Восстания казахов в начале Х1Х века

Природно - климатические условия отражались на всем складе хозяйственной жизни. Казахи разводили лошадей, верблюдов, баранов, коров и коз. Характерной особенностью кочевого скотоводческого хозяйства являлось его подвижность (жайлау, куздеу, кыстау, коктеу). К началу XIX века между отдельными родами, в основном, установилось распределение кочевых путей, летних пастбищ и зимовок.

Жузы представляли собой своеобразные историко-географические области. В начале XIX века территория Младшего жуза занимала земли Западной части Казахстана, начиная от низовьев Сыр-Дарьи до рек Яик и Тобол и проживали здесь 25 племен, объединенных в три больших союза: Алимулы, Байулы, Жетыру. Среднему жузу принадлежала территория, начиная от Китайской границы на востоке до Тургайской впадины на западе, и от Ташкента до юга Сибири и проживали – аргыны, найманы, керей, уак, кыпшак, коныраты. Старший жуз занимал территорию Семиречья, Юго- Восточного и Южного Казахстана, населенные древними племенами: канглы, дулат, албан, уйсуни, жалаир, шапрашты, ысты, ошакты, сыргели.

При Абылай хане (1771-1778 гг.) Казахское ханство было сильным, независимым и централизованным государством. После его смерти оно окончательно распалось на три жуза (ханства, орды) и представляло собой раздробленное государство. В каждом жузе были провозглашены ханы, которые не желали подчиняться преемнику Абылай хана – Уали хану (1781-1819 гг.).

Казахское ханство в конце XVIII-нач. XIX вв. Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах

ТЕМА 8. УТРАТА КАЗАХСТАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ. ВОССТАНИЯ И ВОЙНЫ ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

 

1. Казахское ханство в конце XVIII –нач. XIХ вв. Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах

2. Восстания казахов в первой половине Х1Х века

3. Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова

4. Военные действия царизма по завершению завоевания Юга Казахстана

 

Пастбищно-кочевая система хозяйства казахов носила экстенсивный характер. К началу XIX века, переход казахов к сенокошению придал определенную устойчивость скотоводческому хозяйству, усилив его сопротивляемость неблагоприятным, природным условиям. Развитие торговых связей казахов с пограничным русским населением, отдельные виды скота стали приобретать особое значение.

В XIX веке получило значительное развитие у казахов и земледелие. В Старшем жузе земледелие существовало издавна. К 30-м годам XIX в. земледелием стала заниматься кроме бедноты и более имущая часть казахов. Казахи Старшего жуза, жившие в Семиречье, около озера Балхаш и реки Или, выращивали просо, пшеницу, ячмень и собирали «великолепные урожаи… благодаря искусственному орошению».

В Младшем жузе «хлебопашеством занимались казахи жившие в районе рек Тургая, также по долинам всех рек, впадающих в Урал, по Эмбе, Иргизу, Тургаю, Тоболу и их притокам».

В Среднем жузе, к 40 годам XIX века значительная часть казахов, главным образом жатаки и байгуши, жившие близ пограничной линии, также повсеместно начали переходить к земледелию. Особенно в Кокчетавском, Акмолинском, Баян-Аульском округах и в районе Сыр-Дарьи. Размеры посевов пшеницы, ячменя, овсы, проса были значительными.

Земледельческие орудия были примитивными: деревянные омачи, железные кетмени и редко-железные плуги.

Казахи, жившие по берегам Сыр-Дарьи и р. Тургай и Иргиз, занимались бахчевым хозяйством, огородничеством. Выращивали арбузы, дыни, лук, морковь, тыкву, кукурузу и др.

Казахи издавна занимались также охотой, причем особенно доходной была охота на лисиц и корсаков. Пушнина шла на собственные нужды и на продажу русским купцам. Беднейшая часть казахов – жатаки и егынши занимались рыболовством. Ловили рыбу специальной сеткой (ау), черпалкой (сузгуш).

В хозяйстве казахов значительное место занимали различные ремесла, было развито кожевенное производство и изготовление пороха, красок, резьба по дереву и кости, обработка металла и шерсти. Особо ценились мастера по изготовлению кибиточных решеток и остовов юрты-кергеши. Казахи сами делали из железа предметы домашнего обихода и некоторые орудия производства- косы, серпы, наконечники сох. Из серебра выделывали ювелирные изделия. Изготавливались все виды холодного оружия и ружья. Казахские женщины искусно изготавливали кошмы, ковры, вышивки, тесьму, войлочные шапки, шубы, обувь и др.

В основном ремесленные изделия сбывались казахами на внутреннем казахском рынке, только потребность в промышленных изделиях, первую очередь в предметах широкого потребления, вовлекали казахов в товарный обмен с соседними странами. В первой половине XIX века в Казахстане получила широкое развитие меновая торговля казахов с Россией. Главными пунктами торговли были Оренбург, Троицк, крепости Петропавловская, Пресногорьковская, Омская, Семипалатинская и Уральск. Торговля России с казахами производилась с помощью татарских купцов или приказчиков, знающих казахский язык. Ввоз преобладал над вывозом. Вывозились: скот и животноводческое сырье, ввозились: сукно, холст, чай, сахар, табак, посуда, лекарства и др. Казахстан стал превращаться в сырьевую базу России и рынок сбыта российских товаров самого низкого качества.

Постепенно стала развиваться внутренняя торговля, которая в основном носила обменный характер. Обменная торговля происходила не только между родами, но и между казахами отдельных жузов. Местами торговля велась за деньги.

С развитием меновой торговли в Казахстане широкое распространение получили ростовщические операции. Купцы и сибирские казаки «развозили товары в кредит киргизам, обмеривая и обвешивая их при этом».

