Предмет, функции, методы и задачи курса

Введение

Античная система хозяйства ................................................................................... 15

Хозяйство азиатского способа производства .......................................................... 7

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................... 2

Предмет, функции, методы и задачи курса ........................................................................ 2

Лекция I. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИКИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО
ОБЩЕСТВА ........................................................................................................................ 4

Лекция II. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ ................................................................................................................................. 7

ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................ 43

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………49


Курс истории экономики как самостоятельный предмет начал преподаваться в евро­пейских университетах на рубеже XIX -XX вв. Его стали читать в специализированном кол­ледже при Лондонском университете в 1895 г. Полные курсы начали преподавать в Окс­фордском и Кембриджском университетах в начале XX в. Позднее (в первом - в 1923 г., во втором - в 1931 г) были открыты кафедры экономической истории Через некоторое время в Париже были созданы институты экономической и социальной истории.

Курсы истории экономики в европейских вузах сохранили свою самостоятельность и в наше время. Более того, они стали неотъемлемой частью подготовки не только экономи­стов, но и юристов, политологов и социологов.

В нашей стране история экономики начала преподаваться в послевоенный период, преимущественно в московских и ленинградских вузах. Однако количество часов было ни­чтожно малым. В 90-е гг. история экономики была введена в программы экономических ву­зов и факультетов бизнеса технических университетов при подготовке специалистов эконо­мического профиля.

При определении предмета курса истории экономики обычно выделяют предмет в широком смысле слова и предмет в узком смысле слова.

В широком смысле слова предметом истории экономики принято считать экономиче­ское движение общества, особенности его изменений и их связь с различными сторонами общественной жизни.

В узком смысле слова предмет истории экономики это хозяйственная деятельность раз­личных стран, развитие их производительных сил и смена способов производства.

Среди функций истории экономики обычно выделяют прагматическую, ценностную, культурную, фундаментальную и мировоззренческую

Прагматическая функция предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития, ценностная - нравственную оценку средств и результатов политических и эконо­мических преобразований, культурная - сохранение преемственности в хозяйственной прак­тике и выявление альтернатив развития, фундаментальная - анализ и обработку разнообраз­ной экономической информации, мировоззренческая - формирование логики и стиля эконо­мического мышления.

Основными методами экономики считают следующие: исторический, хронологиче­ский; логический; сравнительно-исторический; исторического моделирования; математиче­ской статистики, социальной психологии и др.

Среди основоположников истории экономики выделяют Арнольда Тойнби (1852-1883 гг.). Его основные работы - это «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» и фундаментальный труд «Постижение истории».

Большой вклад в развитие истории экономики внес Вернер Зомбарт (1863-1941). Им были написаны такие работы, как «Современный капитализм (1902)», «Буржуа» (1913), «На­родное хозяйство Германии в XIX - начале XX в.» (1923).

Наиболее известным представителем истории экономики принято считать Фернана Броделя (1902-1985). Он преподавал историю сначала в Алжире, потом в Сорбонне, ему бы­ла присуждена докторская степень. Большой известностью пользовался его трехтомник «Ма­териальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.»

Особое место среди основоположников истории экономики занимает американский экономист и социолог Йозеф Алоиз Шумпетер (1333-1950). Начинал он как профессор Боннского университета. С 1932 по 1950гг. он был профессором Гарвардского университета. Им была выдвинута, позднее и подтверждена идея о неизбежной трансформации частно­-

 


-предпринимательского капитализма в экономическую систему.

Среди российских историков-экономистов особый след осы вили М. И Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, И. A. Трахтенберг, П Лященко и др.

Стать первоклассным специалистом, обладающим развитым стратегическим мышле­нием, без знаний истории экономики в наше время невозможно. Специалисту необходимо понять экономические процессы в прошлом, их итоги и результаты. Рыночные отношения, к примеру, сами по себе не ведут к лучшей жизни Они предполагают лишь дополнительные возможности для достижения благополучия.

Известно, что многие страны выбирали модели развития экономики с элементами ры­ночных отношений. Тем не менее высокодоходными экономиками в начале 90-х гг., по дан­ным Р. Камерона [20, с 1 .10], оказались лишь немногие: Швейцария, Япония, США, ФРГ, Великобритания, Израиль, Испания. В число стран, имеющих доход выше среднего, входят Греция, Португалия, Южная Африка, Бразилия; ниже среднего - Мексика, Турция, Таиланд, Сальвадор, Египет, Боливия; стран с низким доходом немало и это прежде всего Индонезия, Китай, Индия, Бангладеш, Мозамбик. В целом в 1990 г. существовала сорок одна нация, в экономике которой на душу населения доходы были ниже 500 долл.

Изучив имеющийся колоссальный опыт, необходимо выбрать те рыночные механиз­мы, которые с учетом традиций, культуры и особенностей развития экономики, а также ре­альных условий подходят нашей стране.

По поводу периодизации истории экономики мнения расходятся. Тем не менее можно выделить два основных подхода: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основывается на пятизвенной схеме деления мировой исто­рии. Для него характерны следующие признаки:

1. Основой жизни общества является производство материальных благ.

2. Экономика разных стран с однотипным производством имеет общие черты.

3. Смена низших типов способов производства высшими.

Цивилизационный подход предполагает анализ совокупности (материальных, идей­ных, культурных, религиозных и нравственных) черт того или иного общества в их единстве, развитии и преемственности. Ему присуще следующее:

1. Общечеловеческие ценности и общественные интересы

2. Нетипичность и непохожесть истории экономики различных народов и стран.

3. Множество цивилизаций.

Например, выделяют географическую (речная, морская, океаническая), расовую (бе­лая, желтая, красная, чёрная» расы), религиозную и циклическую (гибель и возрождение в результате циклического круговорота истории) цивилизации [2, с 17].

Общепринята следующая периодизация истории: древний период (100 тыс. лет до н.э. - V в н.э.), средние века (V-XV вв. н.э.), Новое время (XVI - нач. XX в.), Новейшее время (1914 г. до наших дней) В соответствии с этим рассматриваются экономика перво­бытнообщинного и рабовладельческого общества; феодальная система хозяйства; экономика капитализма и особенности его становления по странам.