Искусство позднего маньеризма 152040-90е.
Идеалы возрождения утрачивают свою прежнюю эмоциональную, художественную и литературную целостность. Маньеризм является такой же самодостаточной эпохой, как и возрождение, после М – барокко.
• Ранний маньеризм – Тоскана, Флоренция, Рим и север Италии. - Кризис 00-40х.
• Поздний иили зрелый маньеризм – 40е и до конца 16 в. Наиболее ярко этот перелом отразился в творчестве позднего Микельанджело и Тициана. Маньеризм как направление будет господствовать в центральной и южной Италии. М. Принципиально антагонистичен возрождению, но при этом происходит из него и сосуществует наравне с ним. Так зрелость, масштаб и величие Микеладжело будет растащено на мелкие технические куски.
Маньеризм как художественная система принципиально противостоит структуре Ренессансного искусства. Р. Основывался на основе подражания и следования Природе, М. Следует какой-то субъективной идее, судьба человечества шаткая. + Поиски внутри самого католицизма новых идеалов, новая религиозность всегда экзальтирована, страстная и направлена на наиболее экпрессивные и трагические элементы переживания человека. В этом смысле М. Предугадывает барокко, но Б. Гораздо более спокойно и театрально. Художественный язык маньеризма всегда предельно сложный, полный скрытых смыслов, поэтому сложно поддается расшифровке. Литературная составляющая здесь очень сильна + сильно автобиографическое начало. Многие маньеристы будут прекрасными литераторами – Микеланджело, Аманатти, Бранзино, Челлини. М. Порождает множество автопортретов, художники стремятся оставить свой след и свое видение о мире.
Социальный аспект: М – искусство придворное, отсюда все его особенности. Меняется роль художника, до этого он связан со своим цехом и был в хорошем смысле слова ремесленником. Теперь художник становится одиноким, ищет себе покровителя и зависит от его вкусов. Это всегда искусство элитарное, ориентирующееся на людей образзованных, которые могут расшифровать все те многочисленные смыслы.
Ранний маньеризм – эмоциональный и колористический выплеск, увеличеснная экспрессия персонажей, удлиненные фигуры. Но искусство маньеризма – всегда блестящие рисовальщики.
Поздний – окончательно становится придворным и теряет свою живость и естественность, очень сухое, холодное и официальное, можно сказать, что даже “академическим”. Эклектика всей художественной системы так же важна. Не чисто итальянский хар-р, как готика, захватывает все крупные художественные центры. Мощное общеевропейское течение -особенно Голландия и обе школы Фонтенбло. Правда, первая волна – все либо итальянцы, либо учившиеся там.
Раннетосканский и -римский маньеризм.
Рим.
Тут очевидный рубеж, после чего все начинается. 1520 – смерть Рафаэля, 1521 – смерть Льва 10, последователя старых традиций + отсутствие Микеладжело. В результате, нет матерых мастеров, и все мелкие лишаются объединяющего начала. При этом, это все мастера пришлые, которые принесли с собой собственную неримскую традицию. + Уже в самой системе позднего Рафаэля видны искания и изменения.
Джулио Романо. Работал много с Рафаэлем, в тч над станцами в зале Понтификов и Виллой Модамо. В результате как бы подхватил все его заказы. Доделывает станцы (не рафаэлевские, а еще пустые(?)) в зале Понтификов. Изначально в зале были изображения раннехристианских Пап (всего 8), Рафаэль должен был их сюжетно сохранить + привнести еще 4 сэжетных композиции: (с нижней торцовой на плане стены, по часовой стрелке 6-9-12-3)Видение Константина – Победа К. Над Максенцием – Крещение К. - дар Константина папе Сильвестру. Рафаэль начал разрабатывать идею и концепцию и неизбежно отталкивался от того, что им было сделано в станцах, но принципиально поменял систему декорации. Здесь это уже не вид в окно на сюжет, а как бы пространственный гобелен.
Тут обилие персонажей, сложно прочитываемые композиции, использовал античные рельефы с арки константина. Тут прямолинейно и зло, аллюзия и прославление на современное папство, желание подчеркнуть и светскую власть папы тоже.
Сама зала предназначена для приемов, торжественных аудтиенций. То, что эта роспись как гобелены – вспомним ковры Рафаэля в Сикстинской капелле – тоже подчеркивает атмосферу праздника.
Все исполнено феерично и виртуозно, но недостает чувства.
• Победа К. Над М. - прямые аллюзии и конкретика (Пьерро делла Франческа тот же сюжет – не персонализированное идельаное событие).
• Видение Константина– очевидно, под впечатлением от Сикстинской капеллы (папыкак сивиллы и пророки). Но у Папы вынуты ножки – проецируется церемония целования папской туфли. На заднем плане – рим, якобы перед битвой с Максенцием.
Палаццо Те в Мантуе
• Зал Психеи – под впечатлением лоджии Психеи на вилле Фарнезина, но сознательно все меняет. Тема любви богов – большая фигура ???????????. Кульминация всего вынесена в свод, сложный.
• Зал Гигантов – гигантомахия. Освершенно иной эффект, но техника постройки античной колонны, например, показана здесь досконально.
Перино дель Ваго 1501-1548
Учился у Гирландайо, потом становится одним из самых последовательных учеников Рафаэля. Но после смерти его и чумы 1506 в Риме переезжает во Флоренцию, за 10 лет до смерти вернется в Рим, где за свои работы будет похоронен в Пантеоне.
- Декорация зала Паолино в замке Святого Ангела. С ним работали еще Марко Пино и Перегрино ди Бальди.
Изначально гробница Адриана, потом переделылвали, залу+лоджия построил Павел 3. Прославляет папу как частного человека – в его спальне композиция Любовь Амура и Психеи. Главная сюжетная роспись – декорация, идущая по стенам – посвящена истории Александра Македонского (Папа Павел изначально Александро Фарнезе), а 6 тондовых композиций – история апостола Павла + две фигуры – Архангел Михаил и Адриан- на торцовых стенах = прославляется и место, и папа. История македонского сделана в технике гризали, что уподобляет их картинам на меди. Тема славы звучит как будто в материале. В металлической трактовке предстяют и эпизоды Павла. Разные уровни реальности – живие фигуры, реальная архитектура, псевдомедные картины... Сюжеты на потолке – реальные сцены, тоже посвящены истории Александра Македонского, наиболеее значимые эпизоды - Александр Македонский преклонил колени перед Иерусалимским первосвященником, опять подчеркиваем главенство церкви. Обезьяны под архангелом Михаилом – аллитерация изображения подлинных событий. Но у обезяны в ракух – кисть винограда, отсылка к Плинию Старшему – опять рассчет на людей, которые смогут это все понять. Я бы не смогла. Мда.