Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ
Государственной Думы
Лекция 11
Правовой статус члена Совета Федерации и депутата
План:
Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ
Вопрос 2. Основные формы деятельности депутата.
Вопрос 3. Основные гарантии депутатской деятельности.
Получая на выборах «представительский мандат», депутаты законодательных (представительных) органов должны выражать волю избирателей, те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение главной (законодательной) функции парламентов. Неумение и нежелание их уловить, понять и выразить, неспособность правильно отражать интересы общества легко деформируют содержание не только законодательной, но и иных парламентских функций.
Взаимоотношения между избирателями и депутатом могут строиться на принципах «императивного» и «свободного мандата». Каждый из них содержит определенный режим ответственности депутата перед избирателями.
До выборов 1993 г. в России отношения между депутатом и его избирателями строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отношений с его избирателями, который получил в науке название «свободный мандат».
Свободный мандат. Впервые принцип свободного мандата был обоснован английским философом, государственным деятелем Э. Берком в 1774 году. Это правило парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей отозвать депутата, не оправдавшего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте — прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властью на всем пространстве страны.
Уже французская Конституция 1795 г. установила, что депутаты являются представителями всей нации. Либеральная трактовка содержания свободного мандата включает в себя следующие положения:
· мандат является общим (хотя депутаты избираются по округам, они представляют весь народ);
· мандат факультативен (его осуществление свободно от принуждения, депутат не обязан участвовать в парламентских заседаниях и учитывать мнение своих избирателей);
· мандат не подлежит отзыву;
· одобрение действий депутата не требуется, так как он считается выражением воли народа.
Депутат избирается не потому, что он дает какие-либо обещания, а поскольку его взгляды и программа близки избирателям, полезны государству и обществу.
На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от партии, поддерживающий его на выборах. Кроме того, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию или оказали ему другую поддержку. Хотя и предполагается полная независимость от электората, при последующих выборах депутат будет вынужден учитывать потребности и интересы избирателей.
Императивный мандат.Основоположником идеи императивного (властного) мандата является Жан-Жак Руссо, который считал, что народ может передавать власть, а не суверенитет, а потому депутаты являются не представителями народа, а его уполномоченными. Принцип императивного мандата был воспринят марксистско-ленинской доктриной, опиравшейся на опыт Парижской Коммуны 1871г. Затем после 1917г. он нашел отражение в Конституциях и законодательстве Союза ССР, других социалистических стран.
Понятие «императивный мандат» включает совокупность трех элементов:
• обязательность наказов избирателей;
• обязательность отчетности депутата;
• право отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы.
В данном случае депутат представляет жителей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказами перед избирателями и несет ответственность за неисполнение своих обязательств. Существо ответственности выражается в отказе избирателей поддержать депутата на очередных выборах или в его отзыве.
В современных государствах используется сочетание «свободного» и «императивного» мандата. Как правило, на общегосударственном уровне применяется свободный мандат, а на уровне местного сообщества, где депутат более всего чувствует связь с избирателями, — императивный,
В России депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, а на уровне субъектов Федерации (Тамбовская, Калининградская, Московская области) и на местном уровне в их деятельности просматриваются элементы императивного мандата.
Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа. Статус депутата законодательного органы Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией и Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации» от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ (с изменениями на 25 июля 2006 г.).
Депутатами Государственной Думы могут быть только российские граждане, достигшие 21 года и обладающие активным избирательным правом. Они не вправе быть депутатами любого другого представительного органа, в том числе и Совета Федерации, а также не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе.