известно, наступление на Торгай не увенчалось успехом. Тем не менее, значение этого наступления очень велико. Во-первых, сарбазы получили боевое крещение. У них укрепились боевой дух и вера в свои силы. Во-вторых, это наступление положило конец всяким колебаниям в наших рядах. В третьих, после этого события… стали стекаться со всех сторон повстанцы. Мы с еще большей силой готовились к новым боям”.

Против торгайских повстанцев был направлен экспедиционный корпус генерала Лаврентьева, состоящий из 17 рот пехоты, 18 кавалерийских сотен, 11 кавалерийских эскадронов при 18 орудиях и 17 пулеметах. Каратели стремительно наступали на повстанцев. Понеся серьезные потери, они 16 ноября заняли Тургай. Умело используя партизанские методы войны, повстанцы долго уклонялись от большого сражения с врагом, совершали на него внезапные нападения и быстро исчезали. После одной стычки с ними 22 января возле села Улпан командир карательного отряда Фролов доносил, что “киргизы приняли военный строй, колонны идут уступами, атакуя лавой; на отдыхе охраняются заставами и разъездами, высылаемыми за 25 верст”.

22-24 февраля 1917 г. в районе Догалы Урпек состоялось большое сражение. Казахские джигиты дрались упорно, смело, показав исключительную храбрость, мужество. Враг вынужден был отступить. Воодушевленные этим, повстанцы готовились к новым сражениям. Но и после февральской революции каратели продолжали свои кровавые действия против тургайских повстанцев. 201 человек из них был казнен, а 162 человека сослано на каторгу в Сибирь. Большинство повстанцев, несмотря на все преграды, с новой силой вступили в борьбу на стороне большевиков за советскую власть.

В 1916 году в ходе осуществления царского указа в Казахстане в трудовую армию было мобилизовано около 100 тыс. казахских джигитов. Они группами размещались на прифронтовой полосе, на оборонных предприятиях в Смоленске, Минске, Могилевске, Пскове, Гатчине и других городах. Они копали окопы, чинили мосты, дороги, рубили лес, подвозили и разгружали грузы. Условия труда и быта их были очень тяжелыми. Из-за отсутствия медицинской помощи их одолевали болезни, большие затруднения создавало незнание русского языка. Поэтому группа казахских интеллигентов во главе с А.Букейханом выехала на фронт. В Минске при штабе Западного фронта был создан инородческий отдел Земгорсоюза. Через этот отдел они добивались улучшения быта казахских рабочих, оказания им медицинской помощи. Проводилась большая работа по разъяснению злободневных вопросов, по знакомству с положением в Казахстане. По призыву А.Букейхана для оказания помощи и поддержки казахским рабочим на фронт выехали молодые казахи, обучавшиеся в вузах Петербурга, Казани и других городов. Благодаря стараниям казахских интеллигентов была спасена жизнь многих казахских рабочих на прифронтовой полосе. Трудности не сломили их, наоборот, во время пребывания на чужбине они, увидев многое своими глазами, выросли духовно. Поднялись их политическая активность и сознательность.

Итак, стихийные выступления казахского населения летом 1916 года были реакцией на политику царской России по отношению к колониальным народам и переросли в антиколониальное движение благодаря целенаправленным действиям интеллигенции, возглавлявшей борьбу и выдвинувшей в лидеры национальных героев.

  1. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее влияние на общественно-политическую жизнь Казахстана

К февралю 1917 года все причины, которые в свое время привели к первой русской революции, достигли более зрелой и обостренной степени. Война ускорила революционный взрыв. Стойкая борьба рабочих, поддержка крестьян, переход на сторону восставшего народа 66 тыс. солдат Петербургского гарнизона привела 27 февраля к победе революции. Самодержавие пало. Перед Россией открывались широкие возможности для демократического обновления прогресса.

Весть о февральской революции до Казахстана дошла в начале марта. 20 марта из Петербурга А.Букейхан, М.Дулат и М.Шокай прислали свое знаменитое обращение к казахскому народу “К сыновьям Алаша”. В нем они писали: “Наступило утро свободы. С божьей помощью заветное желание исполнилось. Еще вчера мы были рабы, теперь все равные, и правительство, державшее народ в многовековом рабстве и унижении, рухнуло безвозвратно”. Победу революции трудящие Казахстана встретили с большой радостью, как долгожданную свободу. Жители переселенческих деревень, казахских аулов и городов Казахстана устраивали митинги, отправляли поздравительные приветствия. Так, 22 марта 1917 года рабочие Экибастузских шахт послали свою поздравительную телеграмму в Петербург.

