Поле борьбы - информационное пространство

Концепция "Соперничество", сформулированная в США в 1986 году, констатирует: "Посредством правдивой и ложной информации об экономике, управлении, о вооруженной борьбе можно достичь целенаправленного регулирования процессов принятия необходимых для нас решений руководством другого государства".

События последних лет свидетельствуют, что многие образцы техники и вооружения (ядерного и обычного), разработанные в 60-90-е годы, не развертывались из-за их, вдруг обнаруженной, военно-экономической нецелесообразности. Одним из главных способов достижения таких ситуаций были тщательно разрекламированные сообщения о создании контрсистем в пику разрабатываемым другой стороной образцам техники и оружия. Эти сообщения вызывали сомнения в деловых кругах и приводили в конечном итоге к изменению хода работ или полному их прекращению именно в тот момент, когда противоборствующая сторона приступала к полномасштабному развертыванию производства перспективных систем.

Исследования и многолетний опыт показывают, что чрезвычайно важной в этом плане являлась деятельность военного ведомства, осуществляющего информационно-разведывательное обеспечение такой концепции, направленной на координирование политики дезинформации (в первую очередь относительно программ создания перспективной техники и вооружения). Так в развитии экономики, подготовке и ведении вооруженной борьбы наиболее важным элементом с годами становилось достижение превосходства в информационном противоборстве (обеспечении и защите информации) с ростом значимости информатизации в общей системе государственной безопасности. Практически этот процесс затронул все сферы деятельности государств и стал в значительной степени определять уровень их политической, экономической и военной мощи.

Официально термин "информационное противоборство" ("информационная война") появился в документах Министерства обороны США после войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.), в которых речь шла прежде всего о противодействии системам управления войсками с целью достижения информационного превосходства над противником. Специалисты ставили средства информационной войны по степени их разрушительного действия на второе место после оружия массового поражения.

Оружием информационной войны объявлялись системы информационных устройств и технологий, которые используются для широкомасштабного, целенаправленного, быстрого и скрытого воздействия на военные и гражданские информационные системы противника для разрушения его экономики, финансово-банковской структуры, подрыва боеготовности и боеспособности вооруженных сил. К подобным системам относятся, например, АСУ стратегическими ракетно-ядерными силами, силами ПВО, ПРО, ПКО, войсками и флотом, а также банковские и энергетические структуры.

Примерами успешной реализации на практике отдельных положений концепции "Соперничество" могут служить широкомасштабные действия по дезорганизации систем государственного и военного управления при подготовке и в ходе боевых действий в Панаме, зоне Персидского залива; информационная экспансия США и других развитых стран в бывший СССР; контроль за формированием экономического пространства в России и СНГ.

В современных условиях правомерно утверждать следующее: чем большим информационным обеспечением обладает сторона, тем вероятнее, при прочих равных условиях, она может добиться экономических и военно-политических преимуществ. В этой связи становится понятной оценка руководством ряда ведущих государств наступательной информационной борьбы как стратегического ресурса и объяснимой причина постоянного увеличения ассигнований Министерства обороны США и стран НАТО на развитие и совершенствование информационных технологий.

В то же время объединенная комиссия по государственной безопасности США проявляет беспокойство за сохранение информационной конфиденциальности по мере расширения использования компьютеров и компьютерных сетей в информационных системах, так как их структура сейчас настолько сложна, что практически нет возможности ограничить доступ пользователей. Сегодня 95 % потоков передачи данных и телефонных разговоров в жизненно важных государственных структурах (в том числе силовых ведомствах) идет по гражданским системам телефонной связи. Поэтому считается важным и необходимым ведение также и оборонительной информационной борьбы с целью обеспечения информационной безопасности. Она включает мероприятия по блокированию, добыванию, обработке информации и особенно внедрению дезинформации. Сюда можно отнести также и контрпропаганду - от распространения простейших слухов и сплетен и до глубокой психологической обработки ("промывание мозгов") в глобальном масштабе средствами радио и телевидения.

Рисунок 17 Структурная схема завоевания господства в информационном пространстве.

 

Не менее важной, по мнению западных специалистов, является политическая, социальная и культурная ангажированность информационных источников, их техническое оснащение, дающее возможность при фильтрации информационного потока придавать ему желаемое направление. При этом конечным ориентиром фильтрации и направленности информационного потока является создание заданного стереотипа общественного сознания и управления им государственными, политическими, военными, идеологическими или иными структурами.

Методы фильтрации информации в обществе могут быть самыми разнообразными. Из них самые распространенные:

1. Полное препятствие появлению информации о каких-то проблемах, темах и явлениях (информационная "заслонка"). Наиболее ранние примеры такого рода в истории - изоляция от внешнего мира средневековой Японии эпохи сегуната То-кугава, указ Наполеона 1 о полном запрете упоминаний в газетах о Великой французской революции.

2. Информация о некоторых явлениях, событиях только с негативной интерпретацией ("односторонний негативный вентиль")^ Вариантом названного подхода является соединение негативного информационного потока с определенной нравственно-этической трактовкой события.

3. Распространение информации с позитивной интерпретацией ("односторонний позитивный вентиль").

4. Создание избыточной информации ("открытый вентиль") - сброс в общество информации в объеме, превышающем средний уровень, причем этот объем должен быть заведомо превосходящим возможности переработки и усвоения информации адресным субъектом. В результате происходит "срыв рациональной деятельности" его сознания (на уровне общественного сознания), последствием развития которого является синдром "толпы" (на телевизионном уровне).

5. Метод "двустороннего открытого вентиля" представляет собой создание нескольких избыточных информационных потоков с противоположными оценочными суждениями.

6. Особый временной режим каналов информирования ("временной селектор") в зависимости от поставленной цели может использовать: а) "шоковую" подачу информации (типа чрезвычайных сообщений, сенсаций и т.д.); б) эпизодический режим ("случайная утечка информации", чаще используется для дезинформации); в) периодический режим - обычно для создания состояния устойчивого привыкания (реклама, транслирование по телевидению, изображение на денежных купюрах РФ двуглавого орла, не являющегося официальным гербом, и т.д.).

7. Комбинированная подача информации ("многозвенный селективный вентиль") является объединением перечисленных выше методов. Наиболее часто используется многослойная информация, включающая нейтральную информацию, блок позитивной информации, блок "объективистской" информации, в которую эпизодическим фрагментом входит заданная тенденциозная информация.

8. Воздействие на эмоциональный и подсознательный уровень субъекта с целью ослабления и постепенного вытеснения у него способности рационального типа мышления. Для этого используются перечисленные выше методы в сочетании с "шумовым" методом подачи информации, характерным для "массовой" аудитории.

По мере снижения опасности развязывания вооруженной борьбы повышается значимость разведывательно-информационного компонента в жизнедеятельности государств. Количественно-качественный же дисбаланс в развитии сил и средств информационного обеспечения и информационной защиты (разведки, предупреждения, управления и связи, РЭБ, средств компьютеризации и т.д.) может отрицательно сказаться на уровне стабильности в межгосударственных отношениях.

В нашей печати в последние годы довольно полно изложены взгляды на сущность и формы информационной борьбы и информационной безопасности. Однако цели этой борьбы сводятся, как правило, к одному - обеспечению информационной безопасности государства. Проект устава Министерства обороны США более конкретно определяет цели информационной войны - достижение информационного превосходства. В этой связи целесообразно, говоря о развитии основных положений концепции информационной безопасности Российской федерации, доктринально закрепить обеспечение информационной безопасности - борьбу за информационное господство.