Среди казахов стали появляться торговцы, которые организовали специальные торговые товарищества и ссужали деньги в долг под ростовщические проценты.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало появлению батрачества. Большинство казахов, уходивших на заработки, работало на рыболовных промыслах и нанималось к зажиточным линейным жителям. Только незначительная часть работала в горнозаводской промышленности (в золотых прийсках, каменноугольных копях Баянаула и на Каркаралинском свинцовом руднике). Положение работников казахов, нанимавшихся в при линейные русские хозяйства, было тяжелое, так как они редко получали плату за работу, поэтому попадали в кабалу своих хозяев.

Изменение хозяйственных условий не могло не повлиять и на социальные отношения казахов. До XVIII века ханы и султаны являлись «белой костью» и занимали господствующее положение в общественно-политической жизни казахов. Ханом мог избираться только представитель «белой кости». Звание султана могли носить лишь чингизиды. В первой половине XIX века «белая кость» уже была неоднородной. Причины: рост имущественного неравенства среди чингизидов и политика царского правительства. Уставы 1822 и 1824 года лишили чингизидов своих привилегий. Исключение составили султаны-правители и старшие султаны (ага султаны), перешедшие на царскую службу и получившие от правительства потомственное звание дворянства. Потомки «белой кости» слились с остальной массой.

Привилегированное положение в казахском обществе в конце XVIII –нач. XIX в. занимали родовые старшины – бии. Они являлись хранителями и толкователями норм обычного права. Наравне с ханами и султанами разбирали судебно-исковые дела и участвовали в дележе доходов, в процессе концентрации общинных земель. В начале XIX века родовая знать и султаны уже не ограничивались правом распоряжаться лучшими зимовыми стойбищами и сенокосными угодьями рода. Они стали захватывать их в частное владение. Захватом лучших общинных земель занималось и царское правительство. Это все привело к нарушению традиционно установившихся кочевых маршрутов основных казахских родов, что послужило одной из причин кризиса пастбищно-скотоводческого хозяйства, изменившего структуру хозяйства казахов. Рядовые казахи должны были платить налоги. С земледельческих районов регулярно собирали налоги-ушур (1/10 часть урожая) со скотоводческих –зякет (сбор с количества скота, из которого сороковая часть должна отделяться хану). До XIX века право собирать зякет принадлежало только ханам. После ликвидации ханской власти в 20-х годах XIX века, право сбора зякета перешло к султанам и отчасти биям. В I половине XIX века эти два налога стали собирать регулярно и они были обязательными. К ним присоединялись натуральные повинности-согым, сыбага и другие характерные только для скотоводческого хозяйства повинности.

В I половине XIX в. выросло количество обедневших и обнищавших казахов вынужденных искать заработки у своих богатых родичей или у русских-казаков, крестьян или промышленников. Бедняки –казахи –консы, различались по роду занятий – егынши, джатаки, байгуши, бактачи.

К господствующей группе относилась также мусульманская знать, в лице ходжей, мулл. Ходжи считали себя потомками первых последователей Мухаммеда. Как представители духовного звания , освобождались от податей и подлежали только суду султанов.

Привилегированное положение занимали тарханы. Звание это давалось в XIX веке русскими властями, во Внутренней (Букеевской) орде- ханом, за их особые заслуги перед государством. Впервые звание тархана было пожаловано биям Я. Сегирбаеву и Я. Саламысову «за их усердную службу при походе с миссиею в Хиву» в 1821 г. военным губернатором графом Эссеном. В 1743 г. указом императрицы Елизаветы звание тархана было пожаловано батыру Жанибеку. Звание тархана могло быть наследственным или личным. В XIX веке тарханы особым преимуществом не пользовались, они только были освобождены от платежа налогов. Количество тарханов к 60 годам XIX века не превышало 20 человек и институт тарханства стоял на грани исчезновения.

Следующей категорией, игравшей видную роль в общественно-политической жизни казахов, были батыры. Батыры первоначально были военачальниками племен, родов, затем они стали играть равную с родовой знатью роль в общественной жизни, связанную с изменениями в социальных отношениях казахов и расслоением кочевой общины. Большую роль в возвышении социальной роли батыров сыграли войны казахов с джунгарами, а затем со среднеазиатскими завоевателями, в процессе которых батыры становились ведущей фигурой в обществе и делили, а иногда пользовались, всеми правами родовой знати.

К середине XIX века видную роль в казахском обществе стала играть новая социальная группа –байство, тесно связанная с развитием товарно-денежных отношений.

Среди казахов появляется целый ряд баев, ведущих крупные, торговые и ростовщические операции. Они не только торговали, но и охотно давали за проценты в кредит деньги другим. Баи выходили как из среды султанов, так и родовой знати, но в большинстве своем из среды знатной «черной кости».

Баи нанимали работника за определенную плату на договорных началах. Они также занимались караванной торговлей. Иногда баи сами служили в качестве караван – баши и торговали в казахской степи, но в большинстве случаев они своих верблюдов предоставляли рядовым казахам и за это получали с них известную плату. Бай за отдачу своих верблюдов под караванную торговлю плату получал деньгами, иногда товарами. Байство возникшее в нач. XIX века, было новым явлением в экономической жизни казахов.

Существование байгушей, егынши, джатаков и бактачей свидетельствует о резкой социальной дифференциации внутри казахского общества, еще больше усилившиеся в связи с активной колониальной экспансией царизма в Казахстане.

