Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ

Государственной Думы

Лекция 11

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата

План:

Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ

Вопрос 2. Основные формы деятельности депутата.

Вопрос 3. Основные гарантии депутатской деятель­ности.

Получая на выборах «представительский мандат», депутаты законодательных (представительных) органов должны выражать волю избирателей, те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение главной (законодательной) функции парламентов. Неумение и нежелание их уловить, понять и выразить, неспособ­ность правильно отражать интересы общества легко де­формируют содержание не только законодательной, но и иных парламентских функций.

Взаимоотношения между избирателями и депута­том могут строиться на принципах «императивного» и «свободного мандата». Каждый из них содержит опре­деленный режим ответственности депутата перед из­бирателями.

До выборов 1993 г. в России отношения между депу­татом и его избирателями строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отношений с его избирателями, который получил в науке название «свободный мандат».

Свободный мандат. Впервые принцип свободного мандата был обоснован английским философом, государ­ственным деятелем Э. Берком в 1774 году. Это правило парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парла­менте, сообразуясь со своими представлениями о долж­ном и собственной совестью. На этом основании отрица­ется право избирателей отозвать депутата, не оправдав­шего их доверия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте — преж­де всего полноправный член коллегии, обладающий вла­стью на всем пространстве страны.

Уже французская Конституция 1795 г. установила, что депутаты являются представителями всей нации. Либеральная трактовка содержания свободного манда­та включает в себя следующие положения:

· мандат является общим (хотя депутаты избираются по округам, они представляют весь народ);

· мандат факультативен (его осуществление свободно от принуждения, депутат не обязан участвовать в парламентских заседаниях и учитывать мнение сво­их избирателей);

· мандат не подлежит отзыву;

· одобрение действий депутата не требуется, так как он считается выражением воли народа.

Депутат избирается не потому, что он дает какие-либо обещания, а поскольку его взгляды и программа близки избирателям, полезны государству и обществу.

На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от партии, поддерживающий его на выборах. Кроме того, депутат зависит от тех организаций, которые финансировали его избиратель­ную кампанию или оказали ему другую поддержку. Хотя и предполагается полная независимость от электората, при последующих выборах депутат будет вынужден учи­тывать потребности и интересы избирателей.

Императивный мандат.Основоположником идеи императивного (властного) мандата является Жан-Жак Руссо, который считал, что народ может передавать власть, а не суверенитет, а потому депутаты являются не представителями народа, а его уполномоченными. Принцип императивного мандата был воспринят марк­систско-ленинской доктриной, опиравшейся на опыт Парижской Коммуны 1871г. Затем после 1917г. он нашел отражение в Конституциях и законодательстве Союза ССР, других социалистических стран.

Понятие «императивный мандат» включает совокуп­ность трех элементов:

• обязательность наказов избирателей;

• обязательность отчетности депутата;

• право отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы.

В данном случае депутат представляет жителей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказа­ми перед избирателями и несет ответственность за неис­полнение своих обязательств. Существо ответственнос­ти выражается в отказе избирателей поддержать депу­тата на очередных выборах или в его отзыве.

В современных государствах используется сочетание «свободного» и «императивного» мандата. Как прави­ло, на общегосударственном уровне применяется сво­бодный мандат, а на уровне местного сообщества, где депутат более всего чувствует связь с избирателями, — императивный,

В России депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, а на уровне субъектов Федерации (Тамбовская, Калининградская, Московская области) и на местном уровне в их деятельности просматриваются элементы императивного мандата.

Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от име­ни всего российского народа. Статус депутата законода­тельного органы Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией и Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депута­та Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской федерации» от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ (с измене­ниями на 25 июля 2006 г.).

Депутатами Государственной Думы могут быть толь­ко российские граждане, достигшие 21 года и обладаю­щие активным избирательным правом. Они не вправе быть депутатами любого другого представительного орга­на, в том числе и Совета Федерации, а также не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподава­тельской, научной и творческой. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы ра­ботают на постоянной профессиональной основе.