Категории информатики.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИНФОРМАТИКИ
Научная идея только тогда превращается в информацию, когда она закодирована, передана по каналу связи, принята адресатом и применена на практике. Таким образом, знания должны определенным образом фиксироваться, перерабатываться, передаваться распределяться и приниматься.
ИТ выступили новым средством превращения научных знаний в информационный ресурс (ИР).
Предметом информатики является информационный ресурс, как соединение знания и информации, т.е. его сущность, законы функционирования, механизмы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействие на социальный прогресс.
Информационный ресурс стал основной ценностью современной цивилизации, но при этом возникли и другие сложные проблемы, относящиеся к социальным последствиям использования ИР. Для их решения и появилась новая наука информатика.
В науке информатике необходимо разграничить:
предмет информатики – ИР;
объект информатики – АИС;
инструментарий информатики – ЭВМ,объединенныев вычислительные сети.
В связи с таким разграничением вся информатика может быть разделена на две части:
теоретическую и прикладную информатику.
Теоретическая информатика рассматривает все аспекты разработки АИС: проектирование, создание, использование, а так же комплекс экономического, политического и культурного воздействия на общество. Кроме того, она рассматривает формы и способы получения и использования ИР, его законы и проблемы.
Теоретическая информатика изучает общие свойства, присущие всем разновидностям конкретных ИТ и сред их протекания. Высшим результатом развития теоретической информатики является создание искусственного интеллекта.
Прикладная информатикаизучает конкретные разновидности ИТ, определяя для них общие и различные черты. При этом появляются новые ветви прикладной информатики: экспертные системы, диагностические комплексы, управляющие системы и др.
Результатом деятельности прикладной информатики является создание ИТ различного назначения.
Целью изучения дисциплины информатика является получение фундаментальных понятий об информации, методах ее получения, хранения, обработки и передачи, а также воздействия ИР на современное общество.
В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, студенты в результате изучения дисциплины информатика должны:
знать и уметь использовать:
· базовые понятия информатики и вычислительной техники;
· предмет и основные методы информатики;
· закономерности протекания информационных процессов в искусственных системах;
· принципы и работу технических и программных средств;
иметь опыт:
· использования вычислительной техники и программного обеспечения;
иметь представление:
· об информатике, как способе познания мира;
· об ИР и его роли в обществе;
· о перспективах и этапах перехода к информационному обществу.
Изучение дисциплины информатика связано с освоением теоретического и практического курсов обучения. Для изучения теоретического курса общей информатики может быть использована следующая литература:
1. В.А. Острейковский. Информатика. М. – Высшая школа. 2000.
2. Информатика: Макарова Н.В. Учебник – 3-е изд.перераб.- М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Информатика. Базовый курс./Под ред. Симоновича С.В. -С.-Пб.: Питер, 2000 .
4. Лекции по общей информатике. Под ред. проф.Атрощенко В.А., КубГТУ, Краснодар-2004.
5. Информатика базовый курс. Акулов О.А., Медведев Н.В. М.: «Омега»,-2004.
Освоение практического курса обучения связано с выполнением комплекса лабораторных и практических работ, изложенных в Практикуме по Информатике под ред. проф. Атрощенко В.А., КубГТУ, Краснодар 2006г.
ЛЕКЦИЯ 2. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
ВОПРОСЫ:
1. Категории информатики.
2. Аксиоматика информатики.
3. Виды и свойства информации.
4. Методы измерения информации.
Литература:
[1], стр. 30 – 48.
Вся система категорий и понятий дисциплины информатика состоит из двух групп:
1. Понятия, заимствованные из других наук.
2. Понятия и аксиомы самой информатики.
Группа 1. К ним относятся такие понятия, как информация, информационный шум, избыточность, точность, бит, байт и другие понятия математической теории связи. Из теории автоматического управления используются такие понятия, как цель управления, управляющая система, прямая и обратная связи и другие понятия других наук.
Группа 2. К ним относятся: информационный ресурс, автоматизированные информационные системы, информационные технологии, энтропия, полезная работа ЭВМ, информационная среда, напряженность информационного поля, информационный поток, искусственный интеллект и другие понятия.
Рассмотрим эти понятия на примере управляемых систем, рис 2.1.
![]() | |||
|
Энтропия (Э) – это мера отклонения от некоторого состояния, принимаемого за эталонное, оптимальное по критерию недоиспользования ИР. Т.е. это мера соответствия состояния управляемой системы ее целевой установке:
Э = Хi- Ц, (2. 1.)
где обозначено:
Э – энтропия объекта управления (ОУ);
Хi - i-состояние ОУ;
Ц – целевая функция управляющей системы (УС).
Если Э=0, то состояние ОУ полностью соответствует целевой установке УС и о такой системе все известно, т.к. все известно о заданной целевой установке Ц.
Информационная работа системы (ИРС) – это воздействие УС на ОУ путем выработки и передачи сообщений, обеспечивающих удержание объекта в исходном состоянии, а также перевод его в новое состояние для достижение новой цели.
Информационная работа имеет неэнтропийную природу, т.к. управляющее воздействие, т.е. цель всегда известны. Однако постановка новой цели объекту добавляет ему энтропию, т.е.:
Ц1 + Ц2 = Эн, (2. 2.)
где Ц1 – старая цель УС;
Ц2 – новая цель УС;
Эн- значение новой энтропии.
Снятие новой энтропии требует дополнительной информационной работы. Таким образом, полезная информационная работа УС (ПИР) – это остаток от работы, затраченной на компенсацию энтропии самой УС, ее незнания в управлении, (ЭУС) и исходной энтропии объекта (ЭОУ), так же энтропии датчиков системы:
ПИР = ЭЭВМ +ЭОУ+ЭД (2. 3.)
Информационная среда (ИС)– это весь набор условий для технологической переработки и эффективного использования знаний в системе.
Напряженность информационного поля (НИП) – это та сила, с которой ОУ и его среда действуют на УС, вызывая ее действия по снятию возникшей новой энтропии, обеспечению достижения объектом новой цели в течение заданного времени.
Информационный поток – полный поток, воздействующий на объект за период его перехода в новое целевое состояние.
Информационно – динамический объект (ИДО) – представляет собой АИС, управляющая система, которой выступает в виде творческой системы, создающей новые состояния объекта. Поэтому ИДО – это системы, в которых осуществляется обмен энергией в виде информационной и физической работы.
Искусственный интеллект (ИИ) – искусственные системы, дублирующие функции (в пределах доступного) живых интеллектуальных систем. Инструментарием ИИ являются ЭВМ, роботы, экспертные системы, телекоммуникации.
Творческая система – это интеллектуальные системы полного цикла, обеспечивающие переход знаний в силу, создающие объект. Они являются высшей формой информационных систем. Творческие системы созидают новые состояния объекта.
Примером данных систем могут служить автоматизированные системы управления (АСУ), которые объединяют следующие подсистемы:
автоматизированные системы управления производством;
системы автоматизированного проектирования;
автоматизированные системы научных исследований и др.