Племенные союзы в эпоху раннего железа

ТЕМА 2. РОДОПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

1.Племенные союзы в эпоху раннего железа

2.Ранние государственные образования в Казахстане

 

В первом тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Эпоху господства в казахстанских степях саков и савроматов принято обозначать либо археологическими терминами, либо термином, в который вкладывают скорее этнографическое, нежели историческое содержание – «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками на пространстве от Хуанхе до Дуная, что и стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX –VIII до н.э. и просуществовала, по крайней мере до III в. до н.э..

Основными особенностями эпохи железа стали: изготовление орудий труда из железа, освоение племенами степных, горно-степных, полупустынных пространств Казахстана, становление экстенсивного скотоводстводческого хозяйства у народов Евразии, объединение крупных родов и племен в племенные союзы, зарождение государственного сторя у кочевых племен казахстана.

Генезис сакской культуры – чрезвычайно сложный вопрос. Постепенное накопление археологического материала, углубленное изучение разноязычных письменных источников привели к научной постановке отдельных вопросов происхождения саков и сакской культуры, к гипотезе об андроновском этногенезе саков, о возможности отождествления андроновских племен с легендарными ариями Авесты, к установлению преемственности и генетической связи сакской культуры с предшествующей андроновской. Вместе с тем установлено, что с начала сакской эпохи у обитателей казахстанских степей появляются монголоидные примеси центральноазиатского происхождения, сказавшиеся на их облике.

По мнению К.Акишева и Г. Кушаева, материальная культура Семиречья и Южного Казахстана, известная под названием сакской, создана племенами-пришельцами – потомками андроновцев Центрального Казахстана и Южной Сибири. Сакская культура зародилась еще на родине андроновцев, а окончательно сформировалась и оформилась на новых местах расселения.

Главным прорывом из века бронзы, из мира авестийских ариев, в железный век, век сако-скифских племен, был прорыв в хозяйственной деятельности, и, соответственно, в образе жизни. Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные незаселенные и неиспользовавшиеся ранее междуречные степные пространства. Изменившиеся в позднеандроновскую эпоху стадо, где крупный рогатый скот все более заменялся лошадью, не требующей повседневного ухода и способной тебеневке, позволило в начале I тысячелетия до. н.э. резко удлинить маршруты перекочевок и сделать их сезонными. Однако, с ростом стада и специализацией хозяйства, возросла зависимость населения степи от погодных и климатических колебаний и состояния пастбищ.

В отличие от предшествующего этапа истории эпоха раннего железа представлена в письменных источниках древнегреческого, ахеменидского и китайского происхождения. Эти письменные источники содержат разнообразную информацию о различных племенах, предположительно локализуемых разными авторами на территории Казахстана и сопредельных регионов Центральной Азии. В частности, упоминаются племена туров, дахов, саков, ортокарибантиев, ятиев, массагетов, савроматов, сарматов, аланов, аорсов, исседонов, аримаспов, аргипеев и др.

Точная локализация этих племен и их этническая атрибуция, как и сама терминология проблематичны, поскольку информация источников противоречива и оставляет много места для разного рода разночтений. Большинство исследователей считают, что происхождение этнонима «сака» не является твердо установленным. Совершенно очевидно и то, что не все племена номадов Казахстана и Центральной Азии были саками.

Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, в степях Казахстана, по сведениям древних источников, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греческих авторов фигурируют под именем скифов, которое широко вошло в обиход, как синоним кочевников.

Сарматский племенной союз занимал районы Западного Казахстана, термин «сармат» употребляется в античных источниках с III века до н.э. В состав племенного союза сарматов входили племена: роксоланы, аорсы, сираки, аланы. В Чингирлауском районе Западно-Казахстанской области найдены археологические памятники, относящиеся к позднесарматской культуре – II –IV в. до н.э.

Под именем скифов и саков греки и персы подразумевали, скорее всего, многочисленные союзы родственных племен. В персидских клинописных надписях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки). По мнению ряда исследователей, саки парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба. По мнению К.А. Акишева, сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки в остроконечных шапках». Кроме того, саки, изображенные на барельефах из дворца Ксеркса в Персеполе, имеют монголоидные черты и носят высокие остроконечные шапки, скорее всего, полагает ученый, это саки-тиграхауда. А поскольку одним из центров распространения монголоидов мог быть район Семиречья, он делает вывод о том, что саки-тиграхауда жили в Семиречье. Это предположение подтверждается и тем, что похороненный в кургане Иссык сакский царь носил на голове высокую остроконечную шапку. Известны войны саков с персами. В источниках, например, освещается борьба Кира с сакской царицей Томирис. С саками воевали и другие цари из династии Ахеменидов. В 519 -518 гг.до н.э. поход против саков предпринял Дарий Ι. Античный автор Полиэн пишет, что Дарий во главе огромного войска вступил в земли саков. В безводной пустыне войско едва не погибло. Дарию удалось спасти армию, но в целом поход был неудачным. Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.

Сакские «цари» и «царицы», упоминаемые античными источниками, обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско.

Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и подчинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330 – 327 гг. до н.э. Александр Македонский захватил столицу Согда Мараканду и направился к Сырдарье, которая была своеобразной границей между оседлыми жителями и кочевниками. На левобережье Сырдарьи располагались города, которые Александр захватил и поставил в них свои гарнизоны.

По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный пункт на северо-восточной границе нового государства. Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Александр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из катапульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или заболел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей).

Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники – могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, VΙΙ – ΙΙΙ вв. до н.э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследованных могильников урочища Тасмола. Исследования проводили А.Х.Маргулан, М.К.Кадырбаев.

Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют «усов». Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. В расположении курганов по отношению друг к другу имеются варианты: малый курган иногда расположен южнее, стоит на вершине большого или вовсе отсутствует. Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты.

