Информационный капитализм Мануэля Кастельса

Сетевое общество и сетевое предпринимательство

Главной чертой информационного общества, по Кастельсу, являются сети, связывающие между собой людей, организации и институты, государства.

Эффективное функционирование данной сети детерминировано двумя фундаментальными атрибутами.

Это, во-первых, устойчивая и качественная внутренняя связь (когда между компонентами обеспечена коммуникация, свободная от искажений, «шумов»),

Во-вторых, согласованность элементов сети, которая проявляется в том числе через общность интересов и поставленных целей сети и всех входящих в ее состав компонентов.

В сетевом обществе все зависит от быстроты ответа на запросы глобального рынка и адаптивность, поэтому сети значительно эффективнее громоздких, бюрократизированных корпораций, основанных на вертикальной иерархии.

 

Ядром информационального предпринимательства являются работники, способные анализировать, определять стратегии, эффективно общаться, находить новые возможности.

Для таких работников важно:

· умение адаптироваться

· обучаться и переобучаться

· обладание конвертируемыми навыками (способность к общению, работа в команде, способность разрешить проблему и т. д.).

Культурное измерение информационального капитализма

Кастельс полагает, что во второй половине ХХ века в области коммуникаций «галактика Гуттенберга» (система коммуникативных практик, основанная на типографском мышлении и фонетическом алфавите) уступила место «галактике Маклюэна».

Центральным элементом системы массовой коммуникации стало телевидение, апеллирующее к ассоциативному/лирическому мышлению и не требующее от аудитории психологических усилий для получения и анализа информации.

В сети компьютерных коммуникаций предусмотрены такие свойства, как интерактивность и индивидуализация контента. Новая электронная система коммуникации характеризуется конвергенцией различных средств и технологий интерактивным потенциалом.

В целом Кастельс подчеркивает следующие признаки социально-культурной структуры, обусловленной современными мультимедиа.

1. Масштабная социальная и культурная дифференциация приводит к сегментации аудитории на все более узкие целевые группы пользователей

2. Увеличивается социальная стратификация среди пользователей, осуществляющих свой выбор мультимедиа в зависимости не только от времени, которым они располагают, и материальных ресурсов, но и от культурного и образовательного капитала.

3. Коммуникации всех видов создают интеграцию и конвергенцию всех видов сообщений в едином информационном комплексе.

4. Идет создание новой символической среды, соединяющей в сфере мультимедиа широкий спектр культурных феноменов и продуктов различного качества, ценности и популярности.