ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Процесс преподавания курса информатики является достаточно сложным в силу особенностей самого предмета, как технологической и стремительно развивающейся отрасли знаний. В условиях дифференцированного обучения, наличия профилированных и общеобразовательных классов эта сложность возрастает многократно.

Чему, в каком объеме, и в какой последовательности учить? К какой деятельности в современном информационном обществе должны готовить своих учеников преподаватели информатики.

В разное время эти вопросы решались по-разному. В 70-80 гг. основной акцент был сделан в области программирования и алгоритмизации. В настоящее время значительно больше внимания уделяется вопросам современной информационной технологии. При этом базовые учебные курсы для младших школьников по-прежнему в основном нацелены на формирование и развитие навыков алгоритмического мышления (Роботландия, Алгоритмика).

Очевидно, что выпускники школы неизбежно сталкиваются с самыми различными проявлениями процесса информатизации и нуждаются в прочных, разносторонних знаниях - от математических принципов работы компьютера до технологии Windows. Но при этом преподавание информатики в полном объеме - дело абсолютно невозможное и не нужное. Не каждый ученик имеет способности к программированию и не каждому это требуется. С другой стороны, многие технологические вопросы могут быть освоены самостоятельно или на занятиях факультатива - за рамками основной учебной программы.

Опыт преподавания информатики в классах общеобразовательной и профилированной группы, анализ успеваемости учащихся, исследование эффективности применения различных учебных программ позволяют сделать некоторые предположения об основных требованиях к современному учебному курсу информатики в условиях непрерывного и дифференцированного обучения.

1. Для каждого контингента учащихся должны быть четко выделены и сформулированы основные цели обучения, планируемые знания и умения учащихся.

Это означает, что для каждого класса определяются базовые цели обучения, уровень планируемых знаний и умений учащихся. Эти цели выбираются с учетом профиля класса и реальных способностей учащихся, учитываются требования высших и средних учебных заведений.

Можно реально выделять не меньше 3 уровней целей обучения, типовых знаний и умений учащихся.

  Цель обучения Знания и умения Профиль класса
1. Получение системных и фундаментальных знаний в области современной информационной технологии и технологии программирования, подготовка к продолжению образования в высших учебных заведениях по профилю “информатика” Ученик должен знать теоретические основы организации и функционирования компьютерной техники и технологии, состав, функции и принципы работы операционных систем и приложений, должен уметь работать с различными приложениями и средствами их разработки, решать типовые и усложненные задачи по программированию и алгоритмизации Классы, профилированные по предметам: информатика, математика, экономика, гимназические и лицейские классы
2. Получение системных знаний в области применения компьютерной техники и программного обеспечения для решения различных прикладных задач, формирование теоретической и практической базы для квалифицированного пользователя компьютера Ученик должен знать основные функции и возможности операционных систем и приложений, основы информационной технологии, уметь проектировать и создавать сложные информационные объекты, иметь представление о современных технологиях программирования и алгоритмизации Классы, профилированные по предметам гуманитарного цикла
3. Получение базовых знаний в области компьютерной техники и технологии, формирование основ информационной и алгоритмической культуры Ученик должен знать основные возможности операционных систем и приложений, основы информационной технологии, уметь проектировать и создавать простые документы, иметь элементарные сведения о программировании и алгоритмизации Общеобразовательные классы

Содержание и порядок изучения материала должны соответствовать той системе целей, которые сформулированы для данного контингента учащихся. При этом какие-то компоненты, безусловно, будут общими, другие - будут составлять основу для углубленного, специализированного изучения.

2. Тематическое планирование учебного материала должно строиться на основе иерархической системы образовательных модулей, увязанных с целями обучения для каждой группы учащихся.

В основе программы курса может быть небольшое количество крупных модулей. На первом уровне иерархии их может быть всего 4.

Один из наиболее распространенных вариантов:

1. МОДУЛЬ “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ”

системы счисления и основы машинной арифметики, булева алгебра и логические основы компьютера, принципы и методы кодирования и измерения информации.

2. МОДУЛЬ “ТЕХНИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА”

архитектура современного компьютера, технические устройства, функции и физические принципы действия устройств, типовые технические параметры, форматы машинной информации.

3. МОДУЛЬ “ОСНОВЫ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙТЕХНОЛОГИИ”

состав и функции программного обеспечения, операционные системы и оболочки, файловая система, приложения, основы технологии обработки текстовой, графической, табличной и другой информации, информационные модели и информационные системы, базы данных.

4. МОДУЛЬ “ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ”

алгоритмы и исполнители алгоритмов, модели исполнителей, языки и системы программирования высокого уровня, основы программирования типовых задач обработки информации, технология разработки приложений, основы математического моделирования.

Путем разбиения модулей на более мелкие группы можно получить все многообразие учебных разделов, которые традиционно присутствуют в различных реально применяемых курсах информатики.

Пример детализации модуля 4:

Модуль 4.1. Алгоритмы и исполнители (основы алгоритмизации)

Модуль 4.2. Языки и системы программирования

Модуль 4.3. Технология разработки приложений

Модуль 4.4. Основы математического моделирования

3. Методы и средства мотивации учебного процесса должны быть дифференцированными.

Эффективность дифференцированного обучения не может быть высокой, если она не сопровождается соответствующей гибкостью в средствах и методах повышения заинтересованности учащихся в решении учебных задач.

Для технологических разделов курса очень важным стимулом является создание реальных информационных продуктов, которые могут составить основу внутришкольного или межшкольного конкурса или выставки.

В классах с углубленным изучением курса заинтересованность учащихся может создаваться на основе их участия в олимпиадах, интересных учебных проектах.

Достаточно важным и традиционным стимулом является сдача вступительных экзаменов в вуз. Это, в первую очередь, характерно для учащихся классов математического профиля. Существующие программы большинства профильных факультетов делают ставку на проверку операционных способностей абитуриентов. Следовательно, основы программирования для таких классов, по-прежнему, должны занимать одно из приоритетных мест - особенно в условиях действующей системы “Школа-ВУЗ”.