В I половине XIX века в казахском обществе была такая категория людей, как рабы-кулы, но они не играли существенной роли в жизни казахов и стояли на грани своего исчезновения. Рабы приобретались, главным образом, на войне, реже-путем купли на рынках. Рабство носило у казахов домашний характер. К 60-м годам XIX века сохранилось в преданиях. В дальнейшем, потомки рабов стали полноправными членами общества или превратились в тюленгутов.

Тюленгуты в XVIII веке являлись по преимуществу военными слугами хана и султанов. Нередко они выполняли и ответственные дипломатические поручения. Изменения в социальном положении тюленгутов в XIX веке были связаны с упадком казахской государственности. Тюленгуты служили в качестве дружинников, личных телохранителей своего хозяина.

В I половине XIX века большинство тюленгутов состояли из разорившихся казахов. Если в XVIII веке тюленгутов могли иметь только потомки белой кости-султаны, то в I половине XIX веке султаны начали терять своё исключительное право на владение тюленгутами. Теперь тюленгутов могли иметь и представители родовой знати - бии и старшины.

В конце XVIII –нач. XIX века казахское общество распадалось на две противоположные категории: с одной стороны, знать-султаны, бии, баи, батыры, с другой – рядовые казахи- шаруа, в том числе наиболее обездоленные из них: байгуши, егынши, жатаки и бактачи.

Если в начале XIX века экономическое развитие казахского общества шло по линии разложения казахской общины и изменения отношений среди различных категорий общества, то патриархально-родовой быт еще не претерпел особых изменений в области идеологии, быта и в организации общественной жизни казахов. Если раньше аксакалами звали людей преклонных лет и обращались к нему за советом, то в I половине XIX века аксакалом стали звать всякого человека, наделенного властью: султанов-правителей, ага-султанов.

Царское правительство прекрасно зная внутри и внешне политическую обстановку Казахского ханства, формально сохраняя ханскую власть, начинает вмешиваться во внутренние дела казахов. Так в 1781 г. Уали был утвержден ханом Среднего жуза (1781-1819 гг.), затем в 1812 году был назначен второй хан – Бокей (1812-1815 гг.). После смерти Уали хана в 1819 году, новые ханы в Среднем жузе не назначались.

Российская администрация старалась удовлетворять просьбы или жалобы султанов и родовых управителей на своих ханов и на Уали хана, занималась разработкой мер, касающихся политической, судебной и духовной жизни казахов. Россия готовилась к колонизации Среднего жуза и ликвидации ханской власти в казахской степи.

В Младшем жузе, в конце XVIII – нач. ХІХ вв. ханская власть была слабой, Россия настойчиво пыталась расширить колонизацию казахских земель, вытеснить с политической арены потомков Абулхаир хана и уничтожить ханскую власть в Младшем жузе.

Россия торопилась ликвидировать ханскую власть и использовала любые средства, как: натравление друг на друга влиятельных ханов, биев, батыров, старшин или их подкуп, также обман, хитрость, иногда и силу.

Если территория Среднего и Младшего жузов в конце XVIII – нач. ХІХ вв. оказалась под влиянием Российской империи, то территория Старшего жуза в этот же период попала под власть Кокандского ханства. Казахи сначала потеряли присырдаринские города, затем и всю территорию Старшего жуза.

Таким образом, к концу XVIII – нач. ХІХ вв. Казахское ханство не являлось единым, централизованным государством, оно было разделено на: Старший, Средний, Младший жузы и Букеевское ханство, в каждом из которых были свои правители. К началу ХІХ века ханы окончательно потеряли власть над своей территорией и стали зависимыми от России и Кокандского ханства.

В связи с обострением англо-русского соперничества 20-30-ые годы ХІХ в. для царизма первоочередной задачей стало закрепление в Казахстане и Средней Азии. Стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, Среднеазиатскими ханствами и Китаем ускорило процесс колонизации казахских земель. Если к началу ХІХ века Казахстан подчинялся России только номинально и не целиком, то в 1822-1824 гг. с принятием Уставов и ликвидацией ханской власти на территории Среднего и Младшего жузов, Казахстан превращается в колонию Российской империи. “Устав о сибирских киргизах” (1822 г.), автором которого является Сибирский военный губернатор М. Сперанский, охватывал территорию Среднего жуза. “Устав об оренбургских киргизах” (1824 г.), автор – Оренбургский военный губернатор П.Эссен, распространялся на территорию Младшего жуза.

По “Уставу о сибирских киргизах” (1822 г.) территория Среднего жуза переименовывалась в “область Сибирских киргизов” и подчинялась Западно-Сибирскому генерал-губернаторству, центр которого первоначально находился в Тобольске, а с 1839 г. в Омске. Таким образом упразднилась ханская власть. Казахи, проживавшие в Юго-Западной Сибири, были объединены во внутренние округа, остальные казахи Среднего жуза составляли внешние округа. К 1838 г. были образованы 7 внешних округов:

1) Каркаралинский (1824); 2) Кокчетавский (1824); 3) Аягузский (1831); 4) Акмолинский (1832); 5) Баянаульский (1833); 6) Кушмурунский (1834); 7) Кокпектинский (1838).

Округа делились на волости и аулы.

Западно-Сибирское генерал-губернаторство возглавлял генерал-губернатор, которому подчинялась область сибирских киргизов. Во главе округов стояли окружные приказы и управление ими было возложено на старшин султанов (ага султаны), которые избирались собранием султанов на три года. В округа входили от 15 до 20 волостей. Волостями управляли волостные управители – султаны. Султаны, не управлявшие волостями, сохраняли прежнюю сословную принадлежность, но им строго запрещалось вмешиваться в управление любого уровня. Волость составляли от 10 до 12 аулов. Аулы возглавляли аульные старшины, каждый аул объединял в себе от 50 до 70 кибиток. Казахам разрешалось кочевать только в пределах своего округа. Для того, чтобы перейти от одного округа в другой необходимо было получить разрешение местного начальства.

