В конце XIX века в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад в изучение экономики, географии и истории края.

Освоение восточных районов страны в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО. Основной задачей отдела являлось изучение Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественно – историческом и этнографическом отношениях.

К поэтам «Зар заман» относятся Дулат Бабатайулы,Шортанбай Канайулы , Мурат Монкеулы и другие. Поэзия представителей «Зар заман» по различным параметрам это идейный своеобразный синтез, генетически восходящей к эстетике и творческим традициям жырау эпохи казахского ханства. Идеологически поэзия жырау «Зар заман» самым тесным образом связана с исторической судьбой казахской национальной государственности- Казахского ханства.

Устному народному творчеству казахов посвящены статьи «Предания и легенды большой Киргиз-кайсацкой орды» и другие. Огромный интерес фольклористов вызывает его анализ особенностей импровизаторского искусства акынов, жанров казахских песен, ритмики казахского стиха. Он полностью записал и перевёл на русский язык народную эпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян-сулу», а также часть киргизского национального героического эпоса «Манас».

Чокан Валиханов (1835-1865) начальное образование получил в частной казахской школе, где учился арабскому языку, поэзии, рисованию. Затем учился в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг его общения: ориенталист Костылецкий, историк Гонсевский, исследователь истории народов Сибири и Казахстана Ядринцев, выдающийся географ Потанин, статистик Анненский, известный путешественник Семенов-Тянь-Шанский, а также ссыльный писатель Достоевский. Из кадетского корпуса вышел человек широко образованный, передовых взглядов, свободно ориентирующийся в современной науке и культуре. Дальнейшая его судьба была определена семейной традицией и полученным образованием: российский офицер, разведчик, дипломат, чиновник, выполняющий различные поручения царской администрации.

Выдающимся исполнителем кюев на сыбызгы был Сырмалай. Он сочинил ряд замечательных кюев на сюжеты из эпоса, легенд и сказок. Наибольший интерес представляют его Кюи, написанные на анималические темы: «Коныр каз», «Нар идірген», «Кеныр бука».

Продолжателем эпических традиций в инструментальной музыке выступил выдающийся мастер кобыза Ихлас. Он же сохранил для нашего времени древние мелодии времен Коркыта, создал множество оригинальных произведений, значительно улучшил звучность кобыза.

Выдающийся вклад в инструментальную музыку внес Таттимбет. Он прославился как зачинатель стиля «шертпе кюй». Большинство его кюев философского, лирико-эмоционального характера, по преимуществу он выступает как лирик. Известный поэт А.Танирбергенов писал, что у Таттимбета сочинены сорок кюев : «…Таттимбет – гордость рода аргын. Сорок кюев текли из его пальцев» - писал он.

Сохранилось более шестидесяти кюев Курмангазы – это красочные, стремительные по ритму, очень выразительные кюи. Они стали родоначальниками одной из главных музыкальных традиций Казахстана, отличающиеся красочно-темпераментным характером, экспансивностью. Правда, в этой музыке есть и философские размышления, но все они объединены единством стиля.

Плодотворное влияние на развитие инструментальной музыки XIX века оказало творчество Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Ихласа, Казангапа, Сайтека, Байсерке, Тока, Сармалай. Свои заветные думы, свои горести и радости эти композиторы запечатлели на струнах домбры, кобыза и звуках сыбызгы.

В музыке XIX века сконцентрированы весь творческий талант и духовные силы казахского народа, поистине этот период представляет собой замечательную веху в культурной истории – это своеобразный ренессанс.

Многообразная жизнь народа, борьба его за лучшую долю, стремление к свободе и счастью нашли отражение в музыке XIX века. Композиторы, введя новые художественные образы, новые средства выразительности, породили новаторский дух времени.

С конца XVIII- начале XIX века традиция певцов-сказителей в казахской литературе постепенно начала вытесняться, уступая место индивидуальному поэтическому творчеству.

В устном народном творчестве особое место занимает ораторское искусство казахских биев. Они призывали народ к единению, к согласованной вооруженной борьбе против внешнего врага, к любви, справедливости, честности, уважении. Знаменитые бии казахского народа Толе би, Казбек би, Айтеке би участвовали в политической жизни того времени.

В XVIII веке большое развитие получила профессиональная деятельность певцов, инструменталистов, акынов. Было распространено традиционное исполнительство- сольное пение и сольная игра на музыкальном инструменте. Песни и кюи начинали свадьбы, претворяли совещания аксакалов, отмечали откочевки на жайлау и возвращение в кыстау. Традиционной песней приходили утешать семью в постигшем ее горе, песней также поздравляли с радостным событием. Музыкальные произведения по содержанию и сложности исполнения были различные. Например песни, исполняемые во время трудовых процессов и бытовых ритуалов (свадьба, похороны), колыбельные и детские песни отличались лаконичностью. Одаренность профессиональных музыкальных деятелей выявлялась на специальных айтысах в присутствии многочисленных зрителей. Победителям вручали призы и присваивали уважительные приставки к именам “сал”, “сери”.