От революции народ ждал радикальных изменений, решения всех волнующих его вопросов. С первых дней революции в Казахстане, как по всей России, происходила смена власти. Свергались прежние царские органы власти, на местах появилась новая власть. Временное правительство, пришедшее на смену царскому правительству, создавало свои исполнительные комитеты. Делая вид, что считается с освободительным движением местных народов, оно назначило комиссарами в Тургайской области А.Букейхана, а в Жетысуйской области М.Тынышбаева. В Ташкенте был учрежден Туркестанский комитет для управления Туркестанским краем во главе Н.Н.Щепкиным. В Омске, Петропавловске, Семипалатинске, Верном, Ташкенте и других городах были образованы Советы рабочих и солдатских депутатов, которые установили большевистскую власть.

И органы Временного правительства, и Советы все вопросы рассматривали через призму общероссийской державы, с позиции удержания Казахстана и всей Средней Азии в составе России. Они проводили новую видоизмененную колониальную политику. Это очень ярко проявилось в стремлении их оттягивать решение земельного вопроса и создание национальной автономии. Не прекращалось преследование участников восстания 1916 г. В трех уездах в районе Иссык-Куля местное население было выселено полностью и на его земли заселены крестьяне-переселенцы. Возвращавшиеся из Китая беженцы подвергались истреблению. М. Тынышбаев выступил против расправы над возвращенцами и организовал им помощь. Казахские демократические интеллигенты, видя все это и потеряв надежду на решение новой властью национальных проблем местного населения, приступили к созданию казахских Комитетов во главе с видными деятелями алашского движения: в Акмолинской области (А. Турлубаев), в Семипалатинской области (Р. Марсеков), в Уральской области (Ж. Досмухамедов), в Жетысуйской области (И. Жайнаков), в Сыр-Дарьинской области (А. Котебаров). Председателем Казахского комитета в Туркестанском крае стал М.Шокай. Казахские комитеты занимались ликвидацией колониального гнета, подбором и расстановкой кадров, организацией продовольственной помощи населению, развитием школьного образования и другими вопросами. Так, например, Акмолинский областной Казахский комитет открыл казахские школы, обеспечил учащихся учебниками и питанием, потратив на это 26720 рублей.

В результате этого в Казахстане, в отличие от внутренних районов России, образовалось троевластие. Если исполкомы Временного правительства и Советы, называвшие себя народной властью, но на самом деле установили в Казахстане новую видоизмененную колониальную власть, то казахские комитеты явились органами зарождающейся казахской национальной государственности. Поэтому исполкомы и советы не поддержали казахские комитеты, препятствовали их работе, хотели подчинить их к себе, а затем упразднить. В Казахстане, так же, как и во всей России, шла борьба за единовластие.

Временное правительство упорно не желало решать вопросы о войне, земле, 8-ми часовом рабочем дне, проблемы угнетенных народов и другие. И это серьезно ослабило его позицию. А советы настойчиво требовали скорее решить эти вопросы и даже приступали к действиям в этом плане, что приводило к усилению их влияния на обездоленные народные массы. Так, например, 24 апреля 1917 г. Семипалатинский совет, обсудив положение рабочих, принял решение, обязывающее администрацию предприятий повысить зарплату рабочим, улучшить их условия труда и жизни, прекратить увольнения рабочих без согласия профсоюзов. 6 мая 1917 г. Верненский Совет решил распустить исполком и передать всю власть городскому самоуправлению. 23 мая 1917 г. Перовский совет вынес постановление об упразднении исполкома. Летом 1917 г. по требованию Советов в ряде городов (Петропавловск, Уральск, Семипалатинск и другие) на промышленных предприятиях был введен 8-мичасовой рабочий день. В апреле 1917 г. в с. Кумашкино Усть-Каменогорского уезда состоялся сход крестьян, на котором они говорили, что раз царя теперь нет, дайте нам больше свободы и землю.

Неспособность исполкомов и советов решить национальные вопросы и развертывание деятельности казахских комитетов активизировали казахское население. Оно требовало возвращения отобранных земель, отказывалось подчиняться российским новым властям. Участились случаи угона скота, потравы посевов, поджога хозяйств крестьян и казаков, избиение чиновников. Так, в мае 1917 г. из Акмолинской области в управление милиции Временного правительства поступали сообщения, что в области отмечены выступления киргизов против отдельных владельцев, которым киргизы предлагают скорее ликвидировать хозяйство и возвратить им землю, разновременно отобранную правительством и розданную в частное владение, “подобный взгляд крепнет в степи”. На усиление борьбы казахов большое влияние оказывали вернувшиеся с тыловых работ рабочие-казахи. Своими рассказами об увиденном и услышанном за время пребывания на прифронтовой полосе они еще больше революционизировали население. Многие из них возвращались с оружием и использовали его в выступлениях против продолжающегося колониального гнета.

