Оценка и измерение качества

 

Квалиметрия является взаимосвязанной системой теорий:

1. Общая квалиметрия занимается разработкой и исследованием общетеоретических проблем, которые включают: систему понятий, законы и методы оценки, правила, методы ранжирования и оценки значимости параметров;

2. Специальные квалиметрии используют модели и алгоритмы оценки, точности и достоверности оценок: экспертную квалиметрию, квалиметрическую таксономию, т.е. теорию классификации и систематизации объектов со сложной иерархической структурой; методы оценки качества на основе теории вероятностей и математической статистики;

3. Предметные квалиметрии позволяют провести анализ качества в зависимости от предмета или объекта оценки, и включает квалиметрии: решений и проектов; процессов; информации; продукции, услуг и техники; труда и деятельности; персонала; спроса.

Оценка уровня качества выступает как совокупность операций, включающих выбор показателей, определение их численных значений, значения базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством.

Показатель качества объекта представляет количественную характеристику свойств, входящих в состав качества. Основные показатели качества могут быть единичными и комплексными. Единичный показатель качества характеризует только одно свойство оцениваемого объекта. Комплексный показатель качества используется для оценки группы свойств и позволяет охарактеризовать качество объекта или группу его свойств.

Качество процесса подготовки и реализации УР определяется качеством всех используемых процедур и операций. Качество оценивается относительно норм, стандартов, критериев.

Подходы к оценке качества процедур, составляющих процесс ПРУР.

1. Информационная подготовка

2. Разработка вариантов, выбор и реализация УР

3. Процедура «согласования вариантов и утверждения УР»

4. Процедура «контроль исполнения УР»

5. Процедура «информирование о результатах выполнения УР»

Из восьми процедур высокое качество могут обеспечить шесть процедур ПРУР. Две процедуры не вошли в систему управления качеством – это согласование вариантов и утверждение УР.

При выборе, разработке и реализации управленческого решения большое значение приобретают используемые технологии и методы.

Таблица 14.2.

Таблица для первоначального выбора технологии и метода

Используемые технологии и методы При выборе УР При разработке УР При реализации УР
Инициативно-целевая технология - + -
Программно-целевая технология + + +
Регламентная технология - - +
Аналитический метод - + -
Статистический метод + + +
Матричный метод + + -
Активизирующий метод - + -
Экспертный метод + + -
Эвристический метод - + -
Метод сценариев + + -
Метод «дерево решений» + + -