Благодаря им в песенной музыкальной культуре сохранились произведения авторов древних времен: кюи “Аксак кулан” и “Жошыхан”, “Кобыланды батыр”, “Камбар батыр”, песенные поэмы “ Козы Корпеш Баян сулу”, “Кыз Жибек” и другие.

В это время жили и творили выдающиеся композиторы: певцы и кюйши, их высоко художественные произведения составили музыкальную классику казахского народа.

В XIX в. в высшей степени развивалась песенная культура казахского народа. Классические образцы народной песни значительно обогатились творчеством Биржан сала, Ахан серы, Мухита, Жаяу Мусы, Жарылкапберды, Сегиз серы. Колоритные и красочные мелодии народных композиторов Казахстана XIX века вошли в сокровищницы национальной духовности. Песенная культура казахов, как и его инструментальные мотивы, имела своеобразные тенденции развития в различных регионах Казахстана.

Во второй половине XIX века в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845-1904).

Абай родился в семье крупного феодала в Чингисских горах Семипалатинской области. Получив домашнее образование в возрасте восьми лет, он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступил в русскую школу. В школьные годы он изучил не только доступные ему произведения писателей и поэтов, но и сам начал писать стихи. Ранние стихи – лирические отрывки, любовные послания, написанные чаще всего под влиянием восточной классической поэзии. Но учебу продолжать ему не удалось. В 80-е годы Абая встретился со ссыльными революционерами, представителями русской революционной интеллигенции. Дружба с Е.П. Михаэлисом, П.Долгополовым, С.Гроссом, помогли ему глубже изучить революционно-демократические идеи. С 1886 года Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру.

После окончания Омского кадетского корпуса (1853) Ч.Валиханов был назначен адъютантом западно-сибирского генерал-губернатора. Во время службы продолжал изучать историю, географию и этнографию Средней Азии и Казахстана, стран зарубежного Востока. В 1856 году участвовал в экспедиции по исследованию территории Киргизии, а также в составлении карт района Иссык-Куля, изучал флору и фауну региона. Поездка в Кашгарию (1858-1859), исследование этого края принесли Ч.Валиханову славу известного учёного. В его капитальном труде «О состоянии Алтышара…», опубликованном в 1861 году, дан историко-географический очерк Кашгарии. Этот труд был воспринят в научных кругах как важное географическое открытие. Во время пребывания в Петербурге Чокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, участвовал в трудах Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. В работах, посвящённых истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока: «Киргизы» (так раньше называли казахов), «Следы шаманства у киргизов», «Киргизское родословие» и др. – был обобщён огромный материал по истории и этнографии казахов, их быте, обычаях, культуре.

Эстетически и духовный облик казахской литературы XIX-го века выглядит неполным без учета поэзии представителей течения «Зар заман», получившей название по одноименному произведению акына Шортанбая «Зар Заман». Эта литература существовавшая на протяжении довольно таки продолжительного времени, по всем своим параметром выглядел идейно содержательным эстетическим явлением. Первыми исследователями этого течения были Х.Досмухамедов, А.Байтурсунов, М.Ауэзов.

Литература «Зар замана» своим содержанием была тесно связана с идеей казахской национальной государственности, с исламской духовной тенденцией, в советский период истории Казахстана она была подвергнута жесткой критике и запрещена.

Во второй половине XIX века на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России.

В 1867 году был создан Оренбургский отдел ИРГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Цели и задачи отдела, по словам Оренбургского генерал-губернатора, заключалась в «изучении производительных сил в крае с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения…»

С образованием в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства г.Ташкент в конце XIX века становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана в феврале 1897 года был создан Туркестанский отдел Русско-географического общества.

Одной из основных задач отдел считал географическое исследование новой территории России. В декабре 1887 года была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии – приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов.

В декабре 1895 года было образовано единственное историко-научное учреждение в Средней Азии –Туркестанский кружок любителей археологии. Цели и задачи кружка: выявление, учет, изучение и популяризация памятников истории и культуры Южного Казахстана и Средней Азии. Члены Туркестанского кружка любителей археологии проводили на юге Казахстана археологические раскопки и публиковали их результаты в научных изданиях. Деятельность членов кружка находилось под пристальным вниманием Восточного отделения Русского археологического общества. Находки и открытия членов кружка заинтересовали виднейших русских востоковедов и археологов, которые использовали их в своих трудах.

Изучением Казахстана занимались научные учреждения центра страны. Казахская проблематика занимает видное место, особенно в конце XIX века, в деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.