СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ

(1918-2008)

 

Александр Солженицын – это мощная фигура, по своей масштабности и значимости сопоставимая с Львом Толстым. Пафос его произведений несет в себе гневное осуждение тоталитаризма, резкое неприятие советской политической системы, приведшей к гибели миллионов людей.

Все произведения Солженицына проникнуты болью за униженность и страдания человека, страстной защитой его достоинства, права на свободное проявление и самореализацию его личности.

Творчество Солженицына очень обширно. Наиболее известные его произведения – это повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», документальные романы «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо». Очень значительны публицистические произведения писателя: «Жить не по лжи», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Как нам обустроить Россию» и целый ряд других.

В центре внимания писателя – русский национальный характер и жизнь России в условиях жестоких катаклизмов ХХ века: двух революций, двух войн, тоталитарного режима.

Известность Солженицыну принесла его повесть «Один день Ивана Денисовича», опубликованная в 1962 году в журнале «Новый мир». Это было новое, свежее слово в литературной и общественной жизни, сказанное человеком многоопытным, имеющим выстраданную идейную позицию.

Солженицын прожил тяжелую, но богатую событиями и деяниями жизнь. Родился он в 1918 г., в Кисловодске, в обеспеченной и образованной крестьянской семье. Отец его, будучи студентом Московского университета, добровольцем ушел на войну, служил в чине подпоручика. В 1918 г. в результате несчастного случая был ранен и скончался через шесть месяцев после рождения сына. Мать училась на голицынских курсах в Москве, после революции поселилась в Ростове-на-Дону и работала стенографисткой. В Ростове Солженицын закончил школу, а затем физмат Ростовского университета. Два года до начала войны он учился также на заочном отделении литературного факультета известного в 30-е гг. Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ). Но закончить его не удалось – началась война. Пройдя обучение в офицерской школе в Костроме, Солженицын в звании лейтенанта назначается командиром разведывательной звукобатареи. И вот, пройдя доблестно почти всю войну, начиная от Орла и до Восточной Пруссии, награжденный орденами, он вдруг в феврале 1945 г. попадает под арест по ложному обвинению, становится жертвой политических репрессий. Солженицын был осужден к 8 годам лагерей, а после окончания срока, в 1953 г., был сослан на вечное поселение в Кок-Терек Джамбульской области.

В 1956 г. писатель был реабилитирован и получил возможность возвратиться в Россию. Сначала он преподавал во владимирской средней школе, а затем в Рязани, когда и появилась в свет повесть «Один день Ивана Денисовича» (написана в 1959 г.). Публикация состоялась благодаря стараниям Ал.Твардовского, бывшего тогда главным редактором журнала «Новый мир» и, конечно, с разрешения Н.С.Хрущева. Далее, один за другим создаются повесть «Раковый корпус» (1963-1967) и роман «В круге первом». Авторская датировка последнего такова: написан в 1955-58 гг., искажен в 1964 г., восстановлен в 1968. Они публикуются на Западе в 1968 г., а в СССР лишь в 1990 г., в журнале «Новый мир». Писатель продолжает работать над «Архипелагом ГУЛАГ» (1958-1968; 1979), в СССР публикуется в 1989 г.

В 1964 г. Солженицын начал работать над историческим романом «Р-17», который вырос в десятитомную историческую эпопею «Красное колесо» (печаталось с 1971 по 1987 г.). В 1975 г. на Западе опубликовано его автобиографическое произведение «Бодался теленок с дубом» (в СССР – в 1991). Это рассказ о творческом пути писателя вплоть до второго ареста и очерк литературной жизни 60-70 годов.

В 1970 г. Солженицыну присуждают Нобелевскую премию (после Бунина, Пастернака, Шолохова). Повторяется та же история, что и с Пастернаком. Получив премию, Солженицын рискует лишиться советского гражданства, поэтому получение премии им откладывается. Вообще же, положение дел у писателя ухудшается, после 1965 г. его уже в СССР не печатают, а в ноябре 1969 г. из-за принципиальной идеологической и литературной позиции исключают из Союза писателей. В 1974 г. он публикует за границей первый том «Архипелага ГУЛАГ», в результате травля писателя достигает апогея, его заключают в Лефортовскую тюрьму, но вскоре освобождают и высылают из СССР. С 1976 г. по 1994 г. Солженицын жил в Америке, в штате Вермонт.

В 1988 г. Солженицыну вернули российское гражданство. В 1989 и 90-ом годах «Новый мир» публикует его романы. В 1994 г. Солженицын возвращается в Россию вместе со всей семьей, женой и двумя сыновьями.

Первое произведение Солженицына, которое получило необычайно широкий резонанс, – это повесть «Один день Ивана Денисовича». Герой повести – простой крестьянин Иван Денисович Шухов, который честно воевал, но попал в плен к фашистам и, хотя бежал и готов был воевать дальше, но, по ложному обвинению в измене родине, был арестован и отбывал свой срок в лагере, в котором было много таких же, невинно осужденных, как он. Шухов вызывает уважение читателя тем, что, несмотря на то, что он восемь лет сидел в лагерях, но тем не менее не потерял своего человеческого достоинства.

В повести описан один, по мнению героя, «почти счастливый день»: «Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

Но читатель, переживший с героем этот день, заглянувший во все эти бараки, столовки, испытывает потрясение. Оно усиливается вмешательством автора, внешне спокойным и нейтральным: «Таких дней в его лагерной жизни было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных лет три дня лишних набегало». Эти подчеркнуто спокойные фразы еще более усиливают сознание абсурдности пребывания Ивана Денисовича в заключении, вызывают у читателя чувство стыда за горькую судьбу доброго, честного, работящего человека.

Рассказ «Матренин двор» появился в 1963 г. в январском номере «Нового мира». Он тоже написан на основе лично пережитого. Героиня рассказа – крестьянка Матрена, честная труженица, человек бесконечно добрый, бескорыстный, терпеливый и незлобивый. А ведь, казалось, в жестоких условиях, в которых оказались крестьяне после «сплошной коллективизации», когда в деревнях почти голодали, естественно было озлобиться, научиться ловчить, лгать. И эта нравственная ржа затронула многих, но Матрена осталась самой собой, поэтому и жила очень бедно, за что ее осуждали и соседи, и родственники, хотя с удовольствием пользовались ее бескорыстной помощью. В этом и состоит праведность Матрены – в умении сохранить человеческое достоинство даже в столь тяжелых условиях жизни.

И рассказ «Матренин двор», и повесть «Один день Ивана Денисовича» продолжают традицию русской литературы – исследовать действительность с точки зрения общечеловеческих ценностей и духовного опыта простого, рядового человека.

Одновременно с повестью «Один день Ивана Денисовича» и рассказом «Матренин двор» в 1959 г. Солженицын работал над романом «В круге первом» (завершен в 1968 г.). Продолжая лучшие традиции реализма, Солженицын твердо отстраняется от канонов официального соцреализма, которые он считал противоречащими правде жизни.

Роман этот также автобиографичен. Солженицын писал, что и сама «шарашка Марфино», и почти все ее обитатели списаны с натуры. Но, конечно, как во всяком художественном произведении, «натура» дополняется вымыслом, возможными ситуациями, что и придает образам широту обобщения.

Название романа носит символический смысл. Первый смысл – это тюрьма, хотя и с некоторыми привилегиями. Иначе, по ассоциации с «Божественной комедией» Данте – первый круг ада.

Главными героями романа являются ученые – Нержин, Сологдин, Герасимович, Бобынин. Парадокс в том, что, находясь в заключении, эти ученые, люди высокого интеллекта, блестящей эрудиции, духовного богатства, внутренне свободны, тогда как носители власти не свободны, они рабы страха. Ученые постоянно дискутируют друг с другом на самые разные темы. Но, конечно, нервом всех их споров, обсуждений является трагический феномен советского государства с его истоками и последствиями. Каждый из этих ученых – яркая индивидуальность, со своими убеждениями, позицией. Лев Рубин воспитан в традициях советского комсомола, он убежденный марксист. Он считает, что советское государство имеет здоровую и прочную основу, а то, что он и его нынешние коллеги оказались в тюрьме, – это результат ошибки, недоразумения.

Повествователь рассматривает его фигуру как трагическую. Нержин, прообразом которого является сам автор, в отличие от Рубина, – резкий противник существующего режима. Принципиально не желая служить ему, он оставляет льготную марфинскую «шарашку» и отправляется в суровый колымский лагерь.

В 1963-67 гг. Солженицын пишет социально-психологическую повесть «Раковый корпус». Герои ее – больные онкологической больницы. Название повести имеет метафорический смысл – это образ всей страны, пораженной смертельной болезнью. Трагический общественный конфликт в тоталитарном государстве представлен наиболее ярко через конфликт между двумя главными героями с контрастными ролями: один из них сажал, другой – сидел по ложному обвинению. Первый – зав.отделом кадров завода Павел Русанов, второй – зэк Олег Костоглотов. Русанов – самодовольный, высокомерный, уверенный в том, что ему все можно. В свое время он немало покалечил судеб своими доносами, в том числе не погнушался клеветой против друга, чтобы посадить его в тюрьму, а самому занять его квартиру. Когда он узнает из газет о грядущих переменах в обществе после смерти Сталина, он начинает беспокоиться – как бы не настигла его месть. А вот раскаяния нет и в помине, в отличие от него, Олег Костоглотов – человек благородный, с чувством собственного достоинства, которое он не потерял в лагерях. Он мужественно относится к мысли о возможной смерти, хотя собирает все душевные силы, чтобы побороть ее.

В 1968 г. Солженицын завершил работу над трехтомным художественно-документальным произведением «Архипелаг ГУЛАГ», а с 1971 по 1987 г. выходит в свет его десятитомная эпопея «Красное колесо».

Жанр «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын определил как «опыт художественного исследования». Книга потрясает силой фактов, нашедших в ней отражение. Это поистине фундаментальное исследование всех беззаконий и притеснений тоталитарного режима. Она вбирает в себя собственный опыт автора, свидетельство 227-ми бывших узников ГУЛАГа. Эта книга произвела самое сильное впечатление на мирового читателя.

«Красное колесо» Солженицын задумал в 1936 г., а писал с 1969 по 1982-83 годы. Главный объект внимания писателя – история и историческая личность.

Жанр «Красного колеса» трудно определить. Это произведение экспериментальное, соединяющее в себе черты исторического и художественного произведения. Он использует более десяти видов повествования, самого разного рода прозаический материал, и из этого сплава рождается эффект мощного эстетического воздействия.