Введение нового административного деления подрывало традиционные земельные отношения казахов – рушилась родовая община. Также этому способствовало выделение земли старшим султанам (от 5 до 7 кв. верст), заседателям (2 кв. версты), волостным султанам (1 кв. верста), переводчикам, казакам (15 кв. верст). Выделялись земли удобные для земледелия, пчеловодства, скотоводства и др. и если земля использовалась по назначению, то владелец ее мог претендовать на право собственности на землю.

По желанию царского правительства, земли казахов Среднего жуза перекраивались, делились, передавались из одного подчинения в другое. Так, Омская область отошла к Тобольской губернии, Семипалатинский и Усть-Каменогорский уезды были переданы Томской губернии.

По Уставу 1822 г. были внесены изменения в судебные дела. Суд был разделен на три категории: 1) уголовные дела (государственная измена, грабеж, барымта, неповиновение властям); 2) исковые (второстепенные дела, решаемые биями “по киргизским обычаям и законам”); 3) по жалобам на областное управление (жалобы казахов на султанов, биев, волостных и др.).

Устав ввел налоговую систему – каждое хозяйство должно было платить правительству налог в размере одной головы со 100 голов скота. Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Казахи должны были нести повинности: охрана караванов, гужевая, почтовая, наблюдение за путями сообщения.

Специальный параграф Устава устанавливал статус старших султанов, султанов – волостных управителей и заседателей окружных приказов как государственных чиновников: старший султан в год получал 1200 руб., заседатели окружных приказов – российские – по 1000 руб., казахи – по 200 руб., переводчики – 800 руб., волостные султаны – по 150 руб. и др.

По Уставу казахам разрешалось свободно сбывать свои товары как внутри своего округа, так и за его пределами. Отдельные статьи Устава предусматривали распространение грамотности.

Также отмечалось, что введение реформы должно быть постепенным, последовательным и в зависимости от средств областного правления.

В 1838-1856 гг. были приняты несколько “Положений...”, которые регулировали управление областью сибирских киргизов и способствовали дальнейшему продвижению колониальной администрации в глубь казахских степей.

Недостаточное знание правительственными чиновниками местных условий, стремление администрации ускорить процесс ликвидации ханской власти в Среднем жузе и введение новой структуры управления в степи повлекли за собой раскол в казахском обществе и антиправительственные настроения. Казахский народ встал на защиту своих интересов и в течении всего ХІХ века на всей территории Казахстана произошли национально-освободительные восстания.

В 1824 г. была проведена еще одна реформа в Казахстане, которая охватила территорию Младшего жуза, известного как “Устав об оренбургских киргизах”. По Уставу в Младшем жузе ханская власть упразднялась, территория подчинялась Оренбургскому генерал-губернаторству и была разделена на три части: Западную, Среднюю и Восточную. Во главе частей стояли султаны – правители. Первыми султанами правителями были: Каратай Нуралыулы, Темир Ералыулы, Жума Кудаймендыулы. При султанах – правителях находились казачьи отряды в 200 казаков, “глаза и уши” России. Султанам – правителям полагалось жалованье 1200 руб. в год.

По Уставу 1824 г. также была создана пограничная комиссия, которая состояла из председателя, четырех советников и четырех заседателей из состоятельных казахов.

В отличие от Устава 1822 г. все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном – правителем, не выбирались, а назначались Оренбургским генерал – губернатором по рекомендации Пограничной комиссии.

С 1831 г. стали организовываться дистанции, затем старшинства. В Западной части – 8, в Средней – 20, Восточной – 28 дистанции.

В 1837 г. была введена кибиточная подать – по 1 руб. 50 коп. серебром в год с каждой кибитки. От уплаты подати освобождались старшины, султаны, (занимавшие должности) и муллы.

В 1844 г. было принято “Положение об управлении Оренбургскими киргизами”, которое вводило должности попечителей из русских чиновников, обязанных контролировать действия местной администрации. Аулы потеряли самостоятельность, не учитывались родоплеменные деления казахов.

В начале XIX века, царская Россия, чтобы укрепиться в Казахстане и превратить его в свою колонию, ликвидировала ханскую власть и ввела русскую систему административно-территориального управления. Сначала казахи Младшего жуза управлялись через пограничную комиссию, а казахи Среднего жуза подчинялись пограничному управлению, затем в 1822-1824 гг. Российская империя приняла Уставы об управлении казахами Младшего и Среднего жузов, проживавших на территории Оренбургского и Сибирского ведомства. Эти и последующие реформы 30-50-х гг. ХІХ века создали условия для дальнейшей колонизации казахских земель. К началу 60-х гг. ХІХ века все казахские земли были подчинены Российской империи и приняты новые законы, более унифицированные и приближенные к системе управления в России.

Таким образом, в конце XVIII-начале XIX вв. казахская степь переживала крупный политический кризис. После смерти Абылай хана Казахское ханство вновь распалось. Социально-экономическая обстановка в казахских жузах, стала ухудшаться, ослабла власть ханов. Они неохотно подчинялись централизованному управлению. Такое положение в казахских ханствах было опасным и привело к тому, что Кокандское ханство подчинило своей власти всю территорию Старшего жуза, а Российская империя в 1822 и 1824 годах приняла законы, которые ликвидировали ханскую власть в Среднем и Младшем жузах, а последующие указы и положения привели к окончательной потере казахской государственности. «Реформы 1822 и 1824 годов не способствовали покорению киргизов, а только усилили их гнев». Подтверждение этому – национально-освободительные восстания казахов в XIX веке, на всей территории Казахстана.

