Вопрос 2.

Новый уровень экономического развития отмечен:

– полнокровным использованием богатств на территориях, подчиненных Египту,

– ростом числа рабов и развитием рабовладения (последствия военных походов),

– достижениями в области научных знаний и навыков (новые способы обработки металлов, усовершенствованная ирригация, использование колесного транспорта, развитие прикладной химии – в изготовлении папирусов и мумификации трупов, появление новых ремесел и т.д.).

Вопрос 3.

Приток рабов, раздача земель, особое влияние жречества в обществе чрезвычайно обогатили храмы и их служителей, что привело к соперничеству административной и религиозной власти. Наиболее ярким проявлением этого соперничества стала религиозная реформа Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатона. Главной причиной кардинальных преобразований в духовной жизни Египта надо считать стремление фараона ослабить жречество и укрепить свою власть, однако следует учитывать и удивительные для Египта монотеистические симпатии фараона (существует интересная, но слабо аргументированная гипотеза о том, что Эхнатон и библейский Моисей – одно и то же лицо). Суть реформы: насильственный переход от политеизма к монотеизму (единобожию), введение культа единого бога – Атона, смена имени фараона, новая столица – Ахетатон. Новая система, созданная реформатором, не могла быть поддержана ни служителями веры, ни простыми египтянами. При преемнике Эхнатона – Тутанхамоне – она была отменена. В дальнейшей истории государства еще не раз возникали эпизоды борьбы за власть фараонов и жрецов.

Вопрос 4.

Период XI-VI веков до н.э. был временем внешнего и внутреннего ослабления Египта. Причины: борьба с «народами моря», появившимися у восточных берегов Средиземного моря (гипотезы их этногенеза), наступления на страну с притязанием на утверждение господства больших военных азиатских держав, внутренние противоречия, результатом которых стало усиление роли жрецов, ливийских наемников и военной знати. Проявления политической борьбы в Египте и ее итоги, а также завоевания страны ассирийцами, халдеями и персами студентам надлежит рассмотреть самостоятельно.

Вопрос 5.

Культура древнего Египта поражает разнообразием и достижениями. Она привлекала внимание более поздних античных государств, которые многое заимствовали у египтян, многому учились у них (примеры контактов греческих и римских философов и ученых с египетскими). Направления: богатая мифология и религия (представления о загробном существовании, о сотворении мира, мифы о богах), развитие языка и письменности (очень раннее!) и литературы (богатство и разнообразие жанров!), развитие научных знаний (тоже раннее, т.к. являлось условием выживания в сложных условиях) – математики, астрономии, медицины, географии, военной науки и пр., поражающая воображение архитектура (пирамиды, храмы, дворцы), по особым канонам существовавшее искусство (живопись и особенно скульптура были самым тесным образом связаны с религиозными верованиями египтян).