Все слои населения потянулись к политике. В больших городах появились различные общественно-политические организации: “Жас казах”, “Жас журек”, “Талап” и т.д. (Их было более 20). Члены этих организаций разделились на два лагеря: одни пошли за демократической интеллигенцией, а другие перешли на сторону большевиков. Казахстан охватила разруха и анархия. Создалась угроза единству и целостности казахского народа, его будущности. Чтобы не допустить этого, надо было решительно бороться за возрождение казахской национальной государственности. Это был единственно правильный путь спасения страны от гибели.

И вот для решения этого и других общенациональных вопросов 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся первый общеказахский съезд. Он рассмотрел 14 вопросов. Среди них самыми главными были вопросы о казахской автономии и о политической партии. Было решено, что казахские области должны получить автономию в составе России. А в отношении партии съезд подчеркнул необходимость ее создания, поручив группе делегатов выработать инструкцию (программу), которая позже была опубликована в газете “Казах”. Все казахские интеллигенты, разделявшие общеалашевские идеи, считали себя членами алашского движения, алашской партии, которая, однако, организационно до конца не была оформлена. В Омске сформировалась партия “Уш жуз”, назвавшая себя социалистической. Она являлась пробольшевистской и вела борьбу с алашевцами за влияние на массы. Социальной базой этой партии, говоря словами С.Сейфуллина, были «голодранцы» Омска. Основная масса казахов поддерживала не “Уш жуз”, а алашевцев, о чем свидетельствуют итоги избрания делегатов на всероссийское учредительное собрание. За представителей Алаш свои голоса отдали в Жетысуйской области 57,5 %, в Уральской и Тургайской областях – 75 %, в Семипалатинском уезде 85,6 %. За алашевцев проголосовали все 700 рабочих Экибастузских шахт. Это свидетельствовало о росте авторитета алашевцев на казахское население. Оно считало их истинными выразителями своих интересов и верило, что только они могут избавить от колониального ига и обеспечить национальное возрождение народа.

Стремление алашевцев к созданию казахской национальной государственности к осени 1917 г., когда в бывших колониальных районах России в Закавказье, Прибалтики, Поволжье друг за другом возникали национальные государства местных народов, усилилось и приняло необратимый характер. В начале октября 1917 г. возникла Сибирская автономия. Лидеры казахской демократической интеллигенции решили войти в ее состав. О том, с какой целью они это делали, писал А.Букейхан: “Мы думали, вначале опираясь на Сибирь, вырваться из петли огромного государства и на первое время создать свою автономию, а затем отделиться”.

Однако ориентация на Сибирь не имела успеха. Вопрос о создании национальной государственности казахов надо было решать в самом Казахстане, созвав для этого новый всеказахский съезд, что и было сделано в декабре 1917 г.

Таким образом, Февральская революция 1917 г., являвшаяся народной революцией против самодержавия за демократическое обновление России, оставила глубокий след в истории страны. Она оказала влияние на угнетенные нерусские народы, в том числе на казахов. Под ее влиянием и в Казахстане нарастало рабочее движение, борьба крестьян-переселенцев за улучшение жизни. Казахский народ боролся за освобождение от колониального ига. Активизировалась деятельность казахской национальной интеллигенции, стремившейся возглавить освободительную борьбу народа.

Февральская революция сыграла значимую роль в политической жизни Казахстана. Но исполнились не все ожидания и чаяния народа. Положение страны все время ухудшалось. И органы Временного правительства, и советы не хотели и не могли решить проблемы, связанные с исторической судьбой казахского народа, особенно вопрос о земле, политических партиях, о создании национальной автономии. Эту миссию возглавила национальная интеллигенция, которая повсеместно создавала казахские комитеты и исполнительные комитеты, проводила съезды, вела наглядную агитацию через публичные выступления в газетах и журналах для повышения политической активности и идейной сознательности народа. Она настойчиво боролась за возрождение национальной государственности казахского народа.

Февральская революция 1917 года позволила национальным окраинам сделать осознанный выбор в пользу демократических перемен и обострила борьбу за национальное самоопределение. Остро стал вопрос о возрождении национальной государственности в Казахстане, что обострило идейные разногласия между отдельными представителями казахской интеллигенции.

 

ТЕМА 11. КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА. УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1917-1920 ГГ.)