 

В конце XVIII нач. XIX вв. на территории всех трех жузов и Букеевского (Внутреннего) ханства происходят национально-освободительные восстания которые возглавляли батыры, бии, старшины, султаны и ханы. В этот период усиливается колониальная политика царизма в Казахстане, одним из направлений которой являлись: ослабление власти потомственных ханов, оттеснение родовой знати, внесение раздоров в султанские семьи, выдвижение безвольных и возвышение недостойных в народе людей, использование международных конфликтов и натравливание родоначальников друг на друга. Поэтому многочисленные восстания казахов в XIX веке возглавляли ханы, султаны, бии, т.е. казахская знать.

Так, после поражения восстания Сырыма Датова (1773-1797) и прекращения движения Сапуры Матенкызы (1775-1776), в Младшем жузе произошли восстания под руководством султана Каратая (1806-1816), Арынгазы хана (1816-1820), Каипкали султана (1827-1829). В 1797-1805 гг. в Младшем жузе ханом был Айшуак. Ханский Совет, образованный по инициативе Сырыма Датова, фактически не обладал властью. Назначенный царским правительством ханом Младшего жуза султан Айшуак не устраивал большинство султанов.Среди недовольных был и султан Каратай – второй сын хана Нуралы, который еще при жизни Нуралы хана, управлял многочисленным поколением Байулы. Султаны рода Абулхаирова и старшины объединившись вокруг Каратая, обратились с письмом-прошением к Оренбургскому военному губернатору О. Игельстрому с просьбой о поддержке кандидатуры Каратая на ханскую власть. Но царское правительство боялось усиления ханской власти в Младшем жузе, поэтому ханом был назначен Айшуак, влияние которого среди султанов было незначительным.

Султан Каратай не мирился с этим назначением и разъезжал по аулам Младшего жуза и агитировал казахов на новые выборы. В 1805г. вместо хана Айшуака назначается новый – его сын Жанторе. В 1806 году на берегу р. Хобда был созван съезд старшин, который выразил недовольство новым назначением царского правительства и объявил ханом Младшего жуза султана Каратая. Каратай вынужден был вступить на путь вооруженной борьбы против Жанторе и царского правительства. В ходе борьбы Каратай захватил все транзитные караванные отряды, под руководством Герценберга и Бородина. Казахи произвели набеги на военные укрепления русских по всей Нижнеуральской линии.

В 1809 году он решается на убийство Жанторе. Преследование царского правительства и месть со стороны родственников убитого хана, заставили Каратая покинуть родные места и перекочевать в пределы Хивы.

В 1812 году ханом Младшего жуза был утвержден Шергазы-сын Айшуака, который при поддержке русских войск совершил нападение на султана Каратая. В ответ Каратай призвал всех казахов выступить против Шергазы хана и русских. Однако, переговоры с Оренбургским губернатором Н. Эссеном, помирило Каратая с русской администрацией и он прекратил борьбу. Авторитет Каратая среди казахов Младшего жуза стал резко падать. Каратай постепенно отошел от освободительных идей и перешел на службу царской администрации, которая не скупилась на подарки и обещания. Так закончилось выступление султана Каратая, направленное против политики царского правительства, с целью остановить проникновение в степь русских войск и возобновления былой свободы и независимости казахов Младшего жуза. Движение Каратая охватило период - 1806-1816 гг. Превосходство русских войск в вооружении и численности, обещания и подарки царской администрации вынудили Каратая прекратить борьбу. Впоследствии (в 1824 г.) он был назначен султаном-правителем Западной части Орды. На политической арене Младшего жуза появилось еще одна яркая личность – Арынгазы.

Арынгазы был правнуком известного султана Младшего жуза Батыра и внуком хана Каипа. Отец Абулгазы был избран ханом присырдарьинских казахов. Воспитание Арынгазы получил, живя в Средней Азии, так как ханы Каип и Абулгазы были одновременно ханами Хивы. Арынгазы был сторонником ханской власти, мусульманской культуры, шариата.

В апреле 1816 г., после ухода с политической деятельности Каратая, съезд родоправителей избрал ханом Арынгазы. В эти же годы Арынгазы удалось прекратить междоусобицу, для чего он ввел новую форму управления – деятельность жасаулов, представителей хана на местах. Кроме традиционного суда биев, Арынгазы ввел суд казиев, основанный на нормах шариата.

С 1816 по 1821 г. Арынгазы вел борьбу с хивинцами, но противостоять против регулярных набегов хорошо вооруженных и многочисленных войск удавалось с трудом.

Азиатский комитет Министерства иностранных дел не поддержал прошение об утверждении ханом Арынгазы считая, что поддержка его опасна для России, так как стремилась уничтожить всякую государственность в Казахстане. Арынгазы пытался противостоять Хиве и получить помощь от России. Главной целью его деятельности было создание единого ханства.

Ему удалось упорядочить сбор налогов в подвластных землях. Были введены специальные налоги на содержание жасаулов и кази. От налогов освобождались некоторые особо отличившиеся перед государством люди.

В 1820 году хивинцы вновь напали на казахов. Разгрому подвергся аул Арынгазы, были убиты его братья, мать и сестры захвачены в плен. В этих условиях Арынгазы решил пойти на сближение с Россией. В этом же году Арынгазы сопровождал русское посольство в Хиву. Но результаты переговоров расстроили планы русского правительства и в 1821 г. он был приглашен в Петербург, якобы для переговоров о признании его казахским ханом. Был задержан, сослан в Калугу, где умер в 1833 году, в возрасте 55 лет.