На степных и лесостепных просторах Западного и Северного Казахстана расположены десятки могильников, принадлежавших, по одной версии, савроматским племенам аорсов и роксоланов, по другой – исседонам.

В Волго-Уральском междуречье скопление могильников отмечено по берегам Большого и Малого Узеней, в районе Камыш-Самарских озер по берегам рек Илек, Чаган, Утва, Орь, Эмба. В северных районах Казахстана могильники сосредоточены в бассейнах Тобола и Ишима. Богатые курганы выделялись своими размерами, имели насыпи диаметром 50–60 м, высоту 3–4 м.

Все памятники относятся к двум хронологическим этапам. Первый датируется VΙΙ–V вв. до н.э. и охватывает время существования савроматской культуры; второй – соответственно ΙV–ΙΙ вв. до н. э. и сопоставляется с сарматами.

Происхождение савроматов исследователи связывают со срубной и андроновской культурами, поскольку в ней сохраняются многие традиционные черты прошлой эпохи, такие, как обычай трупосожжения, наличия в насыпи под могилами колец из камней, орнамент на глиняной посуде.

Высокого совершенства у савроматов достигло прикладное искусство. Из золота, серебра и бронзы искусные мастера отливали и штамповали бляхи для украшения конской сбруи, мужских поясов и одежды. Среди раскопанных савроматских памятников Западного Казахстана наиболее яркие материалы были получены из курганных некрополей верховий р.Илек, где находились захоронения племенных вождей, военной аристократии и жрецов ранних кочевников Западного Казахстана и Южного Приуралья.

В Восточном Казахстанемногочисленные сакские могильники расположены на Алтае в долине Иртыша и ее притоков, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая, большие, или «царские», курганы сосредоточены в Чиликтинской долине. Раскопанный Чиликтинский курган, исследованный известным археологом С.С.Черниковым, дал интереснейший материал по культуре и искусству саков Восточного Казахстана. Диаметр кургана составлял 66, а высота 6 м. курган был ограблен в древности, поэтому картина его сооружения, погребальных конструкций, обряда захоронения неполная. Датируется Чиликтинский курган VΙΙ−VΙ вв. до н. э.. В 2003 г. экпедицией А.Т. Толеубаева был раскопан еще один «царский курган» могильника Чиликты.

Семиречье и Южный Казахстан - это крупнейший регион заселения сакскими племенами – тиграхауда в Семиречье и массагетов в Приаралье на Сырдарье. Одним из центров расселения саков была Илийская долина. Именно здесь находились некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский.

Сакская культура Семиречья в своем развитии прошла два этапа: ранний (VΙΙΙ−VΙ вв. до н.э.) и поздний (V−ΙΙΙвв. До н.э.). наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает Бесшатырский могильник, относящийся к середине Ι тыс. до н.э., и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или, в урочище Шилбыр и состоит из 31 кургана. Большой Бесшатырский курган и сейчас поражает своими размерами: диаметр его насыпи 104, высота – 17 м. под насыпью первого Бесшатырского кургана находилась деревянная постройка, сделанная из бревен тяньшанской ели. Курганы могильника разграблены, но грабители не смогли забрать все. Найдены короткие железные кинжалы-акинаки, остатки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел. Датируются могильники V в. до н.э.

Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находящегося в 50 км восточнее г.Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высота 6м. Под земляной насыпью два захоронения – центральное и боковое. Центральное разграблено, боковое осталось непотревоженным. Как удалось установить, часть пола, на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. На ней когда-то лежал труп на спине, головой на запад, в полном парадном облачении, с окружением. По определению антропологов, умершему было 17-18 лет, рост 165 см.

У южной стены стояла деревянная посуда: четыре прямоугольных блюда, черпак и миска. У западной стены стоял глиняный краснолощеный кувшин и миски. Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. Надпись располагалась на внешней поверхности чаши в два ряда. Долгое время эту надпись не могли расшифровать. Известный ученый тюрколог А.Аманжолов прочитал ее так: «Брат, этот очаг для тебя! Иноземец, преклони колени! Пусть будет плодородие для народа!» А.С.Аманжолов предложил искать прототипы рунических знаков в иссыкском письме. К.А. Акишев рассматривает иссыкскую надпись как свидетельство существования письменности у саков в середине первого тысячелетия до н.э.

Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами. Изображающими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного барана – архара. На шее умершего – гривна, концы которой украшены головками барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни – один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из лучей. На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Датируется курган Иссык ΙV в. до н.э.

Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки царских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VΙΙ−V вв.до н.э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах.

Саки, судя по дошедшим до нас описаниям, были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука.

Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд – наиболее приспособленные для дальних кочевий. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища – землянки и полуземлянки. Часто на зимниках, на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливая на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, в Семиречье, в ряде районов Центрального и Западного Казахстана.

Третий вид скотоводства – оседлый – предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные, как правило, неподалеку. Так было и на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота. Конечно, в жизни все было сложнее и существовало множество отклонений от этих видов скотоводческого хозяйства и накладывало отпечаток на жизнь населения разных регионов и районов Казахстана.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться уже известные месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота.

В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморье и Китай. В середине 1 тыс. до н.э. начал функционировать Степной путь, по которому доставлялись престижные товары в степную зону по 40 параллели и, начинаясь в большой излучине Хуанхэ, он пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этрусков.

Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и с искусством Китая эпохи Чжоу и Хань – с другой.Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства.

Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, коенгрифы. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами которых были боги Митра, Варуна, Индра модель мира представлялась как сочетание трех миров – подземного мира – низа; середины – земли, и верхнего – неба. У мира было четыре стороны – правая, левая, передняя и задняя. Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка.