Информационный капитализм Мануэля Кастельса
Сетевое общество и сетевое предпринимательство
Главной чертой информационного общества, по Кастельсу, являются сети, связывающие между собой людей, организации и институты, государства.
Эффективное функционирование данной сети детерминировано двумя фундаментальными атрибутами.
Это, во-первых, устойчивая и качественная внутренняя связь (когда между компонентами обеспечена коммуникация, свободная от искажений, «шумов»),
Во-вторых, согласованность элементов сети, которая проявляется в том числе через общность интересов и поставленных целей сети и всех входящих в ее состав компонентов.
В сетевом обществе все зависит от быстроты ответа на запросы глобального рынка и адаптивность, поэтому сети значительно эффективнее громоздких, бюрократизированных корпораций, основанных на вертикальной иерархии.
Ядром информационального предпринимательства являются работники, способные анализировать, определять стратегии, эффективно общаться, находить новые возможности.
Для таких работников важно:
· умение адаптироваться
· обучаться и переобучаться
· обладание конвертируемыми навыками (способность к общению, работа в команде, способность разрешить проблему и т. д.).
Культурное измерение информационального капитализма
Кастельс полагает, что во второй половине ХХ века в области коммуникаций «галактика Гуттенберга» (система коммуникативных практик, основанная на типографском мышлении и фонетическом алфавите) уступила место «галактике Маклюэна».
Центральным элементом системы массовой коммуникации стало телевидение, апеллирующее к ассоциативному/лирическому мышлению и не требующее от аудитории психологических усилий для получения и анализа информации.
В сети компьютерных коммуникаций предусмотрены такие свойства, как интерактивность и индивидуализация контента. Новая электронная система коммуникации характеризуется конвергенцией различных средств и технологий интерактивным потенциалом.
В целом Кастельс подчеркивает следующие признаки социально-культурной структуры, обусловленной современными мультимедиа.
1. Масштабная социальная и культурная дифференциация приводит к сегментации аудитории на все более узкие целевые группы пользователей
2. Увеличивается социальная стратификация среди пользователей, осуществляющих свой выбор мультимедиа в зависимости не только от времени, которым они располагают, и материальных ресурсов, но и от культурного и образовательного капитала.
3. Коммуникации всех видов создают интеграцию и конвергенцию всех видов сообщений в едином информационном комплексе.
4. Идет создание новой символической среды, соединяющей в сфере мультимедиа широкий спектр культурных феноменов и продуктов различного качества, ценности и популярности.