В 20-30-х гг. XIX в. произошли восстания под руководством Саржана Касымова и Жоламана Тленшиева.

Батыр Жоламан Тленшиев впервые выступил в 20-х гг. XIX века во главе Табынского рода против царских чиновников, отобравших у его рода Ново-Илецкий район, богатый пастбищами, реками и соляными копями для проведения нового тракта. Казахи по мере постройки укреплений, вытеснялись из своих земель.

Ново-Илецкая линия состояла из 29 укреплений. Лучшая часть земель – 7 тыс. десятин в районе рек Урала, Илека, Бердянки и Курата правительство стало заселять крестьянами и казаками Оренбургского и Уральского войск. Захват земель и послужил причиной восстания Жоламана. Вначале Жоламан батыр хотел решить вопрос о земле мирным путем, по справедливости. Писал письма Оренбургскому военному губернатору Эссену в 1822 г., 6 авг. и 3 сент. 1823 г., в которых он напоминал, что казахи до 1810 года владели этими землями беспрепятственно, но после того, как Россия заняла р. Илек, воздвигла форпосты и издала запрещение пользоваться ими, казахи Младшего жуза терпят нужду и лишения, поэтому просит его убрать все военные укрепления по Ново-Илецкой линии, разрешить вернуться «из Санкт-Петербурга посланников наших», требует освобождения казаха Тюленбая Кундукова, осужденного на поселение в Сибирь и находящегося в Оренбурской тюрьме в обмен на освобождение, находившегося у него в плену есаула Падурова.

Письма остались без ответа, отряды Жоламана стали нападать на пограничные заставы, кочевья султанов-правителей, военные укрепления. Карательные отряды преследовали батыра и его воинов, но безуспешно. Ему приходилось вести борьбу с отрядами царского правительства и хана Шергазы, принимавшего активные участие во всех операциях против него.

Широкий размах получило восстание в 1835 году, когда на борьбу поднялись казахи Джагалбайлинского, Жаппаского, Алчинского, Аргынского, Кыпчакского родов которые потеряли земли по Ново-Илецкой линии между Орском и Троицком, всего более 10 000 кв. км. земли. Потеряв свои земли они вынуждены были кочевать близ пограничной территории, еще и платить за это. Свой протест казахи выражали частыми набегами на прилинейные укрепления, торговые караваны и на аулы султанов-правителей.

Когда началось восстание казахов Среднего жуза во главе с Кенесары Касымовым, Жоламан Тленшиев призывал всех казахов Младшего жуза присоединяться к восстанию Кенесары.

Таким образом, Жоламан батыр, в 20-30-ые годы XIX в. возглавил восстание, направленное на возврат отобранных царским правительством казахских земель Младшего жуза, призывал присоединиться к восстанию Кенесары Касымова и объединить силы всех казахов для борьбы за свободу и независимость.

Борьба за землю, за потерянные пастбища, стремление к возрождению Казахского ханства – основные причины восстания под предводительством Саржана Касымова. Введение в жизнь «Устава о сибирских киргизах» 1822 года, затем агитационная работа по разъяснению сути закона, а с 1824 года появление в Каркаралинском уезде экспедиции полковника Броневского послужили толчком к восстанию Саржана Касымова. Стихийно восставшие казахи стали собираться в районе Каркаралинских гор. Во главе восставших масс Каркаралинского и Кокчетавского приказов, которые были созданы в февр. 1824 г., стал брат Кенесары Касымова – султан Саржан, который с 1824 по 1836 гг. вел борьбу с царскими чиновниками и ага-султанами. Саржан требовал уничтожения приказов, увод войск из казахских земель и возвращения казахам былой вольности.

В 1825-1826 гг. к нему присоединились казахи Хожанского, Талинского, Айдабульского и Байдавлетовского родов, Каракисевской, Уйсуновской, Джагалбайлинской и Чоровской волостей.

В августе 1826 г. Саржан Касымов со своим отрядом предпринял поход на Каркаралинский приказ. Разгром приказа был предотвращен благодаря своевременному прибытию отряда под командой сотника Карбышева. Плохо вооруженные казахские отряды вынуждены были отступить. Были схвачены ряд боевых соратников Саржана Касымова.

К началу 1832 г. он в месте с братьями Есенгельды и Ержаном напал на аулы биев Каркаралинского уезда, верно служивших России. Для преследования Саржана был направлен отряд сотника Потанина. В районе урочища Сулу-Коль произошло сражение. Не выдержав натиска отряда Потанина, отряд Саржана отступил. Неудача побудила Саржана в том же 1832 году обратиться к Ташкентскому кушбеги с предложением о заключении союза для совместной борьбы против царских властей. Западно-Сибирский генерал-губернатор Вельяминов собрав несколько отрядов смог подавить сопротивление. Но Саржан не прекращал борьбу. В течении 1833 г. с небольшим отрядом неоднократно нападал на аулы подвластных царской России султанов и биев, а также на торговые караваны, пикеты и разъезды. Пытался объединить разрозненные силы казахов Старшего жуза и при сырдарьинских степей для совместной борьбы с Россией, привлечь на свою сторону казахов, подвластных Ташкентскому кушбеги.

В 1836 году Ташкентский кушбеги узнав об этом, злодейски убил Саржана, Есенгельды, Ержана Касымовых и 20 джигитов-сарбасов, приехавших к нему для переговоров по его же просьбе. Надежды царской России на то, что со смертью Саржана Касымова прекратятся волнения в степи, не оправдались. 1837-1847 гг. большинство населения казахских жузов приняло участие в национально-освободительной войне под руководством Кенесары Касымова.

В 1821 г. под предводительством Тентек-торе произошло восстание казахов Старшего жуза против Кокандского господства. Количество повстанцев достигло 12 тысяч человек. Восставшие заняли города Сайрам, Чимкент, Аулие-Ата, осадили несколько крепостей. В восстании приняли участие казахи, населявшие окрестности Туркестана, Чимкента, Сайрама и Аулие-Аты. Кокандцы вынуждены были принять экстренные меры. Против повстанцев было выслано войско во главе с Абул-Калым-Аталыком. Тентек-торе разделил свое войско на две части. Одна часть во главе с Тентек-торе закрылась в крепости Сайрам, другая – в крепости Чимкент. После продолжительной осады повстанцы сложили оружие. Тентек Торе вынужден был сдаться и согласиться ежегодно, платить Коканду пошлину или подорожную подать, зякет и направить в Коканд своего сына с подарками.

Причинами неудач антикокандских выступлений казахов Старшего жуза были: военное превосходство кокандцев, разрозненность выступлений, отсутствие единства в рядах восставших, попытки опереться на помощь Бухары, недостаточный авторитет руководителей восстаний среди казахов. Эти выступления были направлены против насилия, грабежа и произвола кокандских властей, казахи боролись за свободу и независимость.

В 1822 г. на Кокандский престол вступил малолетний сын Омар хана – Мадали хан (Мухамед Али) (1822-1842), при котором усилилась роль Кушбеги, самостоятельно правивших отдельными областями ханства и Ташкентом. Завоеванная часть территории Старшего жуза и территория присырдарьинских казахов, вместе с г. Ташкентом были отданы Ташкентскому Кушбеги за ежегодную уплату 20 тыс. червонцев. Налоговый гнет еще больше усилился. В последующие годы в Кокандском ханстве царили распри в верхах и это привело к еще большим страданиям и бедствиям казахского народа. При Худояр хане (1845-1875 гг.) тяжелый гнет испытывали не только казахи, но и местное трудовое дехканство. Угроза потери независимости росла как со стороны Российской империи, так и Коканда и Хивы.

Особенно опасны были значительные передвижения русских войск на юг Казахстана, что в конечном итоге привело в 40-60-ые годы XIX к подчинению территории Старшего жуза России.

Борьба казахов Старшего жуза за свободу и независимость была долгой, трудной и безуспешной. Казахи Старшего жуза были подчинены кокандской власти, а казахи Младшего и Среднего жузов – царской России, которая в соперничестве с Англией и Среднеазиатскими ханствами использовала все методы и средства для установления своей власти в Казахстане и далее Центральной Азии.

Восстания казахов Старшего жуза против кокандцев были по характеру национально-освободительными. Протесты казахов начались сразу же после образования Кокандского ханства (1810 г.) и утверждения их власти над территорией казахов Старшего жуза. Грабеж, насилие, произвол кокандских властей продолжались до захвата территории среднеазиатских ханств царской Россией. Тяжелый гнет кокандских властей продолжили власти царской России.

В 20-30-ые годы XIX века произошли восстания не только в Старшем жузе, но и в Младшем и Среднем жузах. Направлены были они против колониальной политики Российской империи. Но силы были неравны. Противостоять регулярной, хорошо обученной армии русских казахам было трудно. Все восстания проходившие в начале XIX веке потерпели поражение. Но казахи не сдавались, они продолжили борьбу за свободу и независимость в 30-40 –ые годы и во второй половине XIX века.

В 1836-1838 гг. в Букеевском ханстве созданном Российской империей как Внутренняя Орда – государство, расположенное за пограничной линией, “внутри” Российской империи и исполнявшего роль марионеточного государства на территории Казахстана произошло, восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Государство было образовано в 1801 году, во главе его стоял султан Букей – сын Нуралы хана. В 1812 г. Букей получил от России ханский титул. Государство просуществовало до смерти Жангир хана (1845 г.), после чего ханская власть перестала существовать. Букеевское ханство (Внутренняя Орда) управлялось Временным Советом до тех пор, пока Российская империя не подчинила всю территорию Казахстана и не приняла законы, закрепившие Казахстан как колонию царской России.

В 30-ые годы ХІХ века в Букеевском ханстве происходили изменения, касающиеся всех сторон жизни государства. “Виновником” всего был Жангир хан. Особенно тяжело отразились “новововведения” на положении рядовых казахов и некоторой знати. Изменены были земельные отношения, налоговая политика, просвещение, традиции и быт казахов. Росло число бедных и обездоленных, упал авторитет и влияние ханской власти.

В такой обстановке произошло восстание казахских шаруа – скотоводов. Первоначально в южных районах Букеевского ханства, где находились удобные, богатые пастбищные угодья, затем охватило всю территорию ханства. Земельная теснота, поборы, произвел и беззаконие ханской администрации были главными причинами восстания.

Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова можно разделить на несколько этапов:

1833-1836 гг. – период подготовки к вооруженному восстанию. Нач. 1837 г. – начало выступления восставших против Жангир хана. Сер. ноября 1837 года – поражение в районе урочища Тастюбе. Сер. дек. 1837 г. – переход восставших на левобережье Урала. Сер. июля 1838 г. – поражение близ р. Акбулак.

В 1833 г. Жангир хан назначил своего тестя Караулхожи Бабажанова правителем родовыми подразделениями, занимавшими своими кочевьями побережье Каспийского моря. Многие шаруа и аульные старшины были недовольны, так как знали Бабажанова как жестокого руководителя, крупного ростовщика – торговца и активного сторонника и исполнителя ханской власти. Первыми свое недовольство выразили роды Берш, кочевавшие на юге, во главе со старшиной Исатаем Таймановым, опытным организатором, управленцем, смелым и решительным человеком, обладавшим качеством военачальника. К Исатаю Тайманову присоединился Махамбет Утемисов, который был известен в народе, как оратор, поэт-импровизатор, умный и решительный человек, защитник интересов рядовых казахов.

К 1836 году восстание охватило все ханство.

Начался новый этап национально-освободительного восстания – выступление повстанцев против хана, которое началось весной 1837 года. В районах, охваченных восстанием, ханское управление почти полностью было парализовано. Восставшие сжигали дома, захватывали имущество богатых, угоняли скот. Количество участников восстания колебалось от 1 тыс. 500 до 4-5 тыс. вооруженных сарбазов. В начале августа 1837 года крупные силы восставших во главе с Исатаем и Махамбетом приблизились к ханской ставке. По мере передвижения участники восстания старались пополнить свои ряды, всеми своими действиями демонстрировали лояльность к тем, кто поддерживал их, и наоборот, громили те аулы и имения знатных людей, которые им не помогали. К октябрю 1937 г. отряды Исатая и Махамбета находились в 60-70 верстах от ханской ставки. В конце октября 1837 г. уже были в 4-8 верстах от нее, вскоре начали осаду, которая длилась две недели.

Против восставших были выставлены хорошо вооруженные регулярные и казачьи войска, отдельные воинские подразделения из Кулагинской, Горской крепостей, Зеленовского форпоста, из Уральска и Астрахани. Руководил царскими войсками подполковник Геке. При хане Жангире был организован вооруженный отряд, насчитывавшей около 600-700 человек из толенгутов и беженцев. Всего отряд Геке составил 2 тыс. солдат и ханских людей. Были перекрыты и усилены посты в крепостях, форпостах, линиях. Исатай и Махамбет, видя такую хорошо вооруженную и явно превосходящую силу царского правительства, решили снять осаду ханской ставки. Переговоры и переписка с ханом и с Геке не дали положительных результатов, восставшие вынуждены были отступить. В урочище Тас-Тюбе произошла битва, которая рассеяла силы восставших. Карательные отряды Геке преследовали небольшую группу восставших во главе с Исатаем и Махамбетом, но они смогли избежать открытого столкновения и уйти за Урал. За поимку Исатая было обещано 500 руб. серебром. Так закончился второй этап освободительного восстания казахов Букеевской орды (ноябрь 1837 г.).

Третий этап проходил на левобережье Урала, где Исатай и Махамбет начали собирать отряд. К весне 1838 г. был создан крупный повстанческий отряд, который стал готовиться к решительной схватке с карательными отрядами царизма и казахской знати.

12 июля 1838 г. основная группа восставших численностью около 500 человек, встретилась с крупным объединенным карательным отрядом Геке у реки Киыл. Несмотря на стойкость, самоотверженность и героизм восставших они были разбиты, Исатай Тайманов был убит. Так закончилось восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Движущей силой восстания были скотоводы – шаруа, наиболее бедные и беднейшие слои населения Букеевского ханства. Также в восстании участвовали некоторые старшины и бии не только Букеевского ханства, но и Младшего жуза. Причинами поражения восстания были: 1) Плохое вооружение казахов. С пиками и саблями противостоять и победить было невозможно, так как против восставших были выставлены хорошо обученная и вооруженная регулярная царская армия, казаки и сторонники Жангир хана; 2) Неоднородность восставших; 3) Отсутствие четкой программы действий; 4) Недостаточная организованность; 5) Локальность и ограниченность восстания, без связи с освободительными движениями в других казахских жузах.

После разгрома восстания началось жестокое преследование царскими властями и сторонниками хана его участников и поддержавших жителей аулов. Казачьи сотни и специальные карательные отряды захватывали активных участников восстания, разоряли аулы, угоняли скот, отбирали имущество.

Многие участники восстания были наказаны палочными ударами, приговорены к каторжным или крепостным работам, направлены в арестантские роты, высланы в Сибирь, отправлены на вечное поселение.

Особенно жестоко были наказаны братья Махамбета Утемисова, Исмаил и Сулеймен и верные сподвижники Исатая Утемисова-Нургис, Иргис, Кучум Сартовы и их отец Сарт Ералин.

Многие участники восстания без суда и следствия содержались в тюрьмах, немало умерло еще до суда.

Махамбет Утемисов после поражения восстания смог скрыться и долго еще своими патриотическими стихами призывал казахский народ к свободе и независимости.

Султан Баймухамед, один из тех, кто принимал активное участие в подавлении восстания, посылает в места, где скрывался Махамбет своих людей – Хорунжия Ихляса Туляева и Юсупа Утевлиева, которые 20 октября 1846 г. предательски отсекли поэту голову. Дом поэта был разорен, а его голова доставлена в ставку.

Народно-освободительное восстание 1836-1838 гг. в Букеевской Орде и в западной части Младшего жуза под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова занимает значительное место в приобретении Казахстаном независимости. Они и участники восстания бесстрашно боролись против гнета местной знати и активно поддерживавших колонизаторскую политику Российской империи уральских казаков и царской армии. Многие из восставших в борьбе за свободу и независимость отдали свои жизни: сыновья Исатая – Жакия, Акай и Оспан; Сулейман и Кожахмет Утемисовы; Алман,Жумабай и Жармухамет Тогаевы; Ерше, Нурша и Бегим Сартаевы; Калдыбай Косаяков; Кабыланбай Калдыбаев и многие другие сподвижники Исатая